Наблюдая в последнее время за выступлениями президента К‑Ж. Токаева, мы задумались, знает ли он правовую основу своей деятельности.
У него также, как у любого государственного служащего есть контракт, но со своими особенностями.
Права и обязанности главы государства закреплены в Конституции в третьем разделе, и она принята на республиканском референдуме народом Казахстана 30 августа 1995 года. Независимо от того, кто является президентом – Назарбаев, Токаев, Тасмагамбетов или Аблязов, любое лицо обязано соблюдать беспрекословно нормы Конституции.
Президент Токаев за короткое время дважды давал клятву верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам, гарантировать права и свободы граждан.
Но несмотря на это в течении года своего правления наш президент систематически нарушает Конституцию и законы.
Это незнание или намеренное игнорирование воли единственного источника государственной власти народа Казахстана? Причина этого всё-таки мы думаем – незнание, непонимание своих полномочии как высшего должностного лица. А те, кто должен ему помогать и разъяснять — либо слабо разбираются, либо саботируют.
Для всех Токаев до сих пор загадочная личность, поскольку каждое его выступление ребус, не соответствующий обещаниям. Думали его увидеть, услышать в неформальной обстановке во время торжественного приёма женщин на 8 марта, но и этого не получилось. А ведь была прекрасная возможность у него укрепить пошатнувшейся рейтинг,показать себя во всей красе. Видимо, «главный врач» запретил из-за угрозы коронавируса или сглаза.
Недавно прошли два ключевых заседания с участием президента: заседание Совета безопасности под председательством экс- президента Назарбаева, второе – заседание бюро политсовета партии «Nur Otan» под его же председательством.
Весь парадокс этих важных для страны совещаний в том, что глава государства Токаев там не выступает, а участвует в качестве рядового участника — также, как все члены правительства и акимы областей. Все поручения даёт Назарбаев.
Посмотрел официальные новости, пролистал газеты, Токаеву не дали выступить. Тогда зачем он там участвует в качестве президента?
Возвращаемся к должности президента Токаева, попробуем понять, обязан ли он присутствовать на заседаниях партии «Nur Otan», что его связывает с данным общественным объединением? Его с партией связывает только выдвижения кандидатом в президенты. Ранее в статье 40 Конституции говорилось – на период осуществления своих полномочий президент приостанавливает свою деятельность в политической партии, эту норму незаметно исключили, но де-факто же так и осталось.
Да, данная организация — партия власти, и если президент хочет принять участие и приглашён туда, то он как бы должен выступить с пожеланиями и поручениями членам партии. Но в идеале Токаев может просто направить одного из заместителей руководителей своей администрации с соответствующими выступлениями и постепенно отдаляться от них.
Теперь вернемся к первому вопросу заседания совбеза – тут всё запутано. Впервые термин и должность елбасы появились согласно конституционному закону от 14 июня 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации». Следом парламент принял аналогичный закон 14 июня 2010 года № 290-IV ЗРК, где вносились изменения в Уголовный кодекс и другие акты, дополнив словами «Тұңғыш Президент – Елбасы».
Мы намеренно не вникаем в суть принятых изменений, и причина этого вот в чём: данные законы приняты парламентом страны, но, как сказано в статье 2 «Настоящий Конституционный закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования». Далее сказано: «Настоящий Конституционный закон скреплен подписями Председателя Сената Парламента – Токаева К.К., Председателя Мажилиса Парламента – Мухамеджанова У.Б., Премьер-Министра – Масимова К.К., что свидетельствует о юридической корректности настоящего Конституционного закона и о юридической ответственности этих должностных лиц за его законность».
Хотя эти нормативно правовые акты официально опубликованы, но они не имеют юридической силы на территории Казахстана — Поскольку согласно статьи 62 Конституции, «законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики». Как мы выше указали, конституционные законы от 14 июня 2010 года не подписаны президентом Назарбаевым.
Причина, думаю, известна – первый президент предполагал добровольное сложение полномочий, и как знаток Конституции и казахского языка, понимая значение слова «елбасы», не хотел создавать двоевластие.
О несоответствии этих законов Конституции в свое время также подробно изложил д.ю.н., профессор Кенжалиев З.Ж., который говорил: «Наша Конституция не нуждается в слове «елбасы», так как такое слово уже есть в Конституции».
Действительно, в п. 1 ст. 40 Конституции есть слова «мемлекеттің басшысы» (глава государства), и в этой же статье применяется слово «ел» – «страна» как синоним слова «мемлекет» (государство). Точно так же Конституция позволяет вместо этих слов использовать их синонимы – «ел басшысы», «ел басы». Слово «елбасы» является синонимом слов «мемлекет басшысы» (глава государства), «ел басшысы» (глава страны), президент. Поэтому любой президент нашей страны по нашей Конституции автоматически становится после избрания «ел басшысы» или «елбасы» – «главой государства». Мы также полностью согласны с этими утверждениями заведующего кафедрой Конституционного права профессора Кенжалиевой.
Теперь постараемся понять значение слова – «елбасы» по толковому словарю казахского языка. Как отмечено в «Қазақ әдеби тілінің сөздігі – 2007» слово: «ЕЛ (это) – Отан, мемлекет, халық», а слово: «ел басы (это) – ел басқарушы, халыққа басшылық етуші». Теперь посмотрим «Қазақ әдеби тілінің сөздігі – 2011» слово: «ЕЛБАСЫ (это) – мемлекет басшысы, президент». Кстати, в обоих словарях главное выпускающее лицо М. Құл-Мұхаммет, и имеется предисловие президента Назарбаева.
Вот теперь мы примерно видим в какие правовые дебри загнал страну и главу государство «Нур Отановский» парламент своим принятым но не вступившим в законную силу нормативно правовым актом. Это своего рода бумеранг 2010 года от председателя сената Токаева, прилетевший президенту Токаеву 2020 года, вряд ли он мог тогда предпологать, что это окажется для него главным препяствием в управлении страной.
Резюмирую вышеизложенное, приходим к заключению, что первый президент РК – не является Елбасы, и он не имеет законных основании возглавлять совет безопасности Республики Казахстан.
Ел басы – главой государства и высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях согласно Конституции является всенародно избранный президент Токаев. И ему необходимо выполнять свои обязанности согласно Конституции и доверия народа Казахстана.
Если же будут продолжаться отклонения от клятвы верно служить народу Казахстана, то по нормам законов грядет позорная отставка и привлечение к уголовной ответственности.
Айыпкан МУХАМАДИЕВ,
кандидат юридических наук
«DAT». 19.03.2020.