Вопреки ожиданиям журналистов и стороны обвиняемого решение суда по делу 17-летнего Вовы Маурера, обвиняемого в нападении на полицейских и причинении легкого вреда их здоровью, на этой неделе так не было вынесено. В понедельник прокурор настоял на переносе заседания, а во вторник один из потерпевших, начальник отдела криминальной полиции Тельманского ОП Бухаржырауского района Карагандинской области Медет Кожахметов, не явился, сославшись на болезнь.
Автор: Марина ВЕЙЦЕЛЬ
Напомним, на скамье подсудимых несовершеннолетний Володя Маурер оказался после того, как его мама Наталья Маурер обратилась в ДВД, прокуратуру, к депутатам парламента с заявлением о том, что ее детей, близнецов Вадима и Вову, зверски избили полицейские. Как уверяла женщина, это произошло сразу после драки Вадима со сверстником — поселковым мальчиком, отец которого служит в полиции.
Надо, значит, надо?
«Республика» первой написала со слов матери и соседей о том, как вечером 29 октября полицейские выволокли на улицу раздетых до трусов и закованных в наручники детей Натальи, а затем зверски избили. После экзекуции близнецы были доставлены на «скорой» в больницу города Шахтинска, где врачи констатировали у них множественные травмы, в том числе и тяжелые.
Пока Наталья Маурер металась в поисках справедливости, полицейские быстренько состряпали дело на одного из ее сыновей — Вову. И отдали его под суд за избиение начальника отдела криминальной полиции Тельманского ОП УВД Бухаржырауского района Медета Кожахметова, а также оперативного дежурного того же отдела полиции Бекзата Матиева. К тому моменту, когда сотрудники межрегионального управления финансовой полиции Темиртауского региона возбудили уголовное дело в отношении полицейских, избивших несовершеннолетних братьев Маурер, суд над Вовой был в самом разгаре. Наталья всерьез опасалась, что ее ребенка просто «засудят», и потому обратилась к представителям СМИ с просьбой осветить процесс. Вмешательство прессы дало новый поворот делу, полицейские пустили в ход шантаж и уговоры, чтобы заставить женщину отказаться от заявления в их отношении. Но мать близнецов оказалась тверда в своем намерении добиться справедливости по закону.
В конце марта адвокат Володи Маурера Павел Рудавин заявил ходатайство о направлении дела его подзащитного на дорасследование, а также о присоединении его к тому уголовному делу, которое ныне расследуется финансовой полицией Темиртау.
Судья ювенального суда Кубашева заверила, что рассмотрит ходатайство и вынесет свой вердикт в его отношении не позднее 8 апреля. Она бы дала ответ и раньше, да прокурор настоял на том, чтобы ему дали время на проверку фактов относительно уголовного дела, возбужденного против полицейских Темиртауским финполом.
- Не знаю, зачем прокурору было нужно время, ведь мы предоставили ему и суду постановление о возбуждении уголовного дела по моему заявлению, — огорченно прокомментировала Наталья Маурер. — Но раз надо, значит, надо.
Прокурору постановления недостаточно
Однако судья своего слова не сдержала. В понедельник, 8 апреля, на заседании ювенального суда прокурор заявил, что по-прежнему не располагает сведениями об уголовном деле, возбужденном против полицейских финполицией Темиртауского региона.
- Как это так? — возмутился адвокат Мауреров. — Мы же вам предоставили постановление о возбуждении уголовного дела. Кроме того, вам давалась неделя для получения сведений о нем!
Но прокурор был непреклонен. Он парировал тем, что должен лично получить ответ на запрос в финпол, а до тех пор, пока у него на руках не будет этого ответа, прокуратура будет считать, что никакими сведениями по данному вопросу не располагает. Потерпевшие при этом согласно кивали, всем видом показывая, что позицию прокурора полностью разделяют.
В результате судья Кубашева согласилась перенести заседание еще на один день, строго заметив, что независимо от того, получит прокурор ответ на запрос в Темиртауский финпол или нет, завтра она твердо намерена озвучить свое решение в отношении ходатайства адвоката подсудимого.
В связи с болезнью потерпевшего…
Однако и во вторник, 9 апреля, судья своего слова не сдержала. Едва заняв свое место за судейским столом, она сообщила, что ввиду внезапной болезни потерпевшего Кожахметова заседание будет перенесено еще на неделю.
- Вы же обещали сегодня в любом случае сказать свое решение! — не вытерпев, с отчаянием в голосе напомнила Наталья Маурер.
- Но я же не знала, что потерпевший заболеет сегодня, — развела руками судья. — Вчера он присутствовал, а потом, как он сам сказал, у него поднялось давление. Между прочим, мне это тоже не нравится, ведь у нас есть свои сроки рассмотрения дел и мы запаздываем по графику. Но что я могу поделать?
- Но ведь вы обещали огласить свое решение по моему ходатайству относительно направления дела на дорасследование и присоединении его к делу против полицейских, — вмешался адвокат Павел Рудавин. — Для этого, как мне кажется, присутствие Кожахметова не обязательно.
Но судья возразила, что узнать мнение потерпевшего будет необходимо. Прокурор же практически слово в слово повторил вчерашний монолог о том, что ответ на его запрос в финпол Темиртау так и не поступил.
- Прямо затягивают дело! — в сердцах промолвила судья перед тем, как удалиться из зала судебных заседаний. — В третий раз Кожахметов уходит на больничный! Но мы проверяем его больничные листы, все по форме, все законно — придраться не к чему.
- Я никак не пойму, зачем потерпевшие затягивают это дело, — повторила слова судьи Наталья Маурер, комментируя происходящие события. — У меня уже сил нет. Я одного боюсь — что они тянут для того, чтобы «замять» дело, возбужденное против них финполовцами.
Наталья Маурер сообщила о намерении встретиться с начальником межрегионального управления финансовой полиции Темиртауского региона, а также с начальником ДВД Карагандинской области и попросить их взять на контроль дело об избиении ее детей.
За кулисами процесса
Кстати, перед началом судебного заседания во вторник одна из сочувствующих Наталье Маурер и ее детям женщин развернула перед зданием ювенального суда плакат с надписью «Кожахметов делает из детей преступников». Буквально через четверть часа к ней подошли невесть откуда взявшиеся сотрудники полиции. Один из них стал требовать убрать плакат и уверять, что женщина проводит несанкционированный митинг.
- Нельзя стоять тут с плакатом, запрещено, — твердил страж порядка, время от времени оглядываясь на стоящих за его спиной коллег, один из которых был вооружен автоматом.
- Покажите, где запрещено, — уверено потребовала женщина с плакатом. — Одиночное пикетирование, к вашему сведению, не требует разрешения властей. Кроме того, для начала вам неплохо было бы сначала поинтересоваться, в чем дело, а не сразу же пытаться меня запугать!
Под прицелом видео- и фотокамер страж порядка стушевался, стал нервно звонить куда-то, затем зашел в здание суда, а выйдя, удалился.
А по окончании заседания суда к женщине, выразившей протест, подошел другой полицейский. Он попросил ее назвать свои паспортные данные. На резонный вопрос: «Зачем?», ответил невнятно: «Просто так». И тоже был вынужден удалиться ни с чем поле заявления дамы о том, что своих данных «просто так» сотрудникам полиции не раздает.
- Я поддерживаю Наталью Маурер, потому что уверена в ее правоте, — пояснила она журналистам после «разборок» с силовиками. — У меня самой растет сын. И я не хочу, чтобы полицейские однажды вот так же ворвались в мой дом, вытащили моего ребенка в трусах и наручниках и избили до полусмерти. Поэтому я буду приходить на все заседания этого суда и поддерживать Наталью!
Оригинал статьи: