Сегодня в шесть вечера истекает 15-дневный срок, в течение которого можно обжаловать решение суда №2 Усть-Каменогорска по освобождению по амнистии директора Международного Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса. Но правозащитник может оказаться на свободе только завтра.
Автор: Андрей ЕФИМОВ
- В 18—00 заканчивает работу суд по приему каких-либо жалоб. В действительности, поскольку дата, когда вынесено решение, не считается, отсчет времени у нас начался со 2 февраля. Сегодня у нас последний день, 15‑й. Решение суда вводится в законную силу через 15 дней, на 16‑й — то есть завтра. Суд завтра утром должен подписать постановление о нашем освобождении, что оно вступило в законную силу, — объяснил сегодня «Республике» Евгений Жовтис. — Сотрудница колонии должна приехать в суд, забрать его, и только потом мы выйдем…
Судебное решение по амнистии Евгения Жовтиса, корреспондента газеты «Время» Тохнияза Кучукова и еще 10 осужденных из колонии-поселения ОВ 156/13 было вынесено 1 февраля. За день до этого аналогичные судебные акты были приняты в отношении еще 25 человек из этого исправительного учреждения.
- Пока нам никто не выставлял никаких претензий, — говорит Евгений Александрович. — Первая партия амнистированных — все 25 человек сегодня, 16 февраля, покинули колонию-поселение к 11 утра.
Кстати, это была первая амнистия, когда вопрос об освобождении осужденных принимали судебные органы, при этом никто из законотворцев не учел, что судебное решение вступает в силу по истечении 15 дней, а в это время его можно обжаловать.
- Всегда существовали четыре категории тех, кто попадает под амнистию: первая — те, кто находился в местах лишения свободы, вторая — те, чьи дела находились в судах, но не закончились приговором, третья — те, кто отбывали наказание, не связанное с лишением свободы — ограничение, исправительные работы и т. п., и последняя — те, кто находился под следствием, — перечислил правозащитник.
По его словам, в отношении тех, кто находился под следствием, дела прекращались постановлением следователя по санкции прокурора. Те, кто отбывал наказание, не связанное с лишением свободы, точно так же освобождались постановлением прокурора по представлению администрации учреждения. Для тех, кто находился под судом и попадал под амнистию, соответствующее решение выносили судебные органы. А те, кто находился в местах лишения свободы, до этого года освобождались по постановлению прокурора. А теперь соответствующее решение выносит суд, и людям приходится находится в исправительных учреждениях еще 15 дней.
В данном случае подавать жалобу некому — органы прокуратуры поддержали ходатайство руководства колонии-поселения об амнистии ряда осужденных. Получается юридический парадокс.
Мы спросили правозащитника, как он собирается провести завтрашний день.
- Завтра я не буду давать никаких интервью, — предполагает Евгений Александрович. — Но хочу сделать небольшое заявление по случаю выхода. Я его уже подготовил, оно написано в сдержанных и спокойных тонах. И, соответственно, его распространю. Больше пока я вам сказать ничего не могу. Возможно, мы выйдем из стен колонии в интервале с 9.30 до обеденного времени. От нас не зависит, когда привезут постановление суда.
Read More:
Жовтис и Кучуков наконец освободятся?