Президент России Владимир Путин озвучил идею о создании валютного союза в рамках ЕАЭС с целью давления на партнеров по Евразийскому союзу. К такому выводу пришли опрошенные редакцией эксперты, размышляя на тему, чем чревато формирование валютного союза для Казахстана.
Поводом ддя размышления стала статья «Валютное поглощение» обозревателя “Республики” Алексея Тихонова. Главный ее месседж, что если идея о введении единой валюты будет реализована, то Казахстан, скорее всего, распрощается с независимостью своей экономики — по той простой причине, что Казахстан в отличие от России практически ничего не производит. Но, по мнению автора, Акорда готова на демонтаж собственной денежной политики, потому как главная цель режима Назарбаева — сохранить политическую монополию в стране.
По следам этой статьи мы задали казахстанским политологам Толганай Умбеталиевой и Айдосу Сарыму три вопроса. Как они считают, отчего Владимир Путин так торопиться с созданием единой евразийской валюты? Почему не последовало официальной реакции с казахстанской стороны на это предложение? Может ли валютный союз обернуться экономическим поглощением стран ЕАЭС Россией и приведет ли это к потере суверенитета Казахстана?
Казахстан уже несамостоятельный игрок
По мнению Толганай Умбеталиевой, причиной такой спешки со стороны Владимира Путина может быть экономический кризис в России.
«Сейчас российская экономика испытывает тяжелые последствия санкций, кроме того, падение цен на нефть, противостояние ОПЕК и США будет продолжаться еще долгое время. России нужно спасать свою экономику, — считает эксперт. — И, возможно, в единой валюте ЕАЭС россияне видят способ сохранить то, что есть».
Кроме этого, в России сейчас идет дискуссия на тему необходимости единой экономической политики стран ЕАЭС. «Есть отдельные детали, к примеру, таможенные пошлины, но единой финансовой политики нет. В этом плане одним из ее пунктов и возможно и стало создание единой валюты», — заявила Толганай Умбеталиева.
С другой стороны, по ее мнению, заявление Путина может быть информационным вбросом «с целью сформировать общественное мнение на эту тему», и не факт, что со стороны Астаны последует реакция на это предложение.
«По документам ЕАЭС вопрос о единой валюте должен был подниматься не ранее 2025 года. Поэтому у Казахстана и Беларуси есть хороший законодательной механизм, на который они могут опираться, это позволяет им не спешить с ответом. Но в то же время Казахстан тоже испытывает влияние от санкций против России и падения рубля. Мы вновь стоим перед девальвацией. Поэтому либо власти согласятся на какие-то условия и получат поддержку (финансовую — ред.) от России, либо будут настаивать на том, что до 2025 года вопрос о единой валюте подниматься не будет», — предполагает Толганай Умбеталиева.
По ее мнению, «неизвестно, какой будет социальная ситуация в стране, а политическая ситуация нестабильная, поэтому для власти риски резко могут возрасти».
Впрочем, по словам политолога, введение единой валюты неизбежно в политическом союзе. «Это было прогнозируемо, потому что, несмотря на заверения властей, это был изначально политический союз. Но я не думаю, что можно назвать это экономическим поглощением. Хотя России нужен наш рынок, и многие эксперты говорят, что может произойти как в свое время со странами Восточной Европы. Они были официально независимы от Советского Союза, но все вопросы согласовывались с Москвой, к такой системе управления мы вполне можем прийти», — убеждена политолог.
На ее взгляд, со вступлением Казахстана в ЕАЭС уже произошла частичная потеря суверенитета. «Нам приходится ориентироваться на партнеров, но это, конечно, не полноправная потеря. Мы слышим, что какие-то политические вещи на международном уровне мы сами можем решать. Но надо не забывать, что международная политика зиждется на экономической основе. И Казахстан здесь уже не самостоятельный игрок, это очевидно», — подытожила Толганай Умбеталиева.
Никаких общих валют нам не нужно
У политолога Айдоса Сарыма иная точка зрения на возможное экономическое поглощение Россией Казахстана и других стран, вступивших в ЕАЭС.
«Безусловно, побеждает в итоге тот, кто больше производит и у кого находится регулятор, в данном случае это будет Россия. И она будет диктовать всем, какой бюджет иметь и все остальное. Считайте, что у нас не останется реальных инструментов для того, чтобы влиять на свою экономику, и это даже большая зависимость, чем политическая», — уверен он.
По его мнению, идея Путина о единой евразийской валюте есть не что иное, как форма давления.
«В политике и политологии есть такой прием, как перешагнуть выбор. Когда что-то не получается либо нужно получить какие-то моральные дивиденды, человек начинает говорить о другом. К примеру, во дворе надо построить каток, но для этого нужно же поработать, а человек уже начинает говорить о правилах игры в хоккей. С одной стороны, это желание предвосхитить события, с другой, вид оказания давления, — объяснил Айдос Сарым мотивы российского президента. — И единая валюта станет реальной не в 2025 году, а уже через два года, к примеру. Это форма оказания давления и попытка формирования общественного мнения».
Однако казахстанское общество не готово сегодня поддержать инициативу Путина, считает политолог, но если елбасы велит, все дружно согласятся.
«Не думаю, что наше общество в сильном восторге от предложения президента России, особенно та часть, которая близка к реальной экономике. Радует, что и экспертное сообщество пока более-менее едино в этом вопросе. Но, если президент Назарбаев завтра скажет, что это гениальная идея и надо переходить (на единую валюту — ред.), у нас вся элита выстроится в ряд. Сомневаюсь, что найдется хотя бы два порядочных человека, которые не согласятся и подадут в отставку», — печально заметил эксперт.
«Я думаю, что правильнее было бы президенту Назарбаеву или вице-премьеру Сагинтаеву сослаться на договор по Евразийскому союзу и имеющиеся проблемы в его функционировании. Еще лучше однозначно сказать, что Казахстан — независимое государство и никаких общих валют нам не нужно, тем более сейчас, когда происходят такие вещи в России и мире. Надеюсь, что наши власти решатся на это», — сказал политолог.
По его словам, общего евразийского экономического пространства пока нет, поэтому рано говорить о потере суверенитета.
«Пока не стоит посыпать голову пеплом. Но нужно внимательно относиться к документам по интеграции, реагировать на заявления, показывать, что есть вещи, неприемлемые для нашего общества. Показывать, что для нас важны такие ценности, как независимость государства. Пока у нас есть своя валюта, армия и другие внешние атрибуты государственности, суверенитет еще не потерян, но стоит быть начеку», — заключил Айдос Сарым.