На уходящей неделе западные СМИ проанализировали ход праймериз в правящей партии Казахстана. Они также сообщили, что вдова Рахата Алиева пожаловалась в Европейский суд по правам человека на невозможность получить доступ к своей собственности на Мальте.
«ЧТО БЫ НИ ГОВОРИЛИ В “НУР ОТАНЕ”»
Правящая партия Казахстана «Нур Отан», которая проводит праймериз, признает необходимость перемен, но использует старые методы для их имитации и не смогла отказаться от своей привычки вмешательства, в частности, в выборы. С одной стороны, создается иллюзия, что люди активно участвуют в кампании, с другой — выбирают только «подходящих» кандидатов, а независимым представителям новой волны нет места во власти. Это основная мысль статьи «Правящая партия Казахстана: праймериз — это театр?», опубликованной на сайт Eurasianet.org.
По словам автора, на желание «Нур Отана» стать легитимной политической силой повлияли события, которые власть не могла контролировать. Здесь автор обращает внимание на протесты, которые начались после отставки в прошлом году президента Нурсултана Назарбаева, руководившего страной почти 30 лет, особенно на гражданскую активность среди молодежи.
«На первый взгляд «Нур Отан» по-новому отнесся к праймериз: выбрал более яркий и коммерческий подход, не имеющий ничего общего с политической жизнью Казахстана в прошлом. Появились новые лица, желающие баллотироваться на парламентских выборах», — пишет автор, отмечая, что к кампании были привлечены такие молодые люди, как 20-летняя шахматистка Жансая Абдумалик.
В статье сообщается, что в качестве кандидатов зарегистрировались около 11 тысяч человек, в том числе певцы, спортсмены, бизнесмены и влиятельные в соцсетях люди. Однако «Нур Отан» в очередной раз применил методику использования звезд и знаменитостей в качестве саморекламы.
Тем не менее «есть некоторые свидетельства того, что власти не полностью избавились от привычки вмешиваться в избирательный процесс», пишет Eurasianet.org, ссылаясь на материал Азаттыка об учителях, жаловавшихся что их принуждают регистрироваться в качестве членов «Нур Отана» и голосовать.
«Принудительная регистрация» учителей ради праймериз «Нур Отана» (9 сентября 2020 года)
Новая-старая стратегия, пишет автор, имеет двоякий эффект: «создает иллюзию максимального участия [граждан], пока за кулисами трудятся чиновники с тем, чтобы были выбраны «правильные» кандидаты».
«Этих праймериз недостаточно для того, чтобы убедить электорат в том, что «Нур Отан» вновь заслуживает абсолютного большинства в парламенте», — говорит Eurasianet политический активист нового поколения Димаш Альжанов.
Активистка из Алматы Алуа Жолболдина добавляет: «Что бы ни говорил «Нур Отан», путь к власти для нового поколения таких независимых людей, как мы, закрыт».
ИСК ЭЛЬНАРЫ ШОРАЗОВОЙ
Вдова бывшего казахстанского олигарха и экс-зятя Назарбаева, Рахата Алиева, который был мертвым в австрийской тюрьме в 2015 году, подала иск в Европейский суд по правам человека на правительство Мальты. Об этом сообщается на сайте издания Malta Today. Эльнара Шоразова, гражданка Австрии, говорится в статье, считает, что Мальта нарушает ее права, замораживая активы по просьбе правительства Казахстана, «которое не гарантирует справедливого судебного разбирательства».
В жалобе, подписанной адвокатом Джо Джильо, Шоразова сообщила, что ее активы на Мальте остаются замороженными с 2014 года и что решение было основано на «политически мотивированных ложных обвинениях».
По словам Шоразовой, она долгое время оспаривала в суде решение правительства Мальты и была против его сотрудничеством со следователями в Казахстане.
«Рахат Алиев, поменявший фамилию на Шораз, ранее был женат на дочери казахстанского диктатора Нурсултана Назарбаева и занимал руководящие должности в секретной службе страны. Позднее он поссорился со своим тестем и был разлучен с дочерью Назарбаева в 2007 году, когда был послом в Австрии», — так пересказывает историю Алиева Malta Today.
На родине бывший зять Назарбаева, в свое время работавший зампредом КНБ и замначальника службы охраны президента, был обвинен в похищении людей и попытке силового свержения правительства и заочно приговорен к 20 годам лишения свободы.
В 2007 году правительство Австрии отказалось экстрадировать Алиева в Казахстан, сославшись на негативную ситуацию с обеспечением прав человека в стране, и начало собственное расследование в связи с обвинениями в убийстве и отмывании денег.
Алиев переехал на Мальту в 2010 году и прожил там около четырех лет. В это время он находился под следствием в Австрии, Германии и Лихтенштейне. В 2014 году по запросу правительства Казахстана мальтийский суд заблокировал активы Алиева, в том числе яхту и компании. Рахат Алиев опротестовал решение мальтийского суда. В июне того же года был арестован в Вене и содержался в тюрьме австрийской столицы в ожидании судебного процесса. Там же в феврале 2015 года был найден мертвым. Австрийские следователи пришли к выводу, что он покончил жизнь самоубийством. Адвокаты 52-летнего Алиева, отмечает Malta Today, «настаивали, что он не мог покончить с собой».
В октябре 2017 года мальтийский суд частично подтвердил выдвинутые ранее Алиевым обвинения в адрес казахстанского режима относительно нарушения его прав на справедливый судебный процесс и постановил, что собранные власти Мальты документы не должны быть предоставлены Казахстану, поскольку были собраны «в нарушение прав» Алиева.
«Однако [суд] постановил, что правовое содействие [следствию] в отношении Эльнары Шоразовой должно быть продолжено и все документы, относящиеся к уголовным обвинениям в ее адрес, должны быть направлены руководству Казахстана», — пишет издание.
Правительство Мальты постановило, что «учитывая тяжесть финансовых обвинений против Алиева, неуместно препятствовать расследованию без предоставления собранной информации».
В Жалобе Шоразовой в Европейский суд говорится, судебным властям на Мальте «предоставили различные сообщения о регулярном использовании пыток во время политических судебных процессов в Казахстане», которые не были учтены. Malta Today отмечает также, что суд «не счел целесообразным делать какие-либо общие утверждения относительно демократии в Казахстане» поскольку на суде «не было убедительно доказано, что судебное разбирательство… политически мотивировано».
ИСПЫТЫВАЮТ ЛИ ДАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ В КАЗАХСТАНЕ?
В организации «Forum 18», наблюдающей за ситуацией со свободой вероисповедания на евразийском континенте, заявляют, что собственность религиозных меньшинств в Казахстане находится под угрозой. В статье под названием «Казахстан: суды не перестают изымать церковную собственность» на сайте EurasiaReview говорится, что протестантская церковь «Новая жизнь» в Алматы и церкви «Благодать» и «Агапе» в Нур-Султане лишаются имущества по решению суда.
Согласно информации на сайте, 17 сентября городской суд Алматы оставил в силе ранее вынесенный приговор об изъятии двух зданий, принадлежащих протестантской церкви «Новая жизнь». Как сообщается в материале, церковь «использовала эти дома как места поклонения и лечила там лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью». Церковь приобрела данную недвижимость в 1993 году. В статье заявляется, что представители Forum 18 видели официальные документы, подтверждающие собственность.
По словам авторов, в соответствующем отделе департамента юстиции Алматы, ответственном за передачу двух церковных зданий в государственную собственность, отказались ответить на вопросы представителя Forum 18, почему происходит изъятие церковного имущества и когда там намерены его осуществить.
По словам автора, представители церкви не присутствовали на слушании, юрист и пастор религиозной организации заявили, что намерены опротестовать это решение и подать жалобу в прокуратуру города Алматы в связи с изъятием их имущества и неспособностью реализовать свое право на защиту в суде.
Адвокат церкви говорит, что существует вероятность пересмотра в Верховном суде заочного приговора трем бывшим пасторам церкви. Решение о конфискации церковного имущества было принято в контексте этого приговора.
В 2019 году межрайонный суд по делам несовершеннолетних города Алматы приговорил заочно бывшего пастора протестантской церкви «Новая жизнь» Максима Максимова, его жену и помощника к заключению по обвинению в «насилии в отношении посетителей, нанесении тяжкого вреда их психическому здоровью и хищении денег». Международные правозащитные организации, и Казахстанское международное международное бюро по правам человека и соблюдению законности в считают эти решения безосновательными.
Кроме того, в собственность государства могут перейти дома церкви «Грейс» и пресвитерианской церкви «Агапе» в Нур-Султане. Как пишет автор, в феврале этого года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов принял решение об изъятии земли, на которой расположены здания этих церквей в Байконырском районе, для госнужд. По словам чиновников, на месте этих зданий планируется построить детский сад, поэтому государство изымает их и выплатит компенсации домовладельцам. По словам авторов, церкви принадлежали место для совершения обрядов, дом, в котором жила семья пасторов, и недостроенное здание церкви самой «Агапе».
Как пишет правозащитная организация, в 2001 году церковь «Грейс» выкупила эту землю, на которой прежде располагался детский сад. Специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана постановил выплатить 307 100 079 тенге (720 тысяч долларов США) компенсации за 0,136 га земли, принадлежащей церкви. Однако владельцы церкви сообщили, что эта сумма намного ниже рыночной стоимости участка и они намерены защищать свои права в суде высшей инстанции.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»