Идеология истины

Еще вели­кий древ­не­гре­че­ский исто­рик Фуки­дид утвер­ждал, что боль­шая часть людей слиш­ком лени­ва для того, что­бы дока­пы­вать­ся до исти­ны, а пото­му они доволь­ству­ют­ся пер­вым же попав­шим­ся им авто­ри­тет­ным мне­ни­ем. И реа­лии дня сего­дняш­не­го нагляд­но пока­зы­ва­ют, что с тех пор мало что изменилось. 

 

Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА

 

В послед­ние годы мно­гие граж­дане нашей стра­ны в каче­стве под­спо­рья в поис­ках Боже­ствен­ной исти­ны, выбо­ра цели и ори­ен­та­ции на жиз­нен­ном пути выби­ра­ют рели­гию. Понять людей мож­но. Имен­но рели­ги­оз­ные дея­те­ли, будучи опыт­ны­ми пси­хо­ло­га­ми и руко­вод­ству­ясь Свя­щен­ны­ми писа­ни­я­ми, все­гда нахо­дят отве­ты на все вопро­сы. В ито­ге   отхо­дят в сто­ро­ну несо­по­ста­ви­мые с эта­ло­ном «излиш­ние» мыс­ли и наме­ре­ния, жить ста­но­вит­ся намно­го легче.

Но как быть, если постав­лен­ные цели изна­чаль­но носят лож­ный и порой где-то и праг­ма­тич­ный харак­тер, а исти­на, нашед­шая отра­же­ние в речах тех или иных око­ло­ре­ли­ги­оз­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей, став досто­я­ни­ем тол­пы, иска­жа­ет­ся до неузна­ва­е­мо­сти? Вопрос этот дале­ко не праздный.

За язык, за веру, за свет­лое будущее

Совсем недав­но в соци­аль­ных сетях Интер­не­та появи­лась так назы­ва­е­мая «Идео­ло­гия наци­о­нал-пат­ри­о­тиз­ма». Глав­ная ее суть сво­дит­ся к сохра­не­нию казах­ской нации, а вме­сте с ней и наше­го госу­дар­ства.  «Мы — каза­хи — народ с древ­ней­шей исто­ри­ей, бога­той куль­ту­рой, пере­до­вым искус­ством, мет­ким и крас­но­ре­чи­вым язы­ком. Если мы, каза­хи, хотим сохра­нить свою нацию, мы долж­ны вся­че­ски раз­ви­вать наци­о­наль­ный пат­ри­о­тизм», — отме­че­но в дан­ном доку­мен­те и далее в нем сле­ду­ет обра­ще­ние к исто­рии, начи­ная с V‑ІІІ веков до нашей эры.

При этом в чис­ло веду­щих дея­те­лей ста­нов­ле­ния казах­ской госу­дар­ствен­но­сти вклю­че­ны такие исто­ри­че­ские лица как: «пра­ви­тель гун­нов Атти­ла, заво­е­вав­ший Рим, отваж­ная прин­цес­са Томи­рис, пове­ли­тель Егип­та Сул­тан Бей­ба­рыс, Чин­гиз­хан, Абы­лай, Кене­са­ры, Абу Насир Аль-Фара­би, Ави­цен­на, Улык­бек». Бес­спор­но, все эти люди оста­ви­ли яркий след во все­мир­ной исто­рии. Но при этом нель­зя не заме­тить, что, при­чис­ляя их к казах­ской нации, соста­ви­те­ли доку­мен­та, мяг­ко гово­ря, хва­ти­ли лиш­ку, посколь­ку про­ис­хож­де­ние, как и дата, и место рож­де­ния, неко­то­рых из них до сих пор неиз­вест­ны и вызы­ва­ют нема­ло дис­кус­сий сре­ди уче­ных и историков.

Впро­чем, суть вовсе не в этом, а в самой, так назы­ва­е­мой фило­со­фии упо­мя­ну­то­го доку­мен­та. Дан­ная идео­ло­гия пред­на­зна­че­на для тех людей, кто душой боле­ет за буду­щее Казах­ста­на и казах­ско­го наро­да, за язык и веру, за свет­лое, счаст­ли­вое буду­щее под­рас­та­ю­щих поко­ле­ний. Для тех, кто, сохра­няя един­ство нации, согла­сен идти до кон­ца и доби­вать­ся постав­лен­ной цели, кто гор­дит­ся тем, что он казах и готов на все ради бла­го­по­лу­чия сво­е­го народа.

Что тут ска­жешь? Цель постав­ле­на вели­кая. Более того, ее мож­но было толь­ко при­вет­ство­вать. Если бы не деви­зы и лозун­ги этой самой «идео­ло­гии»: «Нас спа­сет Ислам», «Мы борем­ся за то, что­бы зав­тра наши сыно­вья и доче­ри не ста­ли раба­ми, покор­но пре­кло­нив голо­вы. Мы всех побе­дим! Да помо­жет нам Аллах!». В исто­рии нема­ло при­ме­ров, когда с име­нем Алла­ха, или Бога на устах  люди совер­ша­ли ужас­ные поступ­ки, кото­рые не оправ­ды­ва­ют­ся ни одной из суще­ству­ю­щих религий.

Поли­ти­ка рук жар загребающих

Дале­ко за при­ме­ра­ми ходить не надо. В июле теку­ще­го года мир содрог­нул­ся от изве­стия о мас­со­вой резне буд­ди­ста­ми мусуль­ман-рохин­джа в Бир­ме (Мьян­ма). Оправ­да­ния это­му пре­ступ­ле­нию нет ника­ко­го. Но жесто­кость порож­да­ет ответ­ную реак­цию. И вот уже пред­ста­ви­тель дви­же­ния «Тали­бан» в Паки­стане Эхса­нул­ла Эхсан заяв­ля­ет о реши­мо­сти «тали­бов» стать на защи­ту бир­ман­ских мусуль­ман. Мож­но не сомне­вать­ся, защи­та эта вряд ли будет бескровной.

Нечто ана­ло­гич­ное про­ис­хо­ди­ло в 1994 году и в Руан­де, когда пред­ста­ви­те­ли этни­че­ско­го боль­шин­ства стра­ны — хуту, нача­ли сжи­гать дома и уби­вать пред­ста­ви­те­лей этни­че­ско­го мень­шин­ства стра­ны народ­ность тут­си. При этом  ско­рость убийств в Руан­де в пять раз пре­вы­ша­ла ско­рость убийств в немец­ких лаге­рях смер­ти в годы Вто­рой миро­вой вой­ны. Чис­ло уби­тых за 100 дней соста­ви­ло по раз­ным дан­ным от 500 000 до 1 030 000 человек.

При­ме­ры раз­ные, но суть их одна — за все­ми эти­ми собы­ти­я­ми кро­ет­ся поли­ти­ка при­шед­ших к вла­сти не совсем адек­ват­ных людей. Людей, кото­рые ради дости­же­ния постав­лен­ных перед собою зна­чи­мых с их точ­ки зре­ния целей актив­но разыг­ры­ва­ют прак­ти­че­ски бес­про­иг­рыш­ную на пер­вых порах рели­ги­оз­ную или наци­о­наль­ную карту.

При этом очень часто вопрос веры, рели­гии и наци­о­наль­ной само­иден­ти­фи­ка­ции, пере­пле­та­ясь с пра­ви­ла­ми жиз­ни, оцен­кой поступ­ков и мора­лью обще­ства, при­об­ре­та­ет еще мно­же­ство парал­лель­ных направ­ле­ний, кото­рые, как пра­ви­ло, нега­тив­но ска­зы­ва­ют­ся на про­стых людях.

Одним из таких направ­ле­ний явля­ет­ся вопрос, отно­ся­щий­ся к раз­лич­ным сло­ям насе­ле­ния, а точ­нее к их вос­при­я­тию того, что внед­ря­ет­ся в умы и выс­ши­ми эше­ло­на­ми вла­сти внут­ри стра­ны, и внеш­ни­ми силами.

Так, экс­пер­ты, раз­мыш­ля­ю­щие в част­но­сти о про­бле­ме исла­ми­за­ции казах­стан­ско­го насе­ле­ния, отме­ча­ют, что в насто­я­щее вре­мя  вопрос свет­ско-ислам­ских отно­ше­ний ста­но­вит­ся более важ­ным, неже­ли меж­кон­фес­си­о­наль­ные отно­ше­ния. Посколь­ку яко­бы имен­но от вза­и­мо­по­ни­ма­ния има­мов и чинов­ни­ков в боль­шей сте­пе­ни зави­сит един­ство все­го казах­стан­ско­го обще­ства и, соот­вет­ствен­но, сохра­не­ние государства.

Одна­ко для дости­же­ния дан­ных целей явно необ­хо­ди­мо парал­лель­ное раз­ви­тие сра­зу несколь­ких век­то­ров. Во-пер­вых, вла­стям сто­ит заду­мать­ся о повы­ше­нии рели­ги­оз­ной и интел­лек­ту­аль­ной гра­мот­но­сти все­го насе­ле­ния. Во-вто­рых, серьез­но оза­бо­тить­ся соци­аль­но-быто­вы­ми вопро­са­ми. Ведь боль­шая часть веру­ю­щих отно­сит­ся к груп­пам с низ­ки­ми дохо­да­ми, и не име­ет выс­ше­го образования.

Без­услов­но, пра­вы те, кто гово­рит, что обще­ство не может жить без идео­ло­гии как тако­вой. Дру­гое дело, что имен­но под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под дан­ным тер­ми­ном? Да, мы не Север­ная Корея с ее госу­дар­ствен­ной идео­ло­ги­ей «чучхе», о кото­рых недав­но упо­ми­нал совет­ник пре­зи­ден­та г‑н Ерты­с­ба­ев. Но и наци­о­нал-пат­ри­о­ти­че­ские лозун­ги, соглас­но кото­рым «чело­век, счи­та­ю­щий себя пат­ри­о­том сво­е­го наро­да, дол­жен ста­вить инте­ре­сы казах­ско­го наро­да выше соб­ствен­ных и если надо, дол­жен пой­ти и на смерть», тоже по боль­шо­му сче­ту пере­гиб через край и силь­но попа­хи­ва­ют идео­ло­ги­ей дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та на новый лад.

Тем более что тон­кую грань раз­ни­цы в идео­ло­гии и под­хо­дах к вере пони­ма­ют раз­ве что те, кто по сути сво­ей явля­ет­ся идео­ло­гом, а точ­нее вбра­сы­ва­ю­щим в люд­ские мас­сы свои трак­тов­ки суще­ству­ю­щей реаль­но­сти. Поэт­моу сам собой воз­ни­ка­ет новый вопрос: «Где гаран­тия, что основ­ная мас­са насе­ле­ния Казах­ста­на, в боль­шей сте­пе­ни име­ю­щая доволь­но низ­кий рели­ги­оз­ный обра­зо­ва­тель­ный уро­вень, спо­соб­на понять и не извра­тить «воз­вы­шен­ную боль» идео­ло­гов от национал-патриотов»?

Еще древ­не­гре­че­ский фило­соф Пла­тон, раз­мыш­ляя об иде­аль­ном госу­дар­стве, писал, что госу­дар­ство, отно­ся­ще­е­ся к пороч­но­му типу «неиз­беж­но не будет еди­ным, а в нем как бы будет два госу­дар­ства: одно —  бед­ня­ков, дру­гое — бога­чей, хотя они и будут насе­лять одну и ту же мест­ность, одна­ко ста­нут веч­но зло­умыш­лять друг про­тив друга».

Сего­дня в вопро­сах веры и идео­ло­гии это пря­мо отно­сит­ся к нашей стране, посколь­ку их вос­при­я­тие у мало­иму­щих и состо­я­тель­ных граж­дан рази­тель­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Что, к при­ме­ру, сего­дня застав­ля­ет еле-еле сво­дя­ще­го кон­цы с кон­ца­ми чело­ве­ка идти в храм божий? Как пра­ви­ло, он идет в мечеть или цер­ковь от безыс­ход­но­сти, в надеж­де, что уж Аллах или Бог его точ­но не оставит.

«Если вы быва­ли в мече­ти, то навер­ня­ка заме­ти­ли, что туда ходят в основ­ном рабо­чие и сту­ден­ты — вче­раш­ние «ауль­чане». Сего­дня со всех горо­дов Казах­ста­на, из аулов при­ез­жа­ет без­ра­бот­ная моло­дежь. У них ни квар­ти­ры, ни рабо­ты, они даже не могут постро­ить семью. Вокруг Алма­ты и Аста­ны их сот­ни тысяч. Это кон­фликт­ный потен­ци­ал. И поче­му они ходят в мече­ти? Пото­му что ока­за­лись в беде», — отме­ча­ет казах­ский писа­тель и пред­ста­ви­тель Наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ско­го дви­же­ния «Мем­ле­кет­тiк Тiл» Сма­гул Елубай.

«Ищи­те женщину.…»

Вме­сте с тем, дело не толь­ко в нали­чии нере­шен­ных соци­аль­ных про­блем сре­ди моло­де­жи. Еще одним направ­ле­ни­ем, на кото­рое наи­бо­лее ради­каль­но настро­ен­ные наци­о­нал-пат­ри­о­ты сде­ла­ли став­ку — каса­ет­ся жен­щин. Так, в том же сочи­не­нии «Идео­ло­гия наци­о­нал-пат­ри­о­тиз­ма» есть несколь­ко весь­ма любо­пыт­ных пунк­тов, кото­рые дол­жен соблю­дать истин­ный пат­ри­от казах­ско­го народа.

К при­ме­ру: «Казах­ские муж­чи­ны могут брать в жены вид­ных, умных деву­шек дру­гих наци­о­наль­но­стей, но недо­пу­стим брак казах­ских деву­шек с муж­чи­на­ми дру­гих наци­о­наль­но­стей».  Дан­ный посыл направ­лен на сохра­не­ние чисто­ты рода. Далее, види­мо в про­дол­же­ние мыс­ли сле­ду­ет заме­ча­ние о том, что «наци­о­наль­ные пат­ри­о­ты ведут бес­ком­про­мисс­ную борь­бу про­тив про­сти­ту­ции и пре­лю­бо­де­я­ния, нар­ко­ма­нии и алко­го­лиз­ма. Если потре­бу­ет­ся, будут и наказывать».

Но ведь не зря гово­рят, что оче­ред­ная попыт­ка изоб­ре­сти вело­си­пед, при­во­дит лишь к откро­вен­но­му пла­ги­а­ту. Упо­мя­ну­тые при­зы­вы казах­стан­ских наци­о­нал-пат­ри­о­тов очень напо­ми­на­ют мани­фест «Десять запо­ве­дей хуту», где в част­но­сти гово­рить­ся, что «жен­щи­на тут­си, кем бы она не явля­лась, долж­на слу­жить инте­ре­сам сво­ей этни­че­ской груп­пы, а пото­му пре­да­те­лем явля­ет­ся любой хуту, кто дела­ет сле­ду­ю­щее: женит­ся на тут­си, заво­дит любов­ни­цу-тут­си, нани­ма­ет жен­щи­ну тут­си в сек­ре­та­ри или на дру­гую рабо­ту». При этом, в мани­фе­сте даны чет­кие ука­за­ния жен­щи­нам-хуту: быть «бди­тель­ны­ми и при­во­дить в чув­ство сво­их мужей, сыно­вей и братьев…».

Собы­тия в Руан­де пока­за­ли, что настав­ле­ние на путь истин­ный осу­ществ­лял­ся не толь­ко путем мир­но­го убеж­де­ния. Так что казах­ским ради­каль­ным идео­ло­гам наци­о­нал-пат­ри­о­тиз­ма сто­и­ло бы обра­тить вни­ма­ние на послед­ствия лозун­гов, вошед­ших в миро­вую исто­рию кро­ва­во­го прав­ле­ния хуту. И заод­но вспом­нить, что не все­гда мыс­ли, при­шед­шие в одну «умную голо­ву», хоро­ши для масс, кото­рые могут вос­при­нять идею имен­но как при­зыв к немед­лен­но­му действию.

Taken from:
Идео­ло­гия истины

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще