Все-таки приглашать иностранных гостей в Казахстан чревато для нашей власти: им рот не заткнешь и по написанной бумажке читать не заставишь. И вообще, на таких мероприятиях они себя чувствуют хозяевами положения, где бы они ни проходили. Вот и председатель ВИЭФ Тун Муса бин Хитам «забыл» после своей приветственной речи, что вторым вроде как полагается выступать «его превосходительству президенту Нурсултану Назарбаеву», предоставив слово премьер-министру Малайзии Наджибу Разаку. А тот после восхваления бин Хитамом «потрясающе быстрого экономического роста в Казахстане со времен обретения независимости» заговорил о вещах, не слишком для казахстанских властей приятных.
А люди вам верят?
По сведениям г‑на Разака, с точки зрения легкости осуществления бизнеса и его регулирования в лучшие 40 стран, по данным Всемирного банка, вошли Саудовская Аравия, Малайзия, Бахрейн и ОАЭ.
- Казахстан был назван страной, которая достигла наибольших результатов в регулировании бизнеса в прошлом году, мы поздравляем вас с этим, — обратился Наджиб Разак к Назарбаеву.
- Вместе с тем исследование показало, что бизнес не везде является прозрачным, возможности чаще всего основаны на личных связях или особых привилегиях, — невозмутимо продолжил представитель Малайзии.
Он напомнил, что страны, богатые природными ресурсами, обладают огромным потенциалом для того, чтобы стать ведущими экономиками со значительным глобальным влиянием, но «могут внезапно столкнуться с экономическим спадом, который ведет к последствиям в социальной сфере, и когда это происходит, в конечном итоге страдает вся умма». В связи с чем, по его мнению, «должное управление» (читай — справедливое и равное отношение ко всем членам общества и предоставление всем равных возможностей, а не декларация таковых) — это «не единственный ответ на многие сложности, но основополагающий принцип наравне с открытостью, честностью и прозрачностью».
- Люди должны обладать верой, что их правительство работает на них, а не на себя и что их лидеры и политики стремятся к тому, чтобы поднять экономику в целом, — уже совсем по живому резанул Разак. — Речь не идет о том, чтобы соответствовать западному мнению, но это означает — действовать в соответствии с Кораном. Мы должны быть готовы практиковать то, что мы проповедуем, и правительство не должно бояться критики людей, которым оно служит.
Поможем исламу с имиджем
После такой завязки, весьма актуальной для Казахстана, особенно в части веры людей во власть, сказать что-то более громкое было затруднительно. И хотя председатель ВИЭФ и рассыпался в извинениях, сетуя на то, что хозяину принимающей страны слово надо было бы дать сразу, инициатива была выпущена из рук. Но, надо отдать должное Назарбаеву, он попытался вернуть ее, предложив исламскому миру приступить к реализации совместного медийного проекта по разоблачению демонизации глобальными СМИ ислама.
- Мы должны совместными усилиями формировать позитивный образ ислама как религии мира, добра, терпимости и справедливости, пора серьезно задуматься над общемедийным проектом исламских стран для того, чтобы на глобальном и региональном уровне противостоять дискредитации великого учения, — заявил Назарбаев.
По его мнению, именно исламский мир и является главной мишенью терроризма, истоками же его елбасы считает «политические и экономические причины» — жаль, что причины взрывов в Актобе и в Астане никто озвучивать до сих пор не хочет, ссылаясь на «самоподрыв». Но помимо связи террористов с транснациональной преступностью, наркотрафиком и контрабандой оружия Назарбаев видит еще «геополитические истоки», то есть заинтересованность крупных игроков в нестабильности ряда регионов мира.
Как медийный проект сможет противостоять заговору иностранных спецслужб, осталось не совсем ясным. Впрочем, заморачиваться на такой мелочи Нурсултан Абишевич никому времени не оставил, заявив о необходимости «модернизации мусульманского общества».
- Необходимость модернизации исламского общества очевидна, отрицать это можно, только закрыв глаза на истину, — сказал президент Казахстана. — Точный, сбалансированный выбор модели такой модернизации был бы нашим общим вкладом в развитие полуторамиллиардной мусульманской уммы.
- В этой связи Казахстан сегодня предлагает ряд инициатив, которые мы могли бы реализовать вместе, — подошел Елбасы к своему излюбленному моменту выступления — перечислению предложений по пунктам.
Пункты были следующие: во первых, в целях создания нового направления экономического сотрудничества создать на базе ВИЭФ «диалоговую площадку группы ведущих десяти экономик и стран мусульманского сообщества», то есть аналог G8. Во вторых, с учетом отставания стран исламского мира от ведущих научно-технологических тенденций казахстанский президент предложил создать международный центр инноваций с участием заинтересованных стран Организации Исламская конференция. В третьих, в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса предложено было создать специальную рабочую группу ВИЭФ и на его площадках обсудить создание специального фонда МСБ при Исламском банке развития.
- По оценкам экспертов, потенциал роста исламских инвестиций в Казахстан в ближайшие годы составляет до 10 миллиардов долларов, — озвучил первую страну, где такой спецфонд мог бы приложить свои усилия, Назарбаев.
И тут же призвал Исламский банк развития «активизировать участие в финансировании проекта строительства новой железной дороги из Казахстана в Иран», а также акцентировал внимание на продовольственной безопасности:
- В целях укрепления продовольственной безопасности предлагаю разработать систему продовольственной помощи в рамках Организации Исламская конференция, ее основой может стать создание регионального фонда по типу ФАО (Всемирная продовольственная организация при ООН — авт.) в структуре группы Исламского банка развития и пула продовольствия стран — членов ОИК. Предлагаю разместить его штаб-квартиру именно в Казахстане, как в стране, активно развивающей экспортный продовольственный потенциал.
Обещали рассмотреть. Бишкек перехватывает инициативу Астаны
Проштрафившийся модератор пообещал обязательно рассмотреть предложения Нурсултана Абишевича и обсудить их на самых различных уровнях мусульманского сообщества. А президент группы Исламского банка развития Ахмад Мохаммад Али после церемонии подписания меморандума о взаимопонимании с казахстанским правительством прокомментировал последнюю инициативу крайне осторожно.
- По вопросу создания организации, подобной ФАО, необходимо провести консультацию, посовещаться с другими странами — членами ОИК и узнать их мнение. Несколько лет назад была резолюция министров иностранных дел в рамках ОИК, чтобы не создавать никакую новую организацию по продвижению подобных идей, — напомнил он. — Это может стать барьером, если не провести предварительную консультацию, с другой стороны, идея новая и очень хорошая, потому что у нас нет подобных организаций в Центральной Азии по этому вопросу.
В ответ министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев и тени сомнений не оставил в том, что правительство заставит исламский мир задуматься над этой инициативой.
- Мы думаем, что в долгосрочной перспективе этот инструмент был бы хорошим, потому что у многих стран ОИК есть очень большие финансовые ресурсы и они заинтересованы в стабильных поставках. Это идея нашего президента, и мы будем работать над ее воплощением, — заявил он в интервью журналистам.
Между тем в ходе последовавшей за официальным открытием форума пленарной сессии стало известно, что Бишкек намерен перехватить инициативу Астаны в качестве становления Казахстана как регионального исламского финансового центра.
- В настоящее время продвижение исламских принципов финансирования осуществляется на основании меморандума о взаимопонимании между Кыргызской Республикой и Исламским банком развития. Пилотным проектом является «Экобанк», выполнение условий указанного меморандума предполагает становление города Бишкека в качестве центра исламских финансовых услуг для всего Центрально-Азиатского региона, — заявил первый вице-премьер Кыргызстана Омурбек Бабанов.
По его словам, еще в 2009 году в стране вступили в силу поправки в закон «О национальном банке и о банковской деятельности», которые направлены на создание условий для продвижения исламского банковского дела в Кыргызстане.
В Казахстане, напомним, аналогичные поправки до сих пор «сидят» в парламенте, а Минфин обещает разродиться выпуском суверенных ценных исламских бумаг — сукук после того, как парламентарии разродятся упомянутым законом. Так что призыв Бабанова к исламскому финансовому сообществу приходить в Кыргызстан стал лучшей иллюстрацией между декларациями и реальными делами правительства, работающего на людей, а не на себя.
Источник: Газета “Голос Республики” №21 (197) от 10 июня 2011 года
Read the original post:
Имидж – не масло, на хлеб не намажешь