Все несчастные страны, где зажимается свобода слова, несчастны одинаково. К такому выводу пришел бы Лев Толстой, посети он заседание ОБСЕ по свободе слова. Правозащитники бьют в колокола: журналистов избивают, газеты закрывают, сайты блокируют. Официальные делегации стран, где все это происходит, ответствуют: бьют на бытовой почве, а закрывают и блокируют судами, решения которых нужно уважать.
Автор: Маргарита ЛИХАНОВА
Рабочее заседание по свободе выражения мнений, СМИ и информации в рамках ежегодного совещания по рассмотрению выполнения обязательств стран — участниц ОБСЕ в области человеческого измерения прошло в начале недели в польской столице.
Выступавшая первой представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович без стеснений заявила, что налицо стагнация, а то и регресс по некоторым вопросам, связанным со свободой СМИ.
- Наши обязательства нацелены на то, чтобы обеспечить жизнь в обществе, где есть свобода слова, где можно, не опасаясь возмездия, работать, высказывать свое мнение, где СМИ могут информировать общественность, — напомнила г‑жа Миятович.
Но что касается выполнения этих обязательств, то, по ее словам, движения вперед нет: журналистов продолжают убивать. Причем только в 10% случаев найдены виновные, в большинстве же случаев справедливость не была восстановлена.
- Все случаи нападений, избиений, запугиваний преследовали одну цель: чтобы журналисты перестали писать и критиковать, — констатировала спикер.
Дуня Миятович призналась, что она обеспокоена тем, как власти относятся к сотрудникам СМИ — рассматривают редакции «как опасную платформу, которая должна быть поставлена под контроль». Однако такое отношение, по ее убеждению, может разрушить демократический фундамент общества.
По данным спикера, в странах региона ОБСЕ вновь наблюдались в этом году попытки криминализировать диффамацию и оскорбление. Кроме того, продолжает нарастать борьба за контроль над Интернетом.
- Наше бюро не намерено ставить под сомнение право любого правительства бороться с издевательствами над детьми и решать проблемы национальной безопасности, однако недопустимо это делать за счет свободы слова и свободных СМИ. Не может быть безопасности без свободного обмена информацией и без свободных СМИ. И свободы СМИ не может быть, если мы не будем жить в безопасных обществах. ОБСЕ является как раз той организацией, где все эти аспекты должны быть объединены без противоречий между собой, — сообщила спикер.
После выступления представителя ОБСЕ слово дали журналистам и официальным делегациям. Активнее всего выступали наши бывшие соотечественники — из республик развалившегося Советского Союза.
Белорусы сообщили, что в стране преследуют блогеров, а сразу после выборов в парламент в стране был заблокирован сайт, который писал о нарушениях во время голосования. Украинцы рассказали, что их парламент вот-вот будет рассматривать поправки о криминализации клеветы, а журналисты боятся писать о нарушениях прав человека, если эти права нарушают власть имущие.
Туркмены цитировали Бердымухаммедова, который считает, что в стране достаточно печатной продукции, поэтому «новые заводить» не надо. При этом журналисты продемонстрировали официальную газету, где на четырех полосах оказалось десять фотографий президента.
Таджики жаловались на блокировку сайтов. А азербайджанцам, как выяснилось, не выдают лицензии на открытие новых телеканалов и газет плюс журналистов там арестовывают де-юре за хулиганство и хранение наркотиков и оружия, но де-факто им мстят за публикации.
Проблему казахстанских СМИ подняла вице-председатель польского фонда «Открытый диалог» Людмила Козловская. В ее выступлении речь шла о фактах преследования независимых СМИ за освещение забастовки нефтяников в Мангистауской области и трагических событиях в Жанаозене и Шетпе. Заметив, что фонд мониторит ситуацию по этому делу с 11 мая прошлого года, она рассказала:
- За это время были зафиксированы случаи давления, угроз, а также нападения на журналистов, в частности в октябре 2011 года на съемочную группу Stan.kz. Однако апогеем репрессий по отношению к независимым журналистам стали арест 23 января 2012 года редактора газеты «Взгляд» и допросы журналистов «Республики» по «делу терроризма».
Особую обеспокоенность у правозащитников вызывает возможное развитие событий после суда над лидером оппозиционной партии «Алга» Владимиром Козловым: независимые СМИ в идущем сегодня в Актау судебном разбирательстве называют «экстремистским пулом» и огульно обвиняют во всех возможных грехах.
- Мы вынуждены признать обоснованными опасения независимых журналистов Казахстана, что вслед за нефтяниками и лидерами оппозиции следующая волна репрессий обрушится именно на независимые СМИ, — заметила Людмила Козловская и подчеркнула: — Та информация, которой мы располагаем, говорит однозначно — независимые редакции преследуют именно за то, что они освещали события в Жанаозене, давали неудобную властям информацию и сделали ее достоянием всего мира.
У казахстанской официальной делегации и гражданского сектора была «своя свадьба». Что примечательно: как только начинали выступать представители официальной делегации Казахстана, таймер в зале заседаний ОБСЕ переставал отсчитывать время. Когда же выступали все остальные участники заседания, он примерно отсчитывал две минуты, по истечении которых спикер должен был закончить свое выступление. «Казахи даже таймер купили», — пошутили по этому поводу наблюдатели.
По заведенной традиции «официалы» стали в качестве доказательства, что в Казахстане существует свобода слова, приводить статистические данные. В республике, по их сведениям, работает свыше 50 телеканалов, 48 радиокомпаний и 13 информационных агентств, а пользователями Интернета являются около 9 миллионов человек.
Еще одним аргументом стало то, что в республике свободно распространяются газеты так называемого оппозиционного толка — «Взгляд», «Голос республики», «Свобода слова». При этом «официалы» почему-то забыли сказать, что «Голос республики» уже три года внутри страны не печатает ни одна типография: боятся расправы со стороны власти, а журналистов издания периодически таскают на допросы и заводят уголовные дела.
Позицию журналистов, независимых от власти, озвучил главный редактор газеты «Взгляд» Игорь Винявский. Он с иронией отметил: официальные власти утверждают, что в Казахстане есть свобода слова, однако никто не гарантирует, что после своих слов, сказанных, допустим, в Европе, вы останетесь на свободе.
Винявский рассказал, что сам он был арестован в январе этого года, а обвиняли его по статье 170 УК РК — призывы к свержению конституционного строя.
- Сегодня я нахожусь здесь благодаря развернувшейся в Казахстане и за рубежом кампании по моему освобождению. Я вышел, потому что в резолюции Европейского парламента четыре пункта были посвящены мне. Давление со стороны европейских структур работает, и я призываю всеми способами продолжать давить на власть Казахстана, чтобы заставить ее проводить настоящие политические реформы, — сделал заявление г‑н Винявский.
В свою очередь главный редактор казахстанской газеты «Голос республики» Татьяна Трубачева также выразила обеспокоенность тем, что после приговора по «делу Козлова» журналистов редакции могут привлечь к уголовной ответственности за разжигание социальной розни.
- Уже дважды в этом месяце нашего корреспондента Аллу Злобину вызывали на допросы в полицию, — рассказала Трубачева. — Пока она проходит свидетелем по делу о «необъективной публикации» о людях, пропавших во время жанаозенских событий. Кому-то очень не нравится, что Алла Злобина проводит свое расследование: разговаривает с людьми, ездит на кладбища, чтобы выяснить, были ли там похоронены люди, пропавшие в декабре 2011 года. Мы обеспокоены тем, что в Казахстане в ранг непогрешимого вводится официальная точка зрения на какие-либо события, а любое альтернативное мнение считается неправильным и даже преступным.
Отвечал за весь официальный Казахстан глава казахстанской делегации посол по особым поручениям МИД Республики Казахстан Усен Сулеймен.
- В ответ на это скажу, что не надо обвинять, пока не закончится суд, — напрягся он на выступление Людмилы Козловской.
Что именно учтут участники ОБСЕ и власти Казахстана, будет ясно уже в ближайшее время.
Источник: Газета “Голос Республики” №36 (258) от 28 сентября 2012 года
Read the original:
Журналистов убивают, а СМИ закрывают