Оправдания полицейских не будет, считает председатель совета Казахстанского Международного бюро по правам человека Евгений Жовтис. Прогнозы и комментарии по всем процессам, идущим в Актау, известный правозащитник дал столичным журналистам на импровизированном брифинге.
Автор: Камиль АЯНОВ
Отвечая на вопросы журналистов, Евгений Жовтис резко осудил нападение на их уральского коллегу Лукпана Ахмедьярова и призвал власти найти преступников. По старому детективному принципу — «кому выгодно». С чем это связано и чего таким образом хотят добиться?
Qui prodest?
- Когда появляется информация о том, что (как в случае с Лукпаном Ахмедьяровым) произошло такое несчастье, человек был избит, — сказал Жовтис, — то сразу же все взгляды обращаются на власть — насколько власть адекватно на это реагирует. Насколько быстро проводится расследование, насколько четко устанавливаются виновные, и, соответственно, они несут ответственность, соразмерное наказание.
По мнению г‑на Жовтиса, крайне важно, чтобы это не вошло в практику: разборки с «неудобным» журналистом, с «неприятным» правозащитником, с «нехорошим» юристом.
- Вызывает серьезную обеспокоенность, если такие факты начинают быть не единичными, — сказал он.
На вопрос, с чем он сам связывает нападение на Лукпана, Жовтис ответил однозначно: с профессиональной деятельностью, скорее всего, с недовольством какими-то его публикациями.
- Надо смотреть на то, при каких обстоятельствах было осуществлено нападение. Когда человека даже не грабят, а просто избивают, не обязательно при этом предупреждая или угрожая… Сами обстоятельства избиения и выстрелов в Лукпана указывают, что это связано с его профессиональной деятельностью. Никаких других, например, у меня, вариантов нет, — сделал вывод юрист.
Вопросов больше, чем ответов
Еще одной темой обсуждения стал печально известный судебный процесс над жанаозенскими нефтяниками и сопутствующие ему обстоятельства.
- Мы все наблюдали за этим процессом, — поделился известный правозащитник. — В Интернете, по свидетельствам тех, кто там присутствовал, по заявлениям и выступлениям самих подсудимых, их родственников. Я могу этот же вопрос адресовать вам: у вас какое сложилось впечатление? Что уже все выяснено и наказание будет справедливым? С учетом тех сроков, которые попросила прокуратура для подсудимых?
Задав это вопрос, Евгений Александрович сам на него ответил:
- Лично я считаю, что нет. Для меня все будет ясно, только когда приговор будет объективным и справедливым. Когда у меня не будет никаких сомнений в том, что именно эти люди совершили это преступление. А сейчас сомнения есть.
Для юриста с многолетним стажем достаточно того, что все подсудимые и часть свидетелей объявили о применяемых к ним пытках.
- Однако их заявления не были надлежащим образом расследованы. То, что прокуратура сказала: «Факты не подтвердились», — мне этого недостаточно, — заявил Евгений Жовтис. — Я не берусь сейчас судить, виновны эти люди или не виновны, но для меня их вина надлежащим образом не доказана. Очевидно одно: все подсудимые говорят, что к ним применялись незаконные методы, подсудимые, которые давали признательные показания, от них отказываются.
По общим принципам уголовного права, напомнил правовед, показания, данные ранее, не должны приниматься вообще во внимание, а должны приниматься те показания, которые они дали в суде.
- И пока что я не слышал надежных, достоверных, с видеозаписями доказательств того, что именно эти люди принимали участие в беспорядках, что именно они грабили и поджигали. Нет практически ничего, кроме некоторых заявлений, в основном от лица полицейских… — добавил он. — И если суд уже сейчас перейдет к вынесению приговора, у меня будет много вопросов к этому приговору.
Кому — сколько
Евгений Жовтис считает, что продолжением «процесса нефтяников» должен стать суд над лидером регистрируемой партии «Алга» Владимиром Козловым.
- Этот процесс пойдет после окончания процесса жанаозенских нефтяников, — предполагает он. — Я не думаю, что следствие здесь отдельно затягивают. Просто это взаимосвязанные вещи: обвинение Козлова в разжигании социальной розни, повлекшей последствия в виде массовых беспорядков. Если будет установлена вина подсудимых, факты можно будет уже использовать в новом судебном процессе. Они уже не потребуют дополнительных доказательств.
Еще одно звено в данной цепочке — судьба стражей порядка, обвиненных по итогам жанаозенских событий в злоупотреблении полномочиями.
- Я думаю, что виновные здесь будут наказаны, — считает наш собеседник. — И неизбежно общество будет сравнивать два дела Жанаозена: дело нефтяников и дело полицейских. Поэтому в любом случае политическая составляющая, или, если хотите, общественно-политическая, все равно будет присутствовать. Я не думаю, что по делу полицейских будут оправдательные приговоры… Вопрос будет — кому сколько.
View original post here:
Жовтис не видит вины нефтяников