Заведомо виновны
Но если рано утром еще было непонятно (мы писали об этом в материале “СРОЧНО: в Алматы идут обыски у журналистов!”), что ищут доблестные правоохранительные органы в квартирах у журналистов, то ближе к обеду появился пресс-релиз ДВД, в котором говорилось, что «следственным Управлением ДВД города Алматы начато досудебное расследование по ст. 274 ч.3 УК РК по факту распространения заведомо ложной информации в публикациях интернет-ресурсов «Республика» и «Накануне.кз» о деятельности АО «Казкоммерцбанк» и ряда других лиц».
Напомним, что статья 274 «Распространение заведомо ложной информации» относительно новая в Уголовном кодексе РК. А ее третья часть предусматривает наказание в виде штрафа до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничения свободы на срок от трех до семи лет, либо лишения свободы на этот же срок.
Напомним, что когда предлагалось ввести данную статью Уголовного кодекса, то власти говорили о том, что она, якобы, будет сдерживать любителей распространять через мобильные телефоны и социальные сети непроверенные слухи. Например, о том, что завтра обанкротятся банки или произойдет девальвация национальной валюты. То есть, хотели ввести вполне осязаемое наказание для паникеров и провокаторов.
Однако уже тогда эксперты предупреждали, что, скорее всего, у этой статьи цель совсем другая — посадить на короткий поводок неблагонадежных журналистов. Как отмечала президент международного фонда по защиты свободы слова Тамара Калеева, «здесь максимальное наказание почище, чем за убийство — до 10 лет лишения свободы. Надо сопротивляться, если мы не хотим, чтобы нас сажали, и если мы не хотим бояться раскрывать рот».
А после принятия статьи «о заведомо ложной информации» директор центра судебной экспертизы министерства юстиции Казахстана Исидор Борчашвили попытался успокоить журналистов, заявив в интервью сайту «Радиоточка», что не стоит пишущей братии принимать поправки в Уголовный кодекс только на свой счет.
«Не забывайте термин «заведомо». Если «заведомо», то это когда вы заранее знаете, а если вы передаете какую-то информацию, если вы заранее не знали об ошибочности распространяемой информации, то СМИ не подлежат уголовной ответственности. Вот это понятие — «заведомо» — ключ в ваших руках», — заявил тогда г‑н Борчашвили.
Но что мы видим сегодня? А то, что «ключик» — фальшивка. Потому что следователи южной столицы, начав мероприятие против коллег, никак не могли быть уверенными, что «Республика» и «Накануне.кз» знали правдивую информацию о деятельности АО «Казкоммерцбанк», но преднамеренно распространяли клевету.
Сами посудите, как следователи смогли определить заведомую ложность информации, если таковая, по их мнению, была? Ведь, по логике, чтобы полиция могла возбудить уголовное дело по этой статье, человек должен прийти в органы следствия или прокуратуру и признаться, что знал истину, но намеренно солгал. Вы можете себе представить такую ситуацию? Мы — нет, потому что это абсурд.
Впрочем, как и вся эта статья, которая позволяет толковать огромное количество информации как заведомо ложную. То есть, благодаря введению этой статьи в УК РК появилось широчайшее поле для доносов. Например, обронил кто-то в курилке неосторожную фразу о грядущем обвале национальной валюты, и уже готова статья для него за подрыв «общественного порядка».
Поэтому сегодня мы говорим о том, что для возбуждения уголовного дела может оказаться достаточно заявления в полицию о том, что человек, якобы, лжет и не важно, по какому поводу.
А как же Конституция? А как же право на «идеологическое и политическое многообразие», право на свободное получение и распространение информации? Ведь, по сути, статья 274 УК РК нарушает фундаментальное право — гарантированную Конституцией свободу слова. Но кого в Казахстане сегодня еще можно удивить нарушением прав и свобод человека, прописанных в Основном законе страны? Полагаем, что уже никого.