На собравшем сотни участников «Народном собрании» («Халық құрылтайы») в Алматы звучали призывы отказаться от совместных с Китаем проектов, митинги против которых прошли на этой неделе в нескольких казахстанских городах. В повестке обсуждения были и политические реформы, которые, как было заявлено участниками, невозможны без полного ухода из власти экс-президента Нурсултана Назарбаева.
На «курултае» в Алматы, куда съехались активисты из разных регионов Казахстана, обсуждали две основные темы — политические реформы, которые, по оценке собравшихся, давно назрели в стране, и присутствие Китая в экономике Казахстана. Спикеры озвучивали свои мнения у микрофона на протяжении более трех часов, но после завершения собрания в зале оставались люди, которые хотели выступить и возмущались тем, что им не предоставили трибуну.
Президиум «курултая», в котором сидели представители так называемой старой оппозиции — бывший министр сельского хозяйства Балташ Турсумбаев, журналисты Рысбек Сарсенбай и Ермурат Бапи, — дал первое слово Серикболсыну Абдильдину, бывшему главе закрытой казахстанским судом оппозиционной Коммунистической партии. 81-летний Абдильдин, экс-глава Верховного Совета, провозгласившего в 1991 году независимость Казахстана и избравшего первым президентом Нурсултана Назарбаева, заявил, что политические реформы в стране невозможны без ухода из власти экс-президента.
Страна должна «избавиться от Назарбаева», сказал Абдильдин, слова которого зал встретил аплодисментами. 79-летний Назарбаев, несмотря на сложение в марте полномочий, всё еще обладает значительными рычагами влияния на госаппарат — возглавляет совет безопасности и доминирующую на политическом поле партию «Нур Отан», которая выдвинула в президенты Касым-Жомарта Токаева. Ставленника Назарбаева объявили победителем досрочных президентских выборов в июне, Токаев в своих многочисленных заявлениях говорил о продолжении курса «елбасы» («лидера нации» — титул Назарбаева).
— Ухода [Назарбаева] нужно требовать единым народным фронтом. Его пребывание у власти — это слабое звено закона. В стране есть закон «О лидере нации». Его подписали премьер-министр и главы двух палат парламента. По Конституции, у них нет права принимать законы, — сказал Абдильдин. — Самый приемлемый путь — это возвращение к Конституции 1993 года.
Подготовивший доклад о финансово-экономической ситуации в Казахстане экономист Айдар Алибаев говорил, что «народ устал от несправедливости, нищеты, коррупции, отсутствия перспектив» за «30 лет неэффективного управления страной». Глва неправительственного Союза потребителей финансовых услуг сказал, что внешний долг Казахстана составляет «около 170 миллиардов долларов», из страны продолжают выводить капиталы. Алибаев призвал внести в резолюцию «курултая» пункт с предложением к Токаеву не брать в долг деньги в Китае (на следующей неделе президент Казахстана отправится с двухдневным официальным визитом в Пекин).
— Токаев не должен подписывать новые договора о разработке месторождений и строительству заводов и других объектов инфраструктуры. Эти договора обставляются множеством условий. Китайские кредиты, китайское оборудование, китайские специалисты, китайские рабочие, потом продукция, которая идет в Китай.. А нам останутся на шее только долги с процентами и испорченная экология, — выступил Алибаев. — Вся эта долговая политика приведет к потере суверенитета. Примеры Шри-Ланки, Малайзии, Пакистана, Таджикистана, Замбии, половины Африки говорят сами за себя. Эти страны не могут возвратить долги Китаю и рассчитываются землей и объектами инфраструктуры. Казахстан, по разным оценкам, должен более 20 миллиардов долларов. Я считаю, нашей стране надо приложить все усилия, чтобы быстро погасить долг и не иметь перед Китаем никаких долгов.
Айдар Алибаев высказался также за приостановку совместных с Китаем 55 проектов, которые казахстанские власти называют высокотехнологичными предприятиями, обеспечивающими граждан рабочими местами, и выдвинул предожение провести «тщательный и открытый аудит» этих проектов.
С призывами не допустить реализации казахстанско-китайских «инвестиционных проктов» выступали и другие участники «курултая». Аналогичные призывы озвучивались в ходе акций протеста на этой неделе, начавшихся в Жанаозене в Мангистауской области и охвативших несколько казахстанских городов. Участники акций выходили с плакатами «Нет китайской экспансии» и «Нет 55 китайским заводам».
Токаев и правительственные чиновники заявляли, что за антикитайскими протестами стоят «недоброжелатели» и «провокаторы», заинтересованные в «дестабилизации» Казахстана, которые умело манипулируют недостаточно информированными гражданами и распространяют слухи. Чиновники не уточнили, о каких именно заинтересованных силах идет речь. Токаев на заседании созданного по его инициативе консультативного органа заявил 6 сентября, что «землю никому не отдадим и всегда будем слышать людей».
В последние месяцы в Казахстане усилились антикитайские настроения на фоне сообщений о тяжелом положении этнических меньшинств, в том числе казахов, в Синьцзяне, провинции на северо-западе страны. В прошлом году Организация Объединенных Наций заявила, что более миллиона уйгуров и представителей других коренных этносов Синьцзяна, преимущественно исповедующих ислам, принудительно помещены в так называемые «лагеря политического перевоспитания». Китай называет эти учреждения «центрами профессионального обучения», призванными помочь людям избавиться от экстремистских идей и реинтегрироваться в общество, и призывает другие страны не вмешиваться в его внутренние дела.
На «курултае» в Алматы 7 сентября высказались за освобождение из тюрем людей, которых правозащитники относят к «политзаключенным», за уход с поста спикера сената дочери бывшего президента Дариги Назарбаевой, которая возглавила верхнюю палату парламента после отставки отца. Участники собрания потребовали внести в законодательство норму об уголовной ответственности за передачу казахстанских земель иностранцам. В резолюции «курултая» содержатся призывы перейти от президентской к парламентской форме правления, соблюдать права на мирные собрания, отправить в отставку председателя КНБ Карима Масимова и секретаря совета безопасности Калмуханбета Касымова, прекратить преследование инакомыслящих.
После «курултая» его участники прошли от пересечения проспекта аль-Фараби и улицы Желтоксан, где проходило собрание, до площади Республики.
Первый «курултай» состоялся в июне в Нур-Султане. Тогда тоже поднимали вопросы перехода к парламентской системе управления, включения в земельный кодекс статьи, запрещающей продажу земель иностранцам и передачу ее им в аренду, ограничения экономических и торговых отношений с Китаем, отказа от инвестиций и кредитов Китая, освобождения «политических заключенных».
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»