Зона ускоренного транзита.

Зачем в Казахстане проводят досрочные выборы

Казах­стан­ский тран­зит все боль­ше напо­ми­на­ет ловуш­ку для Назар­ба­е­ва. Он хочет выстро­ить про­цесс так, что­бы все про­шло по его пла­ну, без сбо­ев. Но вся систе­ма рабо­та­ет, толь­ко когда он сам нахо­дит­ся у руля. Нет ни одно­го чело­ве­ка, кто мог бы с абсо­лют­ной точ­но­стью вос­про­из­ве­сти то, что заду­мал пер­вый пре­зи­дент. Сам Назар­ба­ев дер­жит Казах­стан в кула­ке, но кулак посте­пен­но сла­бе­ет, а Тока­е­ва и Дари­гу при всей их вли­я­тель­но­сти могут ува­жать – но не боятся

В нача­ле апре­ля вто­рой пре­зи­дент Казах­ста­на Касым-Жомарт Тока­ев при­е­хал в Моск­ву с офи­ци­аль­ным визи­том. Это была его пер­вая поезд­ка за рубеж в этой долж­но­сти. Все выгля­де­ло, с одной сто­ро­ны, как крем­лев­ские смот­ри­ны смен­щи­ка Назар­ба­е­ва, а с дру­гой – как ува­жи­тель­ный спо­соб про­ин­фор­ми­ро­вать рос­сий­ское руко­вод­ство о буду­щих изме­не­ни­ях в рес­пуб­ли­ке – напри­мер, о досроч­ных выборах. 

Судя по кад­рам со встре­чи, Вла­ди­ми­ру Пути­ну было с Тока­е­вым не так инте­рес­но, как в свое вре­мя с Назар­ба­е­вым, – пошли шут­ки, что функ­ция вто­ро­го пре­зи­ден­та – пере­да­вать при­вет от пер­во­го. Тем не менее частич­но про­гно­зы сбы­лись: мень­ше чем через неде­лю в Казах­стане было объ­яв­ле­но о вне­оче­ред­ных выбо­рах пре­зи­ден­та. Но, как бы ни было обид­но Крем­лю, это слу­чи­лось бы и без поезд­ки Тока­е­ва в Моск­ву. Реша­ю­щее сло­во было за Нур­сул­та­ном Назар­ба­е­вым, а он очень торопится.

Первый кандидат

Выбо­ры пре­зи­ден­та в Казах­стане ни разу не про­хо­ди­ли в срок: каж­дый раз Назар­ба­ев гово­рил о необ­хо­ди­мо­сти решить все зара­нее, что­бы даль­ше ника­кие выбо­ры не отвле­ка­ли от реформ и твер­дой посту­пи Казах­ста­на на пути к трид­ца­ти самым раз­ви­тым стра­нам мира.

Тока­ев в сво­ем теле­вы­ступ­ле­нии 9 апре­ля, объ­яв­ляя новые выбо­ры, апел­ли­ро­вал при­мер­но к этой же логи­ке. «…Твер­до счи­таю досроч­ные выбо­ры гла­вы госу­дар­ства абсо­лют­но необ­хо­ди­мы­ми. Для того что­бы обес­пе­чить обще­ствен­но-поли­ти­че­ское согла­сие, уве­рен­но дви­гать­ся впе­ред, решать зада­чи соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, необ­хо­ди­мо снять любую неопре­де­лен­ность», – заявил вто­рой пре­зи­дент. В пере­во­де на обще­до­ступ­ный язык это озна­ча­ет: давай­те сей­час уже решим, кто будет на этом посту, что­бы не тянуть еще целый год. Да, из-за это­го воз­ни­ка­ет куча про­це­дур­ных вопро­сов, но я, Тока­ев, посо­ве­то­вал­ся с елба­сы – так что все будет «чест­но и открыто».

Досроч­ные выбо­ры сей­час, а не через год, дей­стви­тель­но вно­сят боль­шую сумя­ти­цу в пер­во­на­чаль­ную схе­му пере­да­чи вла­сти. Пред­по­ла­га­лось, что Нур­сул­тан Назар­ба­ев пере­хо­дит на долж­ность гла­вы Сове­та без­опас­но­сти, то есть по сути оста­ет­ся чело­ве­ком номер один. Чело­ве­ком номер два в тече­ние года будет Касым-Жомарт Тока­ев, а чело­ве­ком номер три – стар­шая дочь елба­сы Дари­га Назар­ба­е­ва, кото­рую сде­ла­ли гла­вой верх­ней пала­ты парламента.

За год мож­но было бы спо­кой­но поду­мать о буду­щих кон­фи­гу­ра­ци­ях во вла­сти и пере­рас­пре­де­лить крес­ла таким обра­зом, что­бы и поли­ти­че­ская систе­ма оста­лась без ради­каль­ных пере­мен, и клан Назар­ба­е­ва (то есть все род­ствен­ни­ки и бли­жай­шее окру­же­ние) не поте­рял сво­их пози­ций. Но у пер­во­го пре­зи­ден­та, кажет­ся, нет вре­ме­ни: его состо­я­ние здо­ро­вья (про онко­ло­гию у Назар­ба­е­ва оппо­зи­ция заяв­ля­ла еще семь лет назад) не улуч­ша­ет­ся, так что тран­зит при­дет­ся ускорить.

В тех­ни­че­ском смыс­ле это сво­дит выбор само­го Назар­ба­е­ва к двум кан­ди­да­ту­рам. Пер­вый из них – это Тока­ев, кото­рый, хоть и не вызвал боль­шо­го вос­тор­га у Моск­вы, пока­зал себя супер­ло­яль­ным на корот­кой дистан­ции. Он в крат­чай­шие сро­ки пере­име­но­вал сто­ли­цу Аста­ну в Нур-Сул­тан и цен­траль­ные про­спек­ты горо­дов в про­спек­ты Назар­ба­е­ва. Все свои поли­ти­че­ские шаги Тока­ев неиз­мен­но сопро­вож­да­ет ссыл­кой на то, что имен­но так посту­пил бы Назар­ба­ев – так что это пря­мое про­дол­же­ние курса.

С дру­гой сто­ро­ны, Тока­ев уже пыта­ет­ся играть на пуб­ли­ку: в Казах­стане пере­ста­ли бло­ки­ро­вать интер­нет по вече­рам, пре­зи­дент фак­ти­че­ски в руч­ном режи­ме при­оста­но­вил стро­и­тель­ство гор­но­лыж­но­го курор­та в запо­вед­ной зоне Кок-Жай­лау. Неза­дол­го до объ­яв­ле­ния даты досроч­ных выбо­ров на про­власт­ных сай­тах Казах­ста­на вышли дан­ные опро­са, что Тока­ев – самый под­хо­дя­щий пре­зи­дент здесь и сей­час. К этим резуль­та­там мож­но и нуж­но отно­сить­ся скеп­ти­че­ски, но попыт­ки Тока­е­ва вести соб­ствен­ную изби­ра­тель­ную кам­па­нию налицо.

Пред­ста­ви­те­ли адми­ни­стра­ции Тока­е­ва в пуб­лич­ном и при­ват­ном режи­ме про­ве­ли за послед­ние дни боль­ше десят­ка встреч с лиде­ра­ми мне­ний, вклю­чая оппо­зи­ци­о­не­ров, на кото­рых заве­ри­ли участ­ни­ков, что нынеш­ний пре­зи­дент не про­тив либе­ра­ли­за­ции обще­ствен­ной жиз­ни и готов вести диа­лог и даль­ше, после сво­е­го пере­из­бра­ния на выбо­рах, на кото­рые он обя­за­тель­но пойдет.

Клю­че­вая про­бле­ма Тока­е­ва – его коман­да почти пол­но­стью собра­на из чинов­ни­ков, при­ся­гав­ших на вер­ность Назар­ба­е­ву, то есть это на самом деле не его коман­да. В дру­гих сфе­рах – СМИ, сило­вых струк­ту­рах, эко­но­ми­ке – у Тока­е­ва тоже нет вли­я­ния (как мини­мум опре­де­ля­ю­ще­го), что дела­ет его абсо­лют­но неса­мо­сто­я­тель­ным игроком.

Тока­е­ву оста­ет­ся пола­гать­ся на то, что Назар­ба­ев сде­ла­ет став­ку имен­но на него и даст ста­тус не вре­мен­но­го, а посто­ян­но­го пома­зан­ни­ка на цар­ство. За год свою коман­ду худо-бед­но мож­но было бы ско­ло­тить, а так форс-мажор в виде воз­мож­ной смер­ти Назар­ба­е­ва оста­вит Тока­е­ва один на один с мно­го­чис­лен­ны­ми груп­па­ми инте­ре­сов, кото­рые точ­но не ста­нут вести себя с пре­зи­ден­том так же покор­но, как вели себя с лиде­ром нации.

Второй кандидат

Кан­ди­дат номер два – стар­шая дочь пре­зи­ден­та Дари­га Назар­ба­е­ва. Как толь­ко объ­яви­ли о досроч­ных выбо­рах, помощ­ни­ки Назар­ба­е­вой сра­зу ска­за­ли, что она не будет выдви­гать­ся, но потом, слов­но чего-то испу­гав­шись, нача­ли спеш­но опро­вер­гать эту инфор­ма­цию. И Назар­ба­е­ва, и Тока­ев – чле­ны пар­тии Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва «Нур Отан», так что съезд может выдви­нуть любо­го из них.

Глав­ное пре­иму­ще­ство Назар­ба­е­вой перед Тока­е­вым – в ее фами­лии. Дари­га Нур­сул­та­нов­на кон­тро­ли­ру­ет зна­чи­тель­ную часть медиа­про­стран­ства и эко­но­ми­ки стра­ны плюс у нее все­гда в каче­стве при­ят­но­го бону­са есть папи­ны siloviki. За послед­ний год люди Дари­ги зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свой аппа­рат­ный вес, а под ее частич­ный кон­троль пере­шли ряд бан­ков. Назар­ба­е­ва – один из тене­вых лиде­ров в рес­пуб­ли­ке, и соблазн сде­лать ее пре­зи­ден­том пря­мо сей­час очень велик. А фами­лия убе­ре­жет от реви­зии про­шло­го и ауди­та капи­та­лов: все оста­нет­ся близ­ко к глав­но­му кла­ну страны.

Беда в том, что выдви­же­ние Дари­ги пря­мо сей­час – это пря­мое пре­сто­ло­на­сле­дие. Мы сей­час не гово­рим о чув­ствах Тока­е­ва – этим могут и пре­не­бречь при необ­хо­ди­мо­сти: он назар­ба­ев­ский сол­дат, все пой­мет. Пря­мой де-факто пере­да­чи вла­сти от отца к доче­ри Назар­ба­е­ву не про­стит народ, кото­рый будет впи­сы­вать его имя в исто­рию, а для елба­сы это крайне прин­ци­пи­аль­ный момент (поэто­му, напри­мер, Назар­ба­ев при сво­ем прав­ле­нии не одоб­рял пере­име­но­ва­ние столицы).

К тому же у Дари­ги Назар­ба­е­вой неод­но­знач­ная репу­та­ция в стране, что может при­ве­сти к про­тестно­му голо­со­ва­нию. Это не такая боль­шая про­бле­ма (гла­ва ЦИКа – сват Дари­ги Назар­ба­е­вой), а любые вопро­сы в офлайне под­чи­стит Коми­тет наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, в кото­ром заме­сти­те­лем гла­вы рабо­та­ет пле­мян­ник Назар­ба­е­ва. Но такая явная семей­ствен­ность – так хотя бы год с лиш­ним про­шел, а тут два меся­ца все­го – не в сти­ле Назарбаева-старшего.

Дру­гие кан­ди­да­ту­ры, кро­ме этих дво­их, все­рьез никем не рас­смат­ри­ва­ют­ся, поэто­му выби­рать нуж­но здесь и сей­час. Это очень неуют­ная ситу­а­ция для Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва, кото­рый при­вык к слож­ным схе­мам в поли­ти­ке. Потен­ци­аль­ным выхо­дом мог бы стать пере­ход к пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке через какое-то вре­мя: тогда на выбо­рах 9 июня пре­зи­ден­том мож­но оста­вить Тока­е­ва, а поз­же власть из-за изме­не­ния строя перей­дет к доче­ри – и вро­де как все доволь­ны. Поправ­ки в Кон­сти­ту­цию 2017 года уже уси­ли­ли роль пар­ла­мен­та, ничто не меша­ет при необ­хо­ди­мо­сти докру­тить их еще силь­нее. Вопрос в том, есть ли у Назар­ба­е­ва на это время.

В конеч­ном ито­ге казах­стан­ский тран­зит все боль­ше напо­ми­на­ет ловуш­ку для Назар­ба­е­ва. Он хочет выстро­ить про­цесс так, что­бы все про­шло по его пла­ну, без сбо­ев. Но вся систе­ма рабо­та­ет, толь­ко когда он сам нахо­дит­ся у руля. Нет ни одно­го чело­ве­ка, кто мог бы с абсо­лют­ной точ­но­стью вос­про­из­ве­сти то, что заду­мал пер­вый пре­зи­дент. Сам Назар­ба­ев дер­жит Казах­стан в кула­ке, но кулак посте­пен­но сла­бе­ет, а Тока­е­ва и Дари­гу при всей их вли­я­тель­но­сти могут ува­жать – но не боятся.

Когда подо­шел срок пере­да­вать дела, выяс­ни­лось, что пере­да­вать их тол­ком неко­му: нет фигу­ры, сопо­ста­ви­мой по мас­шта­бу. Нет того, на кого мож­но было бы поло­жить­ся как на само­го себя, не застав­ляя нахо­дить­ся у вла­сти до окон­ча­ния сво­их дней. И каж­дый сле­ду­ю­щий шаг ста­вит перед Назар­ба­е­вым новые вопро­сы, на кото­рые у него все мень­ше заго­тов­лен­ных отве­тов. Это дела­ет всю кон­струк­цию тран­зи­та хруп­кой и неустой­чи­вой, но в этом уже нико­го не обви­нишь. В любом слу­чае при­дет­ся рисковать.

Автор: Вяче­слав ПОЛОВИНКО, Мос­ков­ский Центр Кар­не­ги
Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Дело QBF и взятка в 1 млрд. При чем здесь АП РФ, Тимур Турлов и Freedom Finance?Дело QBF и взятка в 1 млрд.

Кто прячется за «железной маской» в «Халыке»?

Қазақстанның үкіметтік емес ұйымдары басшыларының,журналистер мен Қазақстанның электронды БАҚ жетекшілерінің,экономистер, саясаттанушылар және Қазақ елінің азамат белсенділердің Қазақстан Республикасы  Мәжілісінің  және Сенат депутаттарына