Европарламент призвали вмешаться в судьбу политзаключенного Владимира Козлова и не допустить экстрадиции Мухтара Аблязова и Александар Павлова, рассказал редакции лидер Социалистического сопротивления Казахстана Айнур Курманов, находящийся сейчас в Брюсселе.
- На заседании Комитета по правам человека Европейского парламента 12 февраля выступили известный казахстанский правозащитник Евгений Жовтис, журналист Игорь Винявский и я сам. Нам дали по 9 минут.
Евгений Жовтис детально показал всю реакционную сущность принимаемого Уголовного Кодекса, подробно рассказал о разгроме партии «Алга», о преследованиях представителей политической оппозиции и журналистов независимых изданий. Также он выступил с призывом предотвратить экстрадицию Мухтара Аблязова и Александра Павлова и добиваться освобождения Владимира Козлова. По его мнению, Интерпол стал инструментом по расправе с оппонентами назарбаевского режима, которых представляют в Европе в качестве уголовных преступников. С этим я, безусловно, согласен.
В своем собственном выступлении я сконцентрировался на планах властей принять новый закон «О профсоюзах», который полностью уничтожает право трудящихся на самоорганизацию в собственные объединения, и на положения нового Уголовного Кодекса, которые предусматривают трехлетнее тюремное заключение за призывы и подстрекательства к забастовкам, а также ужесточают наказание за «разжигание социальной розни».
Кроме этого вводится уголовная ответственность за участие в незарегистрированных общественных объединениях, что напрямую касается и профсоюзов. Фактически власти идут по пути полной монополизации профсоюзного движения в руках государственных профсоюзов, загоняя в подполье всех рабочих активистов.
И все же в своем выступлении я сделал главный упор на политической ответственности лично Назарбаева и его нукеров в установлении реакционной диктатуры в стране. В частности призвал депутатов ЕП по примеру Украины сформировать черный список чиновников Казахстана, которым было бы запрещено въезжать на территорию ЕС, а в отношении их имущества и счетов в банках наложены санкции.
Были названы первые фамилии и в их числе оказались: бывший премьер, а ныне руководитель администрации президента, Карим Масимов, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, глава КНБ Нуртай Абыкаев и министр обороны Адильбек Джаксыбеков. В своем выступлении я выразил мысль о том, что эти высокопоставленные участники злодеяний в Жанаозене не уйдут от ответственности, как бы они того не хотели.
Понятно, что на заседании этого Комитета невозможно было решить этот вопрос, но сама идея была вброшена и подхвачена рядом депутатов. Удивительно, но парламентарии от разных фракций выразили живой интерес к этому, поддержав данный посыл напрямую во время выступлений и кулуарно.
Для многих было странным, что политика ЕС проводится однобоко, и раз вносятся санкции в отношении одних режимов, то они должны вводиться и в отношении других, какие бы они дружественные не были бы на словах и в деле добычи нефти. Впервые услышал от некоторых депутатов, что «правила должны быть для всех одинаковы». Во всяком случае, об этом уже говорят, и дискуссия продолжится, тем более что 24 марта в Казахстан поедет делегация Комитета по правам человека при Европейском парламенте.
Многие были просто шокированы случаями арестов и заключения Владимира Козлова, Вадима Курамшина и фактами неприкрытого давления на других, кто все-таки решился выступить в Европейском парламенте и ОБСЕ и поплатился за это свободой. Это отрезвляюще подействовало на многих. Кроме того, Пол Мерфи распространил на заседании ужасающие фотографии искалеченных тел убитых нефтяников и жителей Жанаозена, которые не были учтены в официальных списках правительства. Эти материалы, как мы надеемся, будут обнародованы позже.
Еще один важный вопрос, который был поднят мной, это предложение к Европарламенту поставить под свой контроль процесс продажи правительству Казахстана оружия. Не секрет, что ВВС Казахстан закупают военные дроны для ведения боевых действий в городских условиях, что может быть использовано и против скопления мирных граждан, демонстраций и иных крупных мероприятий.
Режим завозит прослушивающую аппаратуру и другую спецтехнику для спецподразделений, под видом «борьбы с терроризмом», но на самом деле это используется в борьбе против оппозиции и инакомыслия в стране. Закупленное в странах ЕС и США оружие, в том числе и стрелковое, может быть и будет применено в отношении мирных граждан — участников забастовок и манифестаций, тем более что полиции даны полномочия стрелять без предупреждения.
Данные вопросы были только обозначены, но процесс запущен. Теперь главное дальше развивать кампанию. Отрадно также и то, что делегация ЕП пообещала поехать в колонию к кому-нибудь из политзаключенных, а также озаботиться проблемами безопасности спикеров и участников слушаний из Казахстана.