Казахстан считается стратегическим партнером многих европейских стран, но мало кто знает, что предлагает Запад в обмен на многомиллионные контракты. Оказывается, сырье и полезные ископаемые можно удачно конвертировать не только в евро и доллары, но и в нужные решения против врагов режима Назарбаева.
К такому выводу мы пришли, сделав обзор за последние пять лет, подписанных казахстанской стороной с ведущими европейскими компаниями. Мы решили провести параллели между ними и политическими событиями или решениями, следовавшими за ними. Случайность или нет, но почти в каждой из этих стран обязательно находился или находится казахстанский «узник свободы», судьба которого часто зависит именно от этих контрактов. Хотя зачастую сами эти контракты были не очень-то выгодны Казахстану.
Итак, с кем и зачем Казахстан заключал контракты в Европе за последние 5 лет?
Немецкий блицкриг
Среди европейских стран по суммам контрактов лидирует Германия. В ходе визита Нурсултана Назарбаева в немецкую столицу в феврале 2012 года были подписаны 50 коммерческих контрактов на 4 миллиарда евро, в результате которых Германия получила доступ к разработке месторождений редкоземельных металлов в Казахстане.
В частности, ФРГ должна была начать добывать самарий, неодим и другие металлы, которые используются в разработке новейших технологий, к примеру — для создания мощных магнитов, которые встраиваются в МР-томографы и жесткие диски компьютеров, а также используются в автопроме.
Предполагалось, что немецкие предприятия будут допущены к разработке месторождений в обмен на обязательство построить у нас предприятия для переработки нефти, газа, железной руды, руды цветных металлов и производства минеральных удобрений. Однако, как мы видим, пока этого не происходит.
Зато главный игрок в Европейском союзе давно получает выгоды от контрактов, оказывая взамен политические уступки казахстанской власти в виде поддержки как в рамках ЕС, так и в целом на мировой арене, особенно в критических ситуациях.
Помнится, на той встрече Ангелы Меркель и Нурсултана Назарбаева в 2012 году говорилось о жанаозенских событиях, но, видимо, миллиардные контракты помогли быстро закрыть неприятную для президента Казахстана тему.
Алиева нет, а контракты остались
Еще одним немаловажным стратегическим партнером Казахстана в Европе стала Австрия. Напомним, в 2012 году в Вене по итогам казахстанско-австрийского экономического форума с участием президента РК было подписано 19 документов на 170 млн евро. Стоит отметить, что 10 документов из общего числа подписанных на тот момент являлись инвестиционными и оценивались в 158,7 млн евро.
В частности, это меморандум о взаимопонимании между АО «НК «КазМунайГаз» и единственной австрийской нефтяной компанией OMV_Petrom S.A. о сотрудничестве в области совместной разведки и добычи нефти и газа на территории Казахстана, розничной реализации нефтепродуктов на территории Турции, сотрудничестве по проектам OMV_Petrom S.A. за рубежом, а также в области нефтегазового машиностроения в Казахстане.
Кроме того, было заключено сразу 7 меморандумов с австрийскими компаниями по привлечению инвестиций в разработку медно-молибденового месторождения Борлы и строительную отрасль, а также в производство медицинского оборудования. В целом с 1995 года по 2011 год включительно объем инвестиций из Австрии в Казахстан достиг около 2,5 млрд долларов.
Нурсултан Назарбаев жмет руку федеративному президенту Австрии Хайнцу Фишеру
В выгодном сотрудничестве с Австрией казахстанские власти были особенно заинтересованы, потому что именно здесь с 2007 года пребывал бывший зять президента Назарбаева Рахат Алиев.
С того дня, как началось противостояние бывших родственников, Акорда приложила немало усилий для поимки Алиева, использовав при этом всевозможные способы, вплоть до «подкупа» австрийских властей выгодными контрактами.
Блэра - в советники, а оппонентов судить
С Великобританией у Казахстана особенно «высокие» отношения. Дружба бывшего британского премьера Тони Блэра и президента Нурсултана Назарбаева длится не первый год. В 2011 году Тони Блэр стал советником Назарбаева, оценив свои услуги в $7 млн долларов, а чуть позже пристроил к делу и свою супругу.
Советник президента Назарбаева Тони Блэр с супругой Чери
В феврале 2014 года юридическая фирма Чери Блэр заключила контракт с правительством Казахстана. Компания Omnia Strategy должна была делать обзор казахских «двусторонних инвестиционных договоров». Отмечается, что обычно фирма Чери Блэр берет со своих клиентов £1150 в час, однако для Казахстана якобы сделана скидка — £985 в час.
Следующий премьер-министр Британии — Дэвид Кэмерон также преуспел на поприще улучшения торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Великобританией. В ходе визита в Казахстан в июне 2013 года он сообщил о том, что между двумя странами будут подписаны контракты на общую сумму более 1 миллиарда долларов. В основном это касалось деятельности британских нефтегазовых компаний «Шелл» и NBG, принимающих участие в разработке Каспийского шельфа.
Дэвид Кэмерон вложил немало усилий в укрепление дружбы между Британией и Казахстаном
Если учесть, что Англия стала пристанищем для многих казахстанцев, ставших политическими оппонентами Акорды, казахстанские власти особенно заинтересованы угодить англичанам, дабы в нужный момент дернуть за веревочку выгодных контрактов.
Напомним, что именно английский суд осудил казахстанского бизнесмена и политика Мухтара Аблязова за неуважение к английскому правосудию, в то время когда последний очень надеялся на его справедливость.
На кону уран и Аблязов
Не отстает от своего соседа и Франция, суд которой намерен экстрадировать Мухтара Аблязова в Россию или Украину. Бывший президент Франции Николя Саркози стал другом президента Назарбаева после того, как последний санкционировал подписание нескольких контрактов с французскими компаниями.
В ходе визита в декабре 2011 года президента Казахстана во Францию совет директоров НАК «Казатомпром» одобрил долгосрочный контракт на продажу концентрата природного урана французской энергокомпании Electricite de France. Речь шла об очень крупной сделке, ведь Казахстан является одним из мировых экспортеров урана. Оценив сумму заключенных контрактов в два миллиарда евро, Назарбаев назвал их «прорывом в отношениях» двух стран.
Речь шла, в частности, о межправительственном соглашении о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, подписанном главами МИД Казахстана и Франции контракте на изготовление, поставку и техническое обслуживание 45 вертолетов типа ЕС-145, заключенном Министерством обороны РК с корпорацией EADS, соглашении о поставке электровозов между АО «НК «Казахстанские железные дороги», СП «Завод по сборке электровозов» и компаниями «Альстом транспорт» и «Трансмашхолдинг».
В декабре прошлого года уже нынешний президент Франции Франсуа Олланд совершил визит в Казахстан, в ходе которого также обсуждались перспективы экономического сотрудничества между двумя странами.
Президент Франции Франсуа Олланд и Нурсултан Назарбаев
Надо отметить при этом, что Франция пока не заняла монопольные позиции на урановом рынке Казахстана, поэтому есть чем шантажировать. Все эти «наработки» очень могут пригодиться сейчас, когда во Франции решается судьба одного из главных политических оппонентов президента Назарбаева.
«Тальго» в обмен на Павлова
В 2012 году в Испании был задержан бывший руководитель службы безопасности Мухтара Аблязова — Александр Павлов, которого в Казахстане обвинили в организации теракта и получении кредита обманным путем.
Александра Павлова в Казахстане обвинили в организации теракта
Казахстану договориться с Испанией было совсем несложно. Мало того что у президента Назарбаева были давно выстроены очень тесные связи с бывшим королем Испании Хуаном Карлосом, Астана еще и подписала контракты с испанскими компаниями на миллионы евро.
Например, в ходе визита премьер-министра Мариано Рахой 14 июня 2013 года испанская компания Talgo и «Казахстанские железные дороги» подписали контракт по обслуживанию подвижного состава на сумму 989 миллионов евро. Согласно условиям контракта, испанцы в течение 15 лет будут заниматься обслуживанием и ремонтом железнодорожных скоростных пассажирских вагонов, которые ранее были закуплены у Испании.
Во время этого визита речь также шла о сотрудничестве испанских компаний с казахстанскими в самых разных областях — от машиностроения и строительства новой транспортной системы Астаны до ветряных электростанций.
Испания также подписала в этот период выгодные контракты в военно-промышленной области — парк авиационной техники казахстанской армии уже пополнился первыми двумя военно-транспортными самолетами С‑295М производства испанской компании Airbus Military. К тому же Казахстан выразил готовность обучать своих военных в Испании.
Испания также жаждала получить возможность сотрудничества с Казахстаном в проведении международной выставки ЭКСПО-2017 в Астане. Для не вылезающей из кризиса Испании подобные контракты были как манна небесная.
Правда в этот раз усилия Астаны оказались безуспешными. В феврале этого года после нескольких лет тюрьмы Александр Павлов получил наконец политическое убежище в Испании, а Верховый суд аннулировал вынесенное ранее решение об экстрадиции его в Казахстан.
…Даже в этом кратком обзоре хорошо видно, что многовекторность казахстанской внешней политики носит вполне конкретный характер, а формула «контракты в обмен на политического узника» работает почти без сбоев. Казахстанская власть, проявляя неслыханную щедрость, распродает богатства Родины, ставя главную цель — заполучить тех, кто по разным причинам стал «врагом» режима Назарбаева. Щедрость за народный счет.