Почему Назарбаева претендует на активы Алиева, но не отвечает за его преступления
Даже сейчас, когда вспоминают Рахата Алиева, многие ставят его тогдашнюю супругу на второй план. И она тоже старается придерживаться такой позиции, а вместе с ними и вся государственная машина, создавшая Рахату Мухтаровичу такой образ, что сама до сих пор боится его. Но роль жертвы обстоятельств не подходит этой непреклонной и волевой женщине. Ведь она, находясь за спинами мужчин (отца, обоих мужей и теперь детей), могла проворачивать свои дела. Теперь же молчание Дариги Нурсултановны, как никогда прежде, может пойти ей во вред, так как могут заговорить те, кто раньше молчал по различным поводам. Уже заговорили.
Молчание – знак согласия
Мы не раз пытались взять у Дариги Назарбаевой комментарии по тому или иному поводу, но каждый раз натыкались на полное игнорирование. Даже сейчас, казалось бы в непростой для нее ситуации, наша газета готова была предоставить ей трибуну для выражения своей позиции, но она опять сделала вид, что ничего не происходит. Только некоторые ее СМИ потихоньку стали огрызаться, но почему-то в стороны «старой оппозиции», а не противоборствующих кланов. В остальном «хозяйка медийной горы» предпочитает сохранять молчание.
Но еще дольше ждет ответа от Дариги Нурсултановны гражданин Канады, проживающий в Казахстане более 20 лет, бывший друг ее первого мужа, которого тот не просто «кинул» и использовал в своих незаконных действиях, но и добился выдворения из страны. Однако, как известно Адонис Дербас (а речь именно о нем) вернулся в Алматы, завел здесь семью и последнюю дюжину лет пытается добиться справедливости и возвращения отнятых у него активов.
Все это время он добивался встречи с Назарбаевой по старой памяти, иногда выигрывал суды и собирал все документы, которые явно показывали, что правда на его стороне, доказывали причастность Рахата Алиева к выводу капиталов.
Но, конечной цели – возвращения денег, Дербасу добиться так и не удалось. Впрочем, он не теряет надежды до сих пор, но верит, что это можно сделать законным путем, хотя прекрасно понимает, что в этой стране это звучит фантастически.
По его рассказам, все последние годы на него с различными предложениями выходят люди из числа врагов старшей дочери председателя Собвеза, чтобы он «помог» им, обещая материальное вознаграждение и различные блага. Но, как было сказано, господин Дербас уже никому не верит в этой стране.
– Среди тех людей, кто постоянно надоедает мне с такими предложениями – это братья Хорани, один из которых женат на сестре Рахата Алиева, – рассказывает он. – Как можно верить таким людям, которые думают только о деньгах и это является главной причиной их войны с Даригой Назарбаевой? Я хорошо знаю, кто эта женщина, но я также хорошо знаю Хорани. Не только знаю, но и могу предоставить документы их причастности. А верить я в своем положении могу только независимым СМИ, которых в Казахстане не так уж и много. В первую очередь, это газета «ДАТ». Вы, как я знаю, давали ей слово, но она промолчала. Она мне тоже не ответила – поэтому я имею полное право сказать свое мнение…
Именем Назарбаевой
Адонис Дербас показывает кипу документов, которые так или иначе связаны с именем его бывшего товарища. Однако имени Дариги Назарбаевой на большинстве из них нет. В основном, это бумаги, свидетельствующие о незаконном выводе сотен миллионов долларов (по ценам середины «нулевых» годов) за пределы страны, схемы обналичивания и так далее. Коротко говоря – это настоящая находка не только для независимых расследователей, но и для соответствующих правоохранительных органов ряда стран.
Вот, что он говорит оп этому поводу: «То, что в этих бумагах нет имени Дариги Нурсултановны не говорит, что она ничего не знала. Когда мы дружили и проводили время вместе, она практически всегда присутствовала при обсуждениях и деловых разговорах. Насколько я знаю ее и ее мужа, он, по большому счету, являлся ее продуктом – вместе со своими амбициями, жаждой власти и жадностью до чужого. Она умная женщина и предпочитала прятаться за спиной Рахата. Но раз уж мы говорим о документальных фактах, то ее имя связывается с моим бизнесом через нотариально заверенную бумагу о купле-продаже».
По словам Адониса, после того как его «кинули», а когда он стал говорить правду, выдворили из страны и обвинили в терроризме (кстати, при помощи Хорани, такие обвинения закрыли Дербасу въезд в некоторые арабские страны и могут создать проблемы в США), его фирма Universal Oil field (OUF) была переписана на имя подручного Алиева Омара Кассема. Но «когда запахло жаренным» все активы стали в срочном порядке переписываться да других лиц. В частности, OUF, на который было оформлено много чего (включая Кокшетауский аэропорт, например) судя по договору купли-продажи, достался Дариге Нурсултановне.
Однако Адонис Дербас выражает сомнения, что на документе стоит ее подпись. Но чтобы проверить это в установленном порядке, нужно провести ряд правовых процедур, а главное – сделать все это в официальном порядке, на что нынешняя власть, как понимаете, не пойдет. Но был, как минимум, один официальный факт, фигурировавший с в так называемом «Рахатгейте». Речь идет об акциях бывшего председателя правления АО «Нурбанк» Абильмажена Гилимова, которые достались в «наследство» Назарбаевой. Она якобы ничего об этом не знала, как и ее старший сын Нурали Алиев, но при этом стала главным акционером банка.
К слову, господин Дербас выражает сомнения по поводу того, что Дарига Нурсултановна продавала – это, по его мнению, была фиктивная сделка между ней и ее близкой подругой. Впрочем, это уже другая история, каковых вокруг экс-спикера сената и экс-супруги Рахата Алиева множество. Все они на целый сериал потянут.
Проблемы Дариги
Вернёмся к проблемам Адониса Дербаса и… Дариги Назарбаевой. Здесь стоит отметить, что проблема выведенных Алиевым активов прямым образом касаются его бывшей жены. Дело в том, что целый ряд зарубежных скандалов, связанных с именем старшей дочери Нурсултана Назарбаева, строятся именно на этих деньгах.
Это, в первую очередь, относится к элитной недвижимости в Лондоне, вокруг которой в самой Британии и далеко за ее пределами поднялся нешуточный шум. К слову, не стоит думать, что конфликт исчерпан.
Во-первых, англичане со своей педантичностью не упустят заведомо выигрышное дело.
Во-вторых, заявление адвокатов Д. Назарбаевой и Н. Алиева о снятии обвинений и выигрыше дела всего лишь адвокатский ход, а в действительности это лишь очередная страница этого дела.
А в‑третьих, в Лондоне еще много чего из «необоснованного богатства», числящихся в конечном итоге на наследниках Алиева-Шораза.
Итак, через фирмы Дербаса были выведены сотни миллионов долларов. Это были и австрийские компании, и оффшорные компании, и еще что-то, конечными бенефициарами которых являлись либо сам Алиев, либо его сверхприближенные лица, в том числе Иссама Хорани и его большая семья. Еще до смерти (пусть даже официальной) Рахата Мухтароввича все эти активы стали предметом охоты очень многих лиц, а с начала 2015 года развязалась настоящая война за них.
Сейчас бывшие сторонники, друзья и даже родственники, которые еще 10–20 лет назад сидели за одним столом и строили совместные планы, стали непримиримыми врагами. Это и семья Эльнары Шораз – второй жены Алиева, если кто забыл, и братья Хорани, и адвокаты Рахата Алиева, и даже экс-председатель КНБ Альнур Мусаев, аккаунт в «Фйесбуке» которого пропал сразу же после увольнения Дариги Нурсултановны из сената РК. И, конечно же, его бывшая супруга с детьми. Сюда же можно причислить частных «охотников за головами» и правоохранительные органы некоторых европейских стран, у которых тоже есть свой интерес – при обнаружении незаконно нажитых активов есть вероятность, что они могут быть «национализированы» той страной, в которой были обнаружены. По сути, при благоприятном (для Великобритании) исходе, если докажут, что Дарига Нурсултановна и Нурали Рахатович обманули англичан, то их имущество на десятки миллионов фунтов-стерлингов будет продано с молотка, а прибыли уйдет в казну Ее Величества. Зарубежная казахстанская оппозиция тоже ведет поиски, но уже с совершенно другими намерениями – чтобы вернуть их на родину.
Но мы сегодня о Дариге Нурсултановне и ее незавидной участи. С одной стороны, ее даже можно пожалеть или, по крайней мере, искреннее посочувствовать ее положению. Ведь, получается, на нее ополчились все, начиная от жезде (шурина) и родственников со стороны первого мужа и заканчивая целой группировкой олигархов внутри страны (это не говоря о той самой «старой оппозиции», с которой у них давняя взаимная неприязнь). Но с другой стороны – все это она сама заслужила. И, наверное, даже не стоит перечислять, чем именно – об этом легко может сказать практически любой казахстанец, не говоря уже о постоянных читателях нашей газеты.
– Да, мне тоже иногда искренне жаль эту женщину. Ведь когда-то мы были близкими друзьями. По крайней мере, я так думал. Поэтому я никогда не пошел бы против нее, подыгрывая ее врагам. И сейчас я не иду против нее – я просто хочу справедливости в отношении себя, – резюмирует нашу беседу Адоним Дербас.
Что ж, мы, со своей стороны, повторяем предложение о предоставлении возможности высказаться в любой форме. Дарига Нурсултановна, выскажите свой дат в адрес всех недоброжелателей или, как вы их считаете, завистников! Мы даже можем вам предоставить две полосы газеты.
Автор: Мирас Нурмуханбетов специально для ДАТ