Сегодня нет более модной темы, чем тема передачи власти Назарбаевым своему преемнику. Об этом говорят на каждом углу. Практически все исходят их того, что преемник будет из ближайшего окружения Назарбаева. Поэтому основная полемика вокруг того, кто именно. Но нужен ли ему преемник, обладающий всем набором властных полномочий? Не таится ли в этом серьезная угроза для елбасы, претендующего на политическое бессмертие?
Давайте исходить из того, что для президента с его завышенным честолюбием вопрос, каким он останется в глазах казахстанцев и «всего прогрессивного человечества», далеко не праздный. Наверняка он видит себя фигурой, выше которой в истории Казахстана уже никого не будет. Это, безусловно, греет, но при этом, оглядываясь на свое окружение, он не может не тревожиться. Президента должно напрягать то, что следующий правитель страны может, во-первых, похерить весь его имидж отца-основателя, а во-вторых, дискредитировать его в глазах людей, вытащив из шкафа все скелеты более чем 20-летнего правления. А они наверняка там есть.
Глядя на то, как быстро предали забвению Туркенбаши в соседнем Туркменистане, как забылись заслуги Алиева-старшего в Азербайджане, Назарбаев должен прекрасно понимать, что кого бы он ни оставил вместо себя «на царстве», это будет человек, наделенный человеческими слабостями. Жажда величия и славы — вполне ожидаемое их проявление.
Если аппетит приходит во время еды, то жажда величия — производное обладания властью. Так что риск, что его преемник захочет «задвинуть» Назарбаева и стать еще более великим, очень большой. И, как следствие, он постарается вознести себя как можно выше, что будет удобнее делать, принизив заслуги своего предшественника. Зная свое окружение, их нравственные принципы, сформированные в эпоху бандитского первоначального накопления капитала, президент должен понимать, что, скорее всего, так и будет. Все плохое повесят на него, вытащат на свет компромат, а достижения перепишут на себя. И глядишь, лет так через 10—15 не каждый и вспомнит, кто такой Назарбаев.
Я думаю, президент это понимает. Ну а если понимает, то зачем передавать власть кому-то, наверняка зная, что его в лучшем случае предадут забвению, а в худшем могут объявить врагом народа? То, как Никита Сергеевич развенчал Иосифа Виссарионовича, — убедительная демонстрация такой возможности.
В такой ситуации что можно сделать, дабы избежать забвения или того хуже развенчания и обвинения в преступлениях? Ответ очевиден — сделать так, чтобы в руках его преемника не было той полноты власти, какой располагает он сам. То есть стоит задача не позволить преемнику стать вторым Назарбаевым. Для чего следующий президент Казахстана должен быть лишен значительной части властных полномочий.
Здесь в интересах Назарбаева выгодно разделить власть между президентом, парламентом, правительством и, скажем, правящей партией. Возможен вариант, когда «Нур Отан» будет наделен серьезными полномочиями, которые позволят ему быть неким политическим противовесом остальным ветвям власти. Пусть занимаются перетягиванием каната. В этом случае любого попытавшегося создавать конкуренцию заслугам первого президента эта «дружная компания» порвет на куски. Идеальный механизм исключения второго Назарбаева — то, что нужно елбасы.
Правда, такое ослабление президентской вертикали и усиление других ветвей власти — прямой путь к тому, что называется демократией. Но президента это вряд ли может волновать — все это будет уже после него. Сегодня для него более важно создать серьезные гарантии недопущения переоценки роли и значения первого президента Казахстана в будущем. Так сказать, зафиксировать этот статус-кво в политической жизни страны. Умные люди и раньше говорили президенту, что для того, чтобы остаться в народной памяти великим, нужно вовремя отказаться от автократии. Только демократический Казахстан мог бы гарантировать ему и объективную оценку его правления, и уважение как к первому президенту. Не слушал, не верил.
У всех авторитарных правителей наступает время задаться вопросом: есть ли у президента жизнь после власти? Станут ли отливать в бронзе или, напротив, снесут все памятники, установленные при власти? Будут ли благодарить и славить или придется спасаться в эмиграции? Станут ли их именами называть улицы или уберут из учебников истории? Полагаю, что президент Назарбаев не может с уверенностью ответить на эти вопросы. Это уже не зависит от него, это будут решать другие люди, в которых он не может быть уверен. И если он это осознал, то думаю, нас ждет срочное переформатирование власти.
Если мои рассуждения верны, то, видимо, преемника как такового не будет. Конечно, чисто формально кто-то займет президентское кресло, однако с точки зрения властных полномочий его уже сложно будет назвать преемником. Это будет жалкая тень первого президента. Центр власти переместится, и не исключено, что именно в «Нур Отан», который в этом случае превратится в основной инструмент гарантии неприкосновенности и доброго имени Назарбаева и его исторического величия для потомков.
Автор: Сергей Дуванов.