Возможен ли русский сепаратизм на Востоке?

Как рож­да­ют­ся слу­хи? Этот про­цесс мож­но было хоро­шо про­сле­дить 10 апре­ля. Утром мне позво­нил зна­ко­мый и сооб­щил, что в горо­де мно­го поли­цей­ских в кас­ках, с дубин­ка­ми и в бро­не­жи­ле­тах. При­чем, пра­во­охра­ни­те­ли весь­ма активны. 

В обед уже кол­ле­га из Семея встре­во­жен­ным голо­сом рас­спра­ши­вал: «Что там у вас про­ис­хо­дит. В Семее толь­ко и раз­го­во­ры о том, что в област­ном цен­тре «рус­ские взбунтовались».Поскольку ника­ко­го «бун­та» и в помине не было, но непо­нят­ные манев­ры сило­ви­ков про­ис­хо­ди­ли реаль­но, я начал скла­ды­вать инфор­ма­ци­он­ные пазлы.

Судя по все­му, пово­дом к появ­ле­нию таких слу­хов послу­жи­ло скан­даль­ное выступ­ле­ние пред­се­да­те­ля Вер­хов­но­го Сове­та Хакас­сии Вла­ди­ми­ра Шты­га­ше­ва. Нака­нуне он заявил, что Рос­сия име­ет все пра­ва на тер­ри­то­рию Восточ­но­го Казах­ста­на, или Руд­но­го Алтая. Эти зем­ли при­над­ле­жа­ли Рос­сии, но когда созда­ва­лась сна­ча­ла Казах­ская АССР, а потом и союз­ная рес­пуб­ли­ка, их пере­да­ли Казах­ста­ну «как раз­мен­ную моне­ту». А 10 апре­ля во всех круп­ных горо­дах стра­ны про­хо­ди­ли сов­мест­ные уче­ния всех сило­вых структур.

Но сооб­щи­ли об этом толь­ко вече­ром. Види­мо поэто­му народ, взбу­до­ра­жен­ный появ­ле­ни­ем на ули­цах пол­но­стью эки­пи­ро­ван­ных сило­ви­ков, и увя­зал это с неким «бун­том рус­ских», вызван­ным выступ­ле­ни­ем гла­вы Хака­сии. Да, народ­ная мол­ва поко­ря­ет такие вер­ши­ны твор­че­ства, что про­сто диву даешь­ся. Одна­ко, после при­со­еди­не­ния Кры­ма к Рос­сии и собы­тий на Юго-Восто­ке Укра­и­ны вопрос этот ста­но­вит­ся не толь­ко пред­ме­том твор­че­ства народ­ной мол­вы, но и обре­та­ет важ­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние. Целый ряд обще­ствен­но-поли­ти­че­ских дея­те­лей и акти­ви­стов вполне серьез­но гово­рят об угро­зе сепа­ра­тиз­ма на Восто­ке стра­ны. Дескать, сце­на­рий уже обка­тан — тре­бо­ва­ние рефе­рен­ду­ма, обра­ще­ние за помо­щью к Рос­сии, и дело сде­ла­но. Есть ли на самом деле угро­за «рус­ско­го сепа­ра­тиз­ма» в Восточ­ном Казахстане?

Дела дав­но минув­ших дней

Жили мы, не осо­бо обра­ща­ли вни­ма­ние на наци­о­наль­ность окру­жа­ю­щих, а тут на тебе — пере­строй­ка. Собы­тия декаб­ря 1986 года в Алма-Ате ста­ли, слов­но уша­том холод­ной воды. Пожа­луй, впер­вые, народ стал огля­ды­вать­ся вокруг, и смот­реть — а у кого какой цвет кожи и раз­рез глаз. При­ня­тие в 1989 году Зако­на тогда еще Казах­ской ССР «О язы­ках» и вовсе посе­я­ло пани­че­ские настро­е­ния сре­ди рус­ских и рус­ско­языч­ных жите­лей. Сре­ди кото­рых ока­за­лись и мил­ли­о­ны каза­хов, не вла­де­ю­щих казах­ским языком.

Вот тогда, в 1989 году, Восточ­но-Казах­стан­ским област­ным сове­том народ­ных депу­та­тов и был под­нят вопрос об обра­зо­ва­нии в обла­сти наци­о­наль­но — куль­тур­ной авто­но­мии. Зако­но­да­тель­ство Сою­за поз­во­ля­ло это сде­лать. Речь не шла о тер­ри­то­ри­аль­ной авто­но­мии. Наци­о­наль­но — куль­тур­ная авто­но­мия поз­во­ля­ет мест­ным орга­нам вла­сти само­сто­я­тель­но решать вопро­сы язы­ка, куль­ту­ры, обра­зо­ва­ния. Шум под­нял­ся боль­шой. И во мно­гом ста­ра­ни­я­ми пар­то­кра­тов, бояв­ших­ся за свои крес­ла, пред­ло­же­ние не набра­ло боль­шин­ства голо­сов при голосовании.

После раз­ва­ла Сою­за ССР рус­ское и рус­ско­языч­ное насе­ле­ние в мас­со­вом поряд­ке ста­ло пере­ез­жать в Рос­сию. Обра­зо­ва­лись сла­вян­ские и каза­чьи орга­ни­за­ции. После неко­то­ро­го шока, сла­вян­ское поли­ти­че­ское дви­же­ние акти­ви­зи­ро­ва­лось. В декаб­ре 1992 года во Двор­це спор­та Усть-Каме­но­гор­ска про­хо­дит мас­со­вый митинг, собрав­ший не менее 10 тысяч участ­ни­ков. Основ­ное тре­бо­ва­ние — вве­де­ние госу­дар­ствен­но­го двуязычия.

На этой волне сла­вян­ские орга­ни­за­ции доволь­но успеш­но участ­ву­ют в пар­ла­мент­ских и мас­ли­ха­тов­ских выбо­рах 1994 года. В Мажи­лис про­хо­дит один из самых ярких дея­те­лей «Лада» Миха­ил Голов­ков. Его пред­вы­бор­ная про­грам­ма была пре­дель­но про­стой: «Союз, рав­но­пра­вие, два язы­ка». Усть-Каме­но­гор­ский город­ской мас­ли­хат почти на 2/3 сфор­ми­ро­ван из депу­та­тов — ладов­цев. При этом вопрос авто­но­мии в поли­ти­че­ских лозун­гах не под­ни­ма­ет­ся, акцент дела­ет­ся на дву­язы­чие. Об авто­но­мии гово­рят толь­ко каза­ки во гла­ве со сво­им ата­ма­ном Федо­ром Чере­па­но­вым, так­же став­шим город­ским депутатом.

В 1995—1996 годах в Усть-Каме­но­гор­ске про­хо­дят мно­го­чис­лен­ные митин­ги, но акцент сме­ща­ет­ся на соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­бле­мы. Лишь на митин­ге в 1995 году один из высту­пав­ших высту­пил с ини­ци­а­ти­вой обра­зо­ва­ния «рес­пуб­ли­ки Рус­ский Алтай», и даже пред­ло­жил кон­крет­ную про­грам­му дей­ствий. Но его выступ­ле­ние не вызва­ло шква­ла аплодисментов.

Апо­фе­о­зом митин­го­вой актив­но­сти стал мно­го­ты­сяч­ный митинг 17 мар­та 1996 года, посвя­щен­ный 5‑летию рефе­рен­ду­ма о сохра­не­нии СССР и в под­держ­ку реше­ния Гос­ду­мы РФ о денон­са­ции Бело­веж­ских согла­ше­ний. Прак­ти­че­ски сра­зу был снят аким ВКО Лео­нид Десят­ник. Новый гла­ва реги­о­на Кажму­рат Наг­ма­нов на встре­че с руко­во­ди­те­ля­ми оппо­зи­ци­он­ных пар­тий и дви­же­ний заявил, что если речь зай­дет об угро­зе суве­ре­ни­те­ту, то он пер­вый возь­мет в руки оружие.

Так­ти­ка «закру­чи­ва­ния гаек» сов­па­ла с общим спа­дом поли­ти­че­ской актив­но­сти, ска­зал­ся и мас­со­вый отъ­езд насе­ле­ния за пре­де­лы Казахстана.

На фоне тако­го зати­шья сме­хо­твор­ным выгля­дел «пуга­чев­ский бунт» в 1999 году. При­е­хав­ший из Рос­сии некто Вик­тор Кази­мир­чук под­тя­нул с собой несколь­ко моло­дых людей, увле­чен­ных «рево­лю­ци­он­ной роман­ти­кой». Себя он назы­вал «Пуга­чев». В Усть-Каме­но­гор­ске он встре­чал­ся с лиде­ра­ми про­тестно­го дви­же­ния и смог завер­бо­вать неко­то­рых из них. План Кази­мир­чу­ка был таков — под видом сани­тар­ной коман­ды зай­ти в област­ной аки­мат (яко­бы в обла­сти угро­за эпи­де­мии) и завла­деть каби­не­том аки­ма ВКО Вита­лия Метте.

Под угро­за­ми Мет­те пишет заяв­ле­ние об отстав­ке. Мятеж­ни­ки про­воз­гла­ша­ют созда­ние «рес­пуб­ли­ки Рус­ский Алтай», народ, по их замыс­лу, друж­но под­дер­жи­ва­ет само­про­воз­гла­шен­ную рес­пуб­ли­ку, и новое тер­ри­то­ри­аль­ное обра­зо­ва­ние либо живет с непри­знан­ным ста­ту­сом, как При­дне­стро­вье, либо вхо­дит в состав Рос­сии. Но 17 нояб­ря 1999 года коми­тет­чи­ки «повя­за­ли» несо­сто­яв­ших­ся мятеж­ни­ков на съем­ной квар­ти­ре, как раз в момент напи­са­ния воз­зва­ния к наро­ду. Весь арсе­нал ору­жия у них состо­ял из одной лимон­ки, пары охот­ни­чьих ружей, двух сотен патро­нов к авто­ма­ту и десят­ка буты­лок с зажи­га­тель­ной сме­сью. Похо­же, что вся эта бута­фо­рия ста­ла частью какой-то боль­шой заку­лис­ной игры, посколь­ку было совер­шен­но ясно, что затея обре­че­на на про­вал. Види­мо, Кази­мир­чу­ка вел, под­тал­ки­вал к это­му шагу кто-то очень могущественный.

Горо­жане отнес­лись к изве­стию о бута­фор­ском мяте­же абсо­лют­но рав­но­душ­но. Кази­мир­чук был осуж­ден на 18 лет лише­ния сво­бо­ды, потом срок ему ско­сти­ли до 15 лет. Дли­тель­ные сро­ки полу­чи­ли и его сообщ­ни­ки. Спу­стя 7 лет Кази­мир­чук услов­но-досроч­но вышел на сво­бо­ду и вер­нул­ся в Россию.

Послед­ний более — менее орга­ни­зо­ван­ный факт пуб­лич­но­го выра­же­ния сво­е­го мне­ния по наци­о­наль­но­му вопро­су со сто­ро­ны рус­ско­языч­ных в Усть-Каме­но­гор­ске зафик­си­ро­ван в 2010 году. В июне было направ­ле­но обра­ще­ние пре­зи­ден­там Казах­ста­на и Рос­сии Нур­сул­та­ну Назар­ба­е­ву и Дмит­рию Мед­ве­де­ву с прось­бой пере­не­сти про­ве­де­ние меж­ре­ги­о­наль­но­го фору­ма казах­стан­ско-рос­сий­ско­го сотруд­ни­че­ства из Усть-Каме­но­гор­ска в дру­гой город.

На том осно­ва­нии, что после при­хо­да аки­ма ВКО Бер­ды­бе­ка Сапар­ба­е­ва в наци­о­наль­ной поли­ти­ке ста­ли про­яв­лять­ся явные пере­ко­сы. Это выра­зи­лось в мас­со­вом уволь­не­нии руко­во­ди­те­лей рус­ской и дру­гих нети­туль­ных наци­о­наль­но­стей, пере­име­но­ва­нии улиц и насе­лен­ных пунк­тов, вбра­сы­ва­нии идеи о пере­име­но­ва­нии Усть-Каме­но­гор­ска, закры­тии школ с рус­ским язы­ком обу­че­ния, уста­нов­ле­нии памят­ни­ка Абаю на цен­траль­ной пло­ща­ди и так далее Под­пи­сан­ты, а их было пять чело­век, про­си­ли при­слать в область комис­сию для изу­че­ния состо­я­ния меж­на­ци­о­наль­ной поли­ти­ки област­но­го руководства.

Резо­нанс был боль­шой, но завер­ши­лось все тра­ди­ци­он­но. При­шел ответ, но, есте­ствен­но не от само­го пре­зи­ден­та, а от … заме­сти­те­ля аки­ма ВКО. Рос­сий­ская сто­ро­на отве­ти­ла на уровне депар­та­мен­та стран СНГ мини­стер­ства ино­стран­ных дел. Как обыч­но быва­ет в таких ситу­а­ци­ях, собра­лись руко­во­ди­те­ли этно­куль­тур­ных цен­тров и друж­но осу­ди­ли «сму­тья­нов». Казах­стан­ско-рос­сий­ский форум состо­ял­ся в сен­тяб­ре 2010 года в Усть-Каме­но­гор­ске и про­шел без каких-либо эксцессов.

Где вожди?

Итак, что мы име­ем в остат­ке? Поли­ти­че­ская ситу­а­ция в меж­на­ци­о­наль­ном вопро­се на Восто­ке дав­но ста­би­ли­зи­ро­ва­лась. Гово­рить, что меж­на­ци­о­наль­ные отно­ше­ния в этом реги­оне явля­ют собой «чистей­шей пре­ле­сти чистей­ший обра­зец», зна­чит, гре­шить про­тив исти­ны. Но и утвер­ждать, что народ ВКО толь­ко и дела­ет, что перед сном обсуж­да­ет меж­на­ци­о­наль­ные про­бле­мы, тоже нель­зя. А уж мыс­ли о том, что «при­зрак бро­дит по Восто­ку, при­зрак сепа­ра­тиз­ма», могут прий­ти в голо­ву толь­ко чело­ве­ку с очень боль­ным воображением.

Суще­ству­ют ли на Восто­ке сего­дня поли­ти­че­ские, обще­ствен­ные орга­ни­за­ции и отдель­ные лич­но­сти, ста­вя­щие сво­ей целью отде­ле­ние реги­о­на или его авто­но­ми­за­цию? Тако­вых нет, и в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве не пред­ви­дит­ся. Поли­ти­че­ские пар­тии, объ­еди­не­ния на сего­дня откро­вен­но сла­бы и мало­чис­лен­ны. Вся рабо­та «поли­ти­че­ско­го бомон­да», как пра­ви­ло, сво­дит­ся к напи­са­нию обра­ще­ний, уча­стию в «круг­лых сто­лах», семи­на­рах. На укра­ин­ские собы­тия мест­ные дея­те­ли сла­вян­ско­го дви­же­ния отре­а­ги­ро­ва­ли обра­ще­ни­ем к трем пре­зи­ден­там — Пути­ну, Лука­шен­ко и Яну­ко­ви­чу с прось­бой при­нять все меры, что­бы не допу­стить рас­ко­ла Укра­и­ны и сохра­нить сла­вян­ское единство.

Харак­тер­ный факт. В кон­це 2010 года руко­во­ди­тель ВК отде­ле­ния Фон­да «Рус­ский мир» Оль­га Видо­ва высту­пи­ла с обра­ще­ни­ем о при­сво­е­нии аки­му Усть-Каме­но­гор­ска Исла­му Аби­ше­ву зва­ния «Почет­ный граж­да­нин Усть-Каме­но­гор­ска», при­сво­е­нии тако­го же зва­ния аки­му обла­сти Бер­ды­бе­ку Сапар­ба­е­ву. Но для воз­ве­ли­чи­ва­ния руко­во­ди­те­ля реги­о­на это­го Оль­ге Ива­новне пока­за­лось мало. Она так­же пред­ло­жи­ла уве­ко­ве­чить память о еще живом и здрав­ству­ю­щем Бер­ды­бе­ке Сапар­ба­е­ве и назвать его име­нем одну из улиц Усть-Каме­но­гор­ска! Если наци­о­нал — пат­ри­о­ты, утвер­жда­ю­щие о мифи­че­ской угро­зе «сепа­ра­тиз­ма» на Восто­ке, это­го не зна­ли, то умест­но задать им такой вопрос: «А кого вы види­те во гла­ве «сепа­ра­тист­ско­го дви­же­ния»? Огла­си­те весь спи­сок, пожалуйста».

Кста­ти, неко­то­рые лиде­ры сла­вян­ско­го дви­же­ния совсем непло­хо устро­и­лись в Рос­сии. Быв­ший руко­во­ди­тель ВК отде­ле­ния дви­же­ния «Лад» Алек­сандр Шушан­ни­ков пере­брал­ся в Моск­ву, был помощ­ни­ком Луж­ко­ва. А быв­ший каза­чий ата­ман Федор Чере­па­нов, гово­рят, в Пите­ре, сти­хи пишет.

«Мы зара­ба­ты­ва­ем, а они тратят!»

В Восточ­ном Казах­стане гораз­до боль­шую попу­ляр­ность име­ет вопрос более спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния бюд­жет­ных средств. Про­мыш­лен­но раз­ви­тый реги­он в ито­ге ока­зал­ся … дота­ци­он­ным! Бюд­жет­ная систе­ма устро­е­на так, что самые круп­ные нало­ги, в част­но­сти кор­по­ра­тив­ный (или налог с при­бы­ли) и налог на добав­лен­ную сто­и­мость пря­ми­ком зачис­ля­ют­ся в рес­пуб­ли­кан­ский бюд­жет. Осо­бен­но нагляд­но такая систе­ма вид­на на при­ме­ре Усть-Каменогорска.

На тер­ри­то­рии горо­да соби­ра­ет­ся око­ло 150 мил­ли­ар­дов тен­ге нало­гов и сбо­ров. Меж­ду тем, город­ской бюд­жет состав­ля­ет все­го 24 мил­ли­ар­да, что в 10 раз мень­ше бюд­же­та Аста­ны! Хотя по насе­ле­нию сто­ли­ца пре­вос­хо­дит Усть-Каме­но­горск все­го в 2 раза. И область, и город живут за счет транс­фер­тов из выше­сто­я­щих бюд­же­тов. Полу­ча­ет­ся, что горо­жане живут фак­ти­че­ски на огром­ной про­мыш­лен­ной пло­щад­ке. Пром­зо­на, где на неболь­шой тер­ри­то­рии рядом нахо­дят­ся три пред­при­я­тия — «Каз­цинк», УК ТЭЦ и Уль­бин­ский метал­лур­ги­че­ский завод (атом­ная про­мыш­лен­ность), рас­по­ло­же­на в 15 мину­тах езды от цен­траль­ной пло­ща­ди горо­да. Воз­ни­ка­ет резон­ный вопрос: а ради чего мы зады­ха­ем­ся в газу, боле­ем, стра­да­ем, если город и горо­жане от это­го ниче­го не получают?

О том, что­бы в горо­де и обла­сти оста­ва­лось боль­ше средств, мно­го гово­ри­ли депу­та­ты мас­ли­ха­тов пер­вых созы­вов. Еще более этот вопрос обост­рил­ся после объ­еди­не­ния в 1997 году Восточ­но-Казах­стан­ской и Семи­па­ла­тин­ской обла­стей. «Теперь еще и Семи­па­ла­тин­ский реги­он кор­мить будем!» — при­мер­но такой была реак­ция на это реше­ние. В Усть-Каме­но­гор­ском мас­ли­ха­те пер­во­го и вто­ро­го созы­вов вопрос о при­ня­тии бюд­же­та пре­вра­щал­ся в бур­ную дис­кус­сию, депу­та­ты неред­ко голо­со­ва­ли про­тив тако­го бюд­же­та, отправ­ля­ли гнев­ные заяв­ле­ния рес­пуб­ли­кан­ским орга­нам власти.

А в 2003 году груп­па оппо­зи­ци­он­ных депу­та­тов даже поки­ну­ла засе­да­ние в знак про­те­ста. Под­дер­жи­ва­ли их и депу­та­ты област­но­го мас­ли­ха­та, пред­став­ляв­шие Усть-Каме­но­горск. Наи­бо­лее гром­ко о необ­хо­ди­мо­сти рефор­мы нало­го­вой и бюд­жет­ной систе­мы гово­рил в 1997—1999 годах аким горо­да Алек­сандр Лукин. Может быть, поэто­му про­тив него и было заве­де­но уго­лов­ное дело. Посте­пен­но состав депу­тат­ско­го кор­пу­са менял­ся, дой­дя до сто­про­цент­но «нуро­та­нов­ско­го», и такие вопро­сы боль­ше не под­ни­ма­лись. Но в умах дума­ю­щей части насе­ле­ния эта про­бле­ма не исчез­ла. И про­бле­ма эта явно кон­со­ли­ди­ру­ю­щая насе­ле­ние вне зави­си­мо­сти от национальности.

Чемо­дан — вокзал — .…

Теперь пого­во­рим о потен­ци­аль­ной базе «сепа­ра­тиз­ма», о наро­де, насе­ле­нии. Есте­ствен­но, наци­о­наль­ный состав реги­о­на изме­нил­ся. Осо­бен­но после объ­еди­не­ния двух обла­стей. Рус­ские и рус­ско­языч­ные в 90‑е и «нуле­вые» годы уез­жа­ли тыся­ча­ми, десят­ка­ми тысяч. Мас­со­вый харак­тер имел этот про­цесс в нача­ле 90‑х годов. Во-пер­вых, настро­е­ния после раз­ва­ла Сою­за были срод­ни пани­че­ским, а во-вто­рых, про­цесс отъ­ез­да был про­ще про­сто­го. Собрал вещи, выпи­сал­ся, и с пас­пор­том граж­да­ни­на СССР пере­ехал в Рос­сию, там про­пи­сал­ся. Потом мигра­ци­он­ный поток ста­би­ли­зи­ро­вал­ся. Ока­за­лось, что не все так страш­но, да и сама про­це­ду­ра отъ­ез­да услож­ни­лась. К тому же, при­шло пони­ма­ние, что жизнь в Рос­сии — совсем не сахар. В сере­дине 2000‑х ста­ли наблю­дать­ся фак­ты воз­вра­ще­ния в Казах­стан. При­чем не толь­ко из Рос­сии, но даже из Гер­ма­нии. О таких фак­тах часто рас­ска­зы­ва­ет мест­ная пресса.

Новый тол­чок мигра­ци­он­ным про­цес­сам дало при­ня­тие Рос­си­ей госу­дар­ствен­ной про­грам­мы по содей­ствию доб­ро­воль­но­му пере­се­ле­нию сооте­че­ствен­ни­ков. Народ сно­ва взял­ся за чемо­да­ны и стал зака­зы­вать кон­тей­не­ры. Но, сто­ит изу­чить состав пере­се­лен­цев, и моти­вы отъ­ез­да, как ста­но­вит­ся понят­но, что реши­ли вос­поль­зо­вать­ся этой про­грам­мой в основ­ном те, кто или сохра­нит в Рос­сии свой ста­тус и мате­ри­аль­ное поло­же­ние, или его улучшит.

Раз­го­ва­ри­ва­ем с Улья­ной Д.:

- Мне терять нече­го. Здесь я рабо­та­ла про­дав­цом. Не сомне­ва­юсь, что и в Рос­сии най­ду такую рабо­ту. Квар­ти­ры мне не видать, ипо­те­ка нам с мужем не по силам. Так что все рав­но жить в съем­ной квар­ти­ре, что здесь, что там. Здесь я еще не реши­лась родить, может быть в Рос­сии моим детям будет лучше.

Улья­на уез­жа­ет в Кали­нин­град. Кста­ти, этот город и реги­он поль­зу­ют­ся осо­бой попу­ляр­но­стью у пере­се­лен­цев. Все-таки, Евро­па рядом.

Теперь о Евро­пе и Аме­ри­ке. Сре­ди пере­се­лен­цев не толь­ко рус­ские, сла­вяне и дру­гие евро­пей­ские наци­о­наль­но­сти. И каза­хи уез­жа­ют в раз­ные горо­да и стра­ны. Мой кол­ле­га, жур­на­лист Серик уехал в Ека­те­рин­бург. Зна­ко­мый по име­ни Арман живет в Бре­сте. Пере­вез туда даже двух собак. Рабо­та­ет на молоч­ном ком­би­на­те. Моло­дая семья — Айгуль, Тлек, и их сын Али­шер — уеха­ли еще даль­ше — в Кана­ду. Там у них уже про­изо­шло при­бав­ле­ние в семье.

Судя по настро­е­ни­ям моло­де­жи, опре­де­лен­ная часть тех, кому пред­сто­ит жить в счаст­ли­вом и про­цве­та­ю­щем Казах­стане 2050 года, совсем не соби­ра­ют­ся оста­вать­ся здесь. Раз­го­вор меж­ду уче­ни­ка­ми Назар­ба­ев интел­лек­ту­аль­ной шко­лы на авто­бус­ной оста­нов­ке изоби­лу­ет назва­ни­я­ми раз­ных стран, где ребя­та пла­ни­ру­ют учить­ся, и, если удаст­ся, то и жить: Чехия, Поль­ша, Россия.

А если уж гово­рить про бога­тых и сред­них, то, види­мо, умом и душой они уже дав­но за пре­де­ла­ми стра­ны. И живут здесь, пока есть воз­мож­ность вести дела. Ведь даже у сред­ней руки биз­не­сме­нов, вла­дель­цев пары-трой­ки ресто­ра­нов, дети учат­ся в Лон­доне, и име­ет­ся хоть и не сног­сши­ба­тель­ная, но недви­жи­мость, на худой конец хотя бы в Тур­ции. Не зря же народ­ная муд­рость гла­сит, что в Казах­стане две сто­ли­цы: север­ная в Лон­доне, а южная в Дубаи.

Бро­же­ние в умах

Любое обще­ствен­ное явле­ние сна­ча­ла созре­ва­ет в умах. Что же в умах восточ­но-казах­стан­цев? Опрос, про­ве­ден­ный Цен­тром ана­ли­за и про­гно­зи­ро­ва­ния ВКО, пока­зал — око­ло тре­ти опро­шен­ных пока уез­жать не соби­ра­ют­ся, но в уме такой вари­ант дер­жат. Сре­ди при­чин отъ­ез­да назы­ва­ют сле­ду­ю­щие: тре­во­га за буду­щее детей, язы­ко­вой вопрос, эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы реги­о­на. Лишь на чет­вер­том месте — соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские вопросы.

Умо­на­стро­е­ния жите­лей обла­сти мож­но корот­ко сгруп­пи­ро­вать так. Нема­лая часть рус­ских и рус­ско­языч­ных, обла­да­ю­щая опре­де­лен­ным соци­аль­ным ста­ту­сом, непло­хим мате­ри­аль­ным поло­же­ни­ем, уез­жать не соби­ра­ет­ся. Эта часть при­ня­ла те усло­вия, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись за 22 года после раз­ва­ла СССР, и счи­та­ют, что в этих усло­ви­ях мож­но жить. Глав­ное — что нет серьез­ных кон­флик­тов на наци­о­наль­ной поч­ве и угне­те­ния. Менять сини­цу в руках на журав­ля в небе они не собираются.

В вопро­се о язы­ке в целом все тоже «утряс­лось». Те, кому по 40—50 лет, пони­ма­ют, что на их век нынеш­ней язы­ко­вой ситу­а­ции хва­тит. Ведь, несмот­ря на чет­верть века суще­ство­ва­ния зако­на о язы­ках, в оби­хо­де веду­щим все рав­но оста­ет­ся рус­ский язык. И так будет еще дол­го, это объ­ек­тив­ная реаль­ность. В то же вре­мя необ­хо­ди­мость зна­ния казах­ско­го язы­ка за эти годы вырос­ла совсем незна­чи­тель­но. Прак­ти­че­ски все пони­ма­ют, что зна­ние язы­ка еще не явля­ет­ся усло­ви­ем про­дви­же­ния по служ­бе. Смо­жет ли про­стой казах­ский паре­нек, вла­де­ю­щий язы­ком луч­ше Абая, попасть на госу­дар­ствен­ную служ­бу? Хотя бы на долж­ность сель­ско­го аки­ма? Я уже мно­го лет наблю­даю за исто­ри­ей Куль­д­жи­ян Кай­да­ро­вой из села Улкен Нарын. Окон­чив уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти «Госу­дар­ствен­ное и муни­ци­паль­ное управ­ле­ние», она без­успеш­но пыта­ет­ся попасть на гос­служ­бу. Ее про­сто «валят» на кон­кур­сах. Пото­му что она не «своя», не «сест­рен­ка», она из про­сто­лю­ди­нов, да еще и заяви­ла пуб­лич­но, что хочет рабо­тать на госу­дар­ствен­ной служ­бе. Вот вам и вся цен­ность зна­ния госу­дар­ствен­но­го язы­ка! Сей­час на устрой­ство, про­дви­же­ние по слу­жеб­ной лест­ни­це вли­я­ют, навер­ное, совсем дру­гие фак­то­ры — род­ствен­но­го или мате­ри­аль­но­го харак­те­ра. Впро­чем, это не толь­ко казах­стан­ское ноу-хау. Смо­жет ли в Рос­сии про­стой рус­ский паре­нек из глу­бин­ки, из про­сто­на­ро­дья, но с моз­га­ми, про­бить­ся во власть? Ответ очевиден.

Фило­соф­ски отно­сит­ся боль­шин­ство рус­ских и рус­ско­языч­ных и к прак­ти­че­ски моно­на­ци­о­наль­но­му соста­ву орга­нов вла­сти. Хотя пона­ча­лу это вызы­ва­ло недо­воль­ство — мол, а поче­му «наших» нет? Теперь же доста­точ­но задать­ся вопро­сом: а если бы в каби­не­тах вла­сти сиде­ли одни рус­ские да сла­вяне — было бы луч­ше? Суть от это­го нисколь­ко не меня­ет­ся. При нынеш­нем обще­ствен­но-поли­ти­че­ском и эко­но­ми­че­ском устрой­стве власть пре­вра­ти­лась не в орган эффек­тив­но­го управ­ле­ния госу­дар­ством, и уж тем более не в идей­ный отряд слу­же­ния наро­ду. Это самая мощ­ная капи­та­ли­сти­че­ская кор­по­ра­ция, пре­вра­ща­ю­щая свои власт­ные пол­но­мо­чия в капи­тал. И, как для любо­го капи­та­ли­ста, для вла­сти сего­дня глав­ное — это лич­ная при­быль. А капи­та­лизм интер­на­ци­о­на­лен. Мы насмот­ре­лись по теле­ви­зо­ру, да и лич­ное пред­став­ле­ние есть о том, что такое власть в Рос­сии. Наци­о­наль­ность в дан­ном слу­чае ника­кой роли не игра­ет. Мир все боль­ше делит­ся на две боль­ших расы: расу гос­под и расу рабов.

Что еще у нас, какие еще «боле­вые точ­ки»? Пере­име­но­ва­ния? Быто­вой наци­о­на­лизм? Это неиз­беж­но, это след­ствие обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, или отсут­ствия тако­вых. А пере­име­но­ва­ния на пост­со­вет­ском про­стран­стве запу­сти­ла Рос­сия, еще до раз­ва­ла Сою­за. Наплыв пере­се­лен­цев из сель­ской мест­но­сти и орал­ма­нов? Тоже есте­ствен­ный про­цесс, и, кста­ти, это один из тле­ю­щих уголь­ков. Усть-Каме­но­горск уже пере­жил в мае 2013 года бунт орал­ма­нов. Хоро­шо, что их оста­но­ви­ли на вхо­де в город. Но это, ско­рее не наци­о­наль­ный, а соци­аль­ный вопрос, посколь­ку эти люди не по сво­ей воле ока­за­лись соци­аль­ны­ми аут­сай­де­ра­ми, при­е­хав в боль­шой город.

Вот что серьез­но бес­по­ко­ит народ — это про­бле­ма тран­зи­та вла­сти. Или гово­ря про­ще — что будет после ухо­да Назар­ба­е­ва? Собы­тия на Укра­ине толь­ко обост­ри­ли эту про­бле­му. А вдруг и в Казах­стане к вла­сти при­дут уль­т­ра — наци­о­на­ли­сты? Ведь рус­ское и рус­ско­языч­ное насе­ле­ние явля­ет­ся устой­чи­вым элек­то­ра­том пре­зи­ден­та имен­но за его наци­о­наль­ную поли­ти­ку. Укра­ин­ский кри­зис толь­ко укре­пил имидж пре­зи­ден­та сре­ди рус­ско­языч­но­го насе­ле­ния. Все позна­ет­ся в срав­не­нии. Народ дума­ет как — на Укра­ине вон что тво­рит­ся, рус­ских уже уби­ва­ют, а у нас мир. И в этом плане не состав­ля­ет осо­бо­го сек­ре­та надеж­да, что Рос­сия каки­ми-то путя­ми — дипло­ма­ти­че­ски­ми, заку­лис­ны­ми — не допу­стит при­хо­да наци­о­на­ли­стов к вла­сти в Казахстане.

Вот что дума­ет по это­му пово­ду Лео­нид Кар­та­шев — пред­се­да­тель Рус­ско­го наци­о­наль­но-куль­тур­но­го цен­тра, депу­тат Усть-Каме­но­гор­ско­го город­ско­го мас­ли­ха­та II созы­ва (1999—2003 годы):

- Лео­нид Васи­лье­вич, наци­о­нал — пат­ри­о­ты после собы­тий на Укра­ине, после вхож­де­ния Кры­ма в состав Рос­сии заго­во­ри­ли об угро­зе «рус­ско­го сепа­ра­тиз­ма» на севе­ре и восто­ке Казах­ста­на и чуть ли не об угро­зе аннек­сии этих земель. Насколь­ко обос­но­ван­ны эти заявления?

- Совер­шен­но не обос­но­ван­ны. Если бы в Кие­ве не было неле­ги­тим­ной, без­от­вет­ствен­ной вла­сти, с пер­вых минут дав­шей понять, что пой­дет при­тес­не­ние и даже угро­за физи­че­ско­го уни­что­же­ния рус­ских, Крым оста­вал­ся бы укра­ин­ским. Пока в Казах­стане у вла­сти Назар­ба­ев, ситу­а­ция будет ста­биль­ной. В этом плане огром­ную роль игра­ет и инте­гра­ция. Чем креп­че будет инте­гра­ция, тем боль­ше гаран­тии невоз­мож­но­сти повто­ре­ния укра­ин­ских собы­тий у нас.

Кри­зис на Укра­ине, несо­мнен­но, ока­зал свое вли­я­ние на внут­рен­нюю поли­ти­ку Казах­ста­на. В этом ряду — выступ­ле­ние пре­зи­ден­та о недо­пу­сти­мо­сти какой — либо дис­кри­ми­на­ции по наци­о­наль­но­му, язы­ко­во­му, рели­ги­оз­но­му и дру­гим при­зна­кам, где гла­ва госу­дар­ства пря­мо ука­зал, к чему при­ве­ла такая без­от­вет­ствен­ная поли­ти­ка на Укра­ине. Аким ВКО Бер­ды­бек Сапар­ба­ев, поздрав­ляя народ с Науры­зом, осо­бо под­черк­нул: «Мы все­гда долж­ны пом­нить, что наша стра­на — мно­го­на­ци­о­наль­ная. Это наше досто­я­ние, и его нуж­но беречь».

На сес­сии малой Ассам­блеи наро­да ВКО отдель­ным пунк­том повест­ки был вопрос о раз­ви­тии сотруд­ни­че­ства с при­гра­нич­ны­ми реги­о­на­ми Рос­сии. На днях деле­га­ция ВКО посе­ти­ла Бар­на­ул, где откры­лись дни куль­ту­ры Восточ­но­го Казах­ста­на в Алтай­ском крае. 12 апре­ля, в день кос­мо­нав­ти­ки, в Усть-Каме­но­гор­ске про­шел празд­ник — день ули­цы «Буль­вар Гага­ри­на». Конеч­но, все эти выступ­ле­ния, собы­тия вызы­ва­ют поло­жи­тель­ную оцен­ку. А то ведь дошло до того, что когда воз­ник­ла ини­ци­а­ти­ва уста­нов­ле­ния в горо­де памят­ни­ка Гага­ри­ну как раз на буль­ва­ре его име­ни, то неко­то­рые наи­бо­лее «рети­вые» выска­зы­ва­лись в таком духе: «А зачем, мол, ста­вить памят­ник иностранцу?».

Сепа­ра­тизм внут­ри нас

Да, наци­о­наль­ный вопрос — тон­кая мате­рия. Здесь все важ­но. Но раз­ду­вать его не сто­ит, хотя мно­гим хочет­ся раз­дуть так, что­бы пожар вспых­нул. Сто­и­ло в Усть- Каме­но­гор­ске на самой высо­кой горе уста­но­вить над­пись «Казак­стан», как сра­зу пошли раз­го­во­ры: «Это что­бы «оры­сы» зна­ли, где они живут». Хотя с этой горой все гораз­до про­ще. Быв­ше­му аки­му горо­да Исла­му Аби­ше­ву эта идея при­шла в стрем­ле­нии сде­лать эту воз­вы­шен­ность не менее зна­ме­ни­той, чем гора в Аме­ри­ке, где напи­са­но «Гол­ли­вуд». Любил Ислам Алма­ха­но­вич такие штуч­ки. Он столь­ко дел наво­ро­тил в горо­де, что диву даешь­ся. И все ради показухи.

В эту гору, где теперь целый мемо­ри­аль­ный ком­плекс, вбу­ха­ли сот­ни мил­ли­о­нов бюд­жет­ных денег, и сколь­ко из них ушло в кар­ма­ны чинов­ни­ков — мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся. Несколь­ко раз в год там силь­ным вет­ром рвет на части госу­дар­ствен­ный флаг, кста­ти, самый боль­шой в стране — имен­но тако­го гиган­тиз­ма и хотел неза­бвен­ный Ислам Аби­шев. На его вос­ста­нов­ле­ние каж­дый раз тре­бу­ет­ся око­ло 2 млн. тен­ге. Сей­час вот бук­ва «А» испор­ти­лась, ее заме­ня­ют. Да это же Клон­дайк! Биз­нес, толь­ко биз­нес, какие уж тут «оры­сы»!

Мас­ла в огонь под­ли­ва­ют и раз­лич­ные выска­зы­ва­ния рос­сий­ских поли­ти­ков. Толь­ко за послед­нее вре­мя с тер­ри­то­ри­аль­ны­ми пре­тен­зи­я­ми к Казах­ста­ну высту­па­ли Эду­ард Лимо­нов, Вла­ди­мир Жири­нов­ский, теперь вот гла­ва Хака­сии Вла­ди­мир Шты­га­шев. Кро­ме раз­дра­же­ния такие выска­зы­ва­ния ниче­го не вызы­ва­ют. Зачем они нуж­ны? Что­бы посе­ять рознь, нару­шить и без того не очень проч­ный меж­на­ци­о­наль­ный мир? Они высту­пи­ли у себя в Москве или Аба­кане, а каким эхом их сло­ва отзо­вут­ся в Казах­стане?! Нам-то жить здесь. И мы как-нибудь сами раз­бе­рем­ся и дого­во­рим­ся, как нам жить. Нуж­но про­сто спо­кой­но, без горяч­ки и эмо­ций трез­во оце­нить реаль­ную ситу­а­цию, и вспом­нить, что мы дей­стви­тель­но, без вся­ких высо­ких слов, два брат­ских наро­да, и волею судь­бы нам жить вместе.

И все-таки, есть ли сепа­ра­тизм на Восто­ке? Конеч­но, есть. И в каж­дом угол­ке Казах­ста­на он есть. Речь идет о нашем внут­рен­нем сепа­ра­тиз­ме. Мы сами отде­ли­лись друг от дру­га. Каж­дый — сам себе авто­но­мия. Кто-то упи­ва­ет­ся сво­ей вла­стью и богат­ством, дума­ет, что Бога за боро­ду схва­тил. Кто-то про­зя­ба­ет в нище­те, но, тем не менее, живет сво­им отдель­ным мир­ком. Кто-то гор­ба­тит­ся на ого­ро­де, назы­ва­е­мом дачей, и счи­та­ет свой вагон­чик или зем­лян­ку насто­я­щим раем, а на все осталь­ное ему напле­вать. Кто-то погряз в кре­ди­тах, что­бы быть, как все, и ему про­сто неко­гда думать, он спа­са­ет свою «авто­но­мию». Вот так мы и живем. И будем так жить, пока не осо­зна­ем, что есть у нас и общие, кол­лек­тив­ные инте­ре­сы. А пока над­пись на зда­нии област­но­го аки­ма­та «Един­ство — залог успе­ха» ниче­го, кро­ме усмеш­ки вызвать не может.

P.S. А тем вре­ме­нем наш край посе­ща­ют раз­лич­ные эмис­са­ры из запад­ных стран. В фев­ра­ле о встре­че со мной попро­си­ли пред­ста­ви­те­ли Вер­хов­но­го комис­са­ра ОБСЕ по делам наци­о­наль­ных мень­шинств во гла­ве со стар­шим совет­ни­ком Дже­ни­фе­ром Кроф­том. Раз­го­вор шел о меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ни­ях в реги­оне. Затем послан­цы Вер­хов­но­го комис­са­ра выеха­ли в Алма­тин­скую область. На мой вопрос: «Поче­му имен­но в эту область?», они отве­ти­ли: «Там уйгу­ры». Полу­ча­ет­ся, что они ездят по реги­о­нам, где воз­мо­жен потен­ци­аль­ный раз­лом на наци­о­наль­ной почве.

В этот же день со мной встре­ти­лась совет­ник по поли­ти­че­ским вопро­сам посоль­ства Кана­ды в Казах­стане Катрин Ивкофф. Она инте­ре­со­ва­лась уже соци­аль­ны­ми проблемами.

А бук­валь­но на днях жела­ние встре­тить­ся выра­зи­ла аме­ри­кан­ская жур­на­лист­ка Джо­ан­на Лил­лис. Из-за заня­то­сти я отка­зал­ся. Но жур­на­лист­ка встре­ча­лась с акти­ви­ста­ми рус­ских, сла­вян­ских и каза­чьих орга­ни­за­ций. И пыта­ла их на пред­мет отно­ше­ния к собы­ти­ям на Укра­ине и в Кры­му, и о воз­мож­но­сти повто­ре­ния укра­ин­ско­го сце­на­рия в Казах­стане. Так что миро­вая эли­та не дрем­лет. Она спит и видит, как бы погру­зить Казах­стан в пучи­ну кро­ва­вых меж­на­ци­о­наль­ных разборок.

Источ­ник: Неза­ви­си­мая газе­та “Flash!”

Статьи по теме

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?