Зачем посвящать публикации Гитлеру?

Итак, апрель­ский номер казах­стан­ско­го жур­на­ла «Жұл­ды­здар отба­сы Аңыз адам» вышел с порт­ре­том Адоль­фа Гит­ле­ра на облож­ке, и брос­ки­ми заго­лов­ка­ми типа «Гит­лер не был фаши­стом» (пере­вод с каз.). Редак­то­ром изда­ния явля­ет­ся тот самый Жарыл­кап Калы­бай, кото­рый в сен­тяб­ре 2013 был аре­сто­ван за инци­дент на бор­ту само­ле­та ком­па­нии Scat (напал на стю­ар­дес­су и вся­че­ски хулиганил). 

Про­хо­дя мимо газет­но­го киос­ка, я при­ку­пил себе один экзем­пляр, бла­го 25-тысяч­ный тираж раз­ле­тел­ся, как горя­чие пирож­ки. Взял, как гово­рит­ся, на память, а заод­но изу­чил содер­жа­ние ста­тей. Назва­ние жур­на­ла с казах­ско­го пере­во­дит­ся как “Звезд­ный дом — Чело­век леген­да”, и посвя­щен исто­ри­че­ским дея­те­лям. Из всей кучи мате­ри­а­ла наи­бо­лее спор­ны­ми являются:

- ста­тья “Гит­лер — фашист емес” («Гит­лер — не фашист») жур­на­ли­ста Нага­шы­бай Есмырза

- ста­тья “Майн Кампфта көп мәсе­ле­лер дұрыс жазы­лған” («Майн Кампф явля­ет­ся во мно­гом прав­ди­вой кни­гой») под автор­ством Мыр­за­га­ли Хасен.

Но я не буду здесь раз­би­рать сте­пень про­во­ка­ци­он­но­сти дан­ных ста­тей. Если про­ку­ра­ту­ре захо­чет­ся отыс­кать что-нибудь неза­кон­ное в дея­тель­но­сти жур­на­ли­стов, она это сде­ла­ет. Вовсе необя­за­тель­но писать о Гит­ле­ре, что­бы загре­меть в кутуз­ку. Я хочу пого­во­рить вот о чем: о соблю­де­нии табу в при­лич­ном обществе.

Еще из школь­ных учеб­ни­ков мы зна­ем, что в исто­рии чело­ве­че­ства суще­ство­ва­ли весь­ма тем­ные стра­ни­цы, в кото­рых люди впа­да­ли в пси­хо­зы, зани­ма­лись чело­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, кан­ни­ба­лиз­мом, мас­со­вым инце­стом и педо­фи­ли­ей. Я уже не гово­рю про “баналь­ный” на этом фоне гено­цид. Об этой тене­вой сто­роне обще­че­ло­ве­че­ско­го про­шло­го не при­ня­то гово­рить гром­ко. Есть опре­де­лен­ные табу на такие темы.

И вся­кий, кто начи­на­ет воро­шить про­шлое, вытас­ки­вать на свет Божий ста­рые кости из шка­фов, рис­ку­ет полу­чить ярлык мар­ги­на­ла. Пояс­ню на при­ме­ре Гит­ле­ра. Когда судь­ба гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии была уже пред­ре­ше­на, стра­ны-союз­ни­ки в Ялте и на дру­гих встре­чах нача­ли скру­пу­лез­но про­ри­со­вы­вать кон­ту­ры ново­го мира, в кото­ром был поде­лен каж­дый кило­метр границы.

Если сей­час най­дет­ся серьез­ная сила, кото­рая попы­та­ет­ся ожи­вить память Гит­ле­ра и его нацист­ской идео­ло­гии, это будет вос­при­ня­то миро­вы­ми эли­та­ми как попыт­ка реви­зии про­шло­го, всех этих ялтин­ских согла­ше­ний и т.п. А это озна­ча­ет изме­не­ние пока дей­ству­ю­ще­го миро­во­го поряд­ка, одним из след­ствий кото­ро­го явля­ет­ся пере­смотр гра­ниц. Пред­ставь­те, что Поль­ша долж­на будет вер­нуть Гер­ма­нии Прус­сию и Поме­ра­нию, Чехия и Сло­ва­кия — Суде­ты. И далее, по длин­ней­ше­му спис­ку. США и Бри­та­ния долж­ны выве­сти окку­па­ци­он­ные вой­ска из Гер­ма­нии и Японии.

Про­ще гово­ря, под сомне­ние будет постав­лен сам миро­вой поря­док, кон­сен­сус меж­ду миро­вы­ми дер­жа­ва­ми. Имен­но поэто­му в боль­шой поли­ти­ке с наци­о­нал-соци­а­ли­ста­ми и фаши­ста­ми осо­бен­но не дели­кат­ни­ча­ют. Их не сажа­ют за стол пере­го­во­ров, им не место сре­ди при­лич­ных людей. В эту реку уже нель­зя вой­ти — эта идео­ло­гия запре­ще­на к исполь­зо­ва­нию, при­мер­но как хими­че­ское или био­ло­ги­че­ское оружие.

Еще одним непри­ят­ным след­стви­ем оправ­да­ния и заим­ство­ва­ния наци­о­нал-соци­а­ли­сти­че­ской идео­ло­гии явля­ет­ся то, что в совре­мен­ных усло­ви­ях дан­ная идео­ло­гия смер­тель­на для госу­дар­ства, кото­рое ему сле­ду­ет. Обра­ти­те вни­ма­ние, как про­хо­ди­ли недав­ние кон­суль­та­ции отно­си­тель­но судь­бы Укра­и­ны — прак­ти­че­ски сна­ча­ла США и РФ реша­ли ее судь­ба даже без уча­стия соб­ствен­но украинцев.

Толь­ко на встре­чу в Жене­ву при­гла­си­ли для про­фор­мы укра­ин­ско­го мини­стра ино­стран­ных дел. То есть стра­на с насе­ле­ни­ем 45 мил­ли­о­нов чело­век и вто­рая по эко­но­ми­ке быв­шая рес­пуб­ли­ка СССР, в насто­я­щее вре­мя не обла­да­ет поли­ти­че­ской субъ­ект­но­стью и не реша­ет соб­ствен­ную судь­бу. А поче­му так было? Про­сто дне­про­пет­ров­ская груп­пи­ров­ка, что­бы сва­лить донец­кую, реши­ла подыг­рать гали­ча­нам, выве­дя их культ УПА и Сте­па­на Бан­де­ры на обще­стра­но­вой уро­вень. Резуль­тат виден уже сей­час и не факт, что к кон­цу года на Укра­ине будет ситу­а­ция лучше.

Это как если бы в при­лич­ном обще­стве какой-нибудь выскоч­ка нач­нет вещать о пре­ле­стях педо­фи­лии или инце­ста. Тако­го ори­ги­на­ла быст­ро выве­дут из ком­на­ты, и обра­щать­ся с ними будут уже не как с субъ­ек­том, а как с объ­ек­том. Так что, нашей стране, не обла­да­ю­щей на миро­вой арене ни авто­ри­те­том, ни сколь-нибудь ощу­ти­мым весом, заиг­ры­вать с гит­ле­ров­ски­ми после­до­ва­те­ля­ми не с руки.

Ну, а для тех, кто оча­ро­ван всей этой нацист­ской темой, я сове­тую почи­тать хотя бы в той же вики­пе­дии ста­тью об унтер­мен­шах. Что­бы пони­мать, какую роль отво­дил лидер наци­о­нал-соци­а­лиз­ма таким наро­дам, как каза­хи и дру­гие азиаты.

Кто санк­ци­о­ни­ро­вал изда­ние столь сомни­тель­ных с точ­ки зре­ния эти­ки и полит­кор­рект­но­сти статей?

Обы­ва­тель дума­ет, что каза­хо­языч­ная прес­са стро­го кури­ру­ет­ся и опе­ка­ет­ся вся­ко­го рода чинов­ни­ка­ми. Но на самом деле, это не так. Каза­хо­языч­ная прес­са почти не зна­ко­ма с цен­зу­рой, и если даже госор­га­ны чем-то недо­воль­ны, то это про­ис­хо­дит уже по фак­ту пуб­ли­ка­ции чего-то спор­но­го с точ­ки зре­ния офи­ци­о­за. В это плане, каза­хо­языч­ная прес­са нахо­дит­ся даже в более выгод­ном поло­же­нии, чем русскоязычная.

Если рус­ско­му изда­нию нуж­но посто­ян­но све­рять мате­ри­а­лы с так ска­зать «гене­раль­ной лини­ей», то каза­хо­языч­ная чув­ству­ет себя пока еще воль­гот­но. Впро­чем, госу­дар­ство начи­на­ет посте­пен­но пони­мать важ­ность казах­ско­го печат­но­го сло­ва. Рано или позд­но, но про­ве­ря­ю­щие орга­ны нач­нут «ста­вить в стой­ло» и казах­ских журналистов.

Я про­гно­зи­рую круп­ные про­бле­мы у это­го изда­ния. И не сто­ит пытать­ся с точ­но­стью до мил­ли­мет­ра вычис­лять сте­пень нару­ше­ния той же 164‑й ста­тьи УК. Когда вопрос каса­ет­ся наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, сле­ду­ет ожи­дать воле­во­го реше­ния свер­ху, а там уже ссыл­ки на раз­ные юри­ди­че­ские тон­ко­сти не помогут.

Еще раз напом­ню, что сего­дняш­ние реа­лии тако­вы, что для закры­тия того или ино­го изда­ния не тре­бу­ет­ся слож­ных судеб­ных про­це­дур. Доста­точ­но одно­го непра­виль­но­го ком­мен­та­рия на сай­те и вуа­ля. Имен­но поэто­му, напри­мер, в той же Рос­сии мно­гие сете­вые СМИ про­сто выклю­ча­ют режим комментирования.

В кон­це кон­цов, жур­нал «Жұл­ды­здар отба­сы Аңыз адам» сам напро­сил­ся, как гово­рит­ся. Пуб­ли­ко­вать мате­ри­а­лы о Гит­ле­ре, когда на носу 9 мая, про­бле­мы с Укра­и­ной, под­пи­са­ние дого­во­ра ЕЭС, Ассам­блея наро­дов Казах­ста­на — тут нужен “осо­бый дар” и “интел­лект”.

И вся эта про­укра­ин­ская анти­пу­тин­ская рито­ри­ка тоже очень некста­ти. Да и кол­ле­ги из более солид­ных казах­ско­языч­ных изда­ний типа «Тур­ке­стан» и «Ана тили» вряд ли ска­жут спа­си­бо редак­то­ру «Аңыз адам»  — теперь соот­вет­ству­ю­щие орга­ны могут взять их под при­сталь­ное вни­ма­ние, во избе­жа­ние, как говорится.

Источ­ник: Yvision.kz

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций