Автор: Социалистическое движение Казахстана
Так надо расценивать заявление первого и последнего президента на XXI сессии Ассамблеи народов Казахстана 18 апреля, где он посетовал на необходимость увеличения рабочего времени. Причем это не было неожиданностью, считают в Социалистическом движении Казахстана, так как уже почти два года назад появилась концепция «Общества Всеобщего Труда».
В этой концепции Всеобщего труда елбасы уже предвосхитил эти собственные шаги, потребовав ужесточения трудового, уголовного, административного кодексов в отношении рабочих «провокаторов», идущих на забастовки и митинги, и, приказав трудящимся больше работать, отказавшись от «социального иждивенчества». Сейчас мы просто видим выполнение положений данной концепции, где также прописывалось принятие нового драконовского и антирабочего закона «О профсоюзах», вводящего монополию единого государственного профсоюза — ФПРК, а также снятие с государства бремени социальных расходов и увеличение рабочей недели.
Что интересно, уже два года назад Назарбаев уже заикался о южно-корейском примере, где очень радовался 14-часовому рабочему дню. Еще до этого, Азат Перуашев от лица союза промышленников и предпринимателей, подражая своему российскому коллеге Михаилу Прохорову, уже предлагал увеличить рабочую неделю до 60 часов в неделю (12 часов день) и поднять пенсионный возраст для женщин до 63 лет и для мужчин до 68 лет. Эти просьбы крупного капитала также легли в основу концепции «Общества Всеобщего Труда».
Теперь «южнокорейское чудо» становится приоритетом в деле «социальной модернизации» по-назарбаевски, а именно в вопросе увеличения норм эксплуатации трудящихся при запрете на забастовки, на создание собственных профсоюзов, на проведение митингов и даже собраний. Вот что он заявил дословно на сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Самое большое время суток работают южнокорейцы. И самая большая современная экономика сейчас у них. И это государство, которое не имеет ни одного даже куска угля в своих недрах — ничего, никаких богатств! А сегодня они спорят своими информационными технологиями с США, Японией. Именно с таких государств надо брать пример».
Дальше он дает ценное указание своим чиновникам: «Там (в мире - ред.)тоже хотят развиваться, и не будут ждать, пока мы вступим в их число (в 30-ку лучших), поэтому в 2 раза больше работать надо. Мы должны приобщать молодежь к труду: только там, где трудятся, люди лучше живут». После этого следует ожидать срочных инициатив о законодательном увеличении рабочей недели. Так только два бывших министра труда и социальной защиты уже предлагали варианты увеличения рабочей недели до 10 часов в день, с учетом рабочей субботы (60 часов), либо до 12 часов при пяти часовой рабочей неделе. Был вариант и о первом этапе увеличения рабочего дня на 1 час.
В Трудовом Кодексе уже урезали доплаты за сверхурочные работы. На добывающих предприятиях определенные категории рабочих вызываются на работу в выходные или оставляются на работе без приказа и соответствующих выплат. Во многих мелких, да и крупных компаниях уже давно негласно существует и 10-ти и 14-ти часовой рабочий день, без каких либо доплат. Практически, таким образом, работодатели хотят узаконить уже существующие порядки и сделать их общими для всех производств и отраслей, особенно в добывающей промышленности.
К тому же крупные добывающие компании за счет увеличения рабочей недели явно экономят, отказываясь от внедрения новых технологий и оборудования. Увеличить свои барыши и сверхприбыли семьи назарбаевых, кимов, машкевичей, шодиевых и К намерены за счет крови, мускул и пота рабочего класса. Не зря тут же готовится законопроект о максимуме заработной платы, который вводит ограничения для всех видов профессий во всех отраслях по оплате труда, что можно назвать законодательным ограничением стоимости рабочей силы в стране. Выше этой искусственной планки, трудящиеся попросту не смогут требовать увеличения своего заработка.
Таковы реалии казахстанского капитализма, лаборатории по проведению радикальных неолиберальных рыночных и социальных реформ, направленных против трудящихся страны, а затем применяемых и в других республиках СНГ и Таможенного Союза. В этой ситуации остается только активное сопротивление, с применением различных форм и актов противодействия работодателям и правительству, которое через низовую самоорганизацию должно выльется в мощную кампанию протеста. В ближайшее время мы должны сформулировать требования и лозунги новой кампании, направленной против увеличения рабочей недели!
Источник: Социалистическое движение Казахстана