Главными политическими событиями прошлой недели в Казахстане стали уход из жизни Герольда Бергера, минская встреча с участием президентов России, Франции, Украины и канцлера Германии и судебный приговор экс-главе АРЕМ Мурату Оспанову. Мы выделили именно их, потому что они не только уникальны, но весьма показательны и даже символичны.
Смерть Герольда Карловича, которого в стране часто назвали Гер-ага, немца по национальности, родившегося в России, но прожившего всю сознательную жизнь в Казахстане, не эмигрировавшего в Германию, когда другие массово уезжали, свободно владевшего немецким, русским и казахскими языками, а самое главное мудрого, честного, справедливого, терпеливого к чужим недостаткам человека, потрясла многих.
Достаточно посмотреть отклики на случившееся в прессе и Интернете, чтобы убедиться, что с нами не стало того, кто объединял казахстанцев, независимо от их национальности, языка, вероисповедования, политических убеждений. Согласитесь, что таких людей в Казахстане всегда было недостаточно, а сейчас стало еще на одного меньше. И это гигантская потеря, которую невозможно восполнить.
В условиях «суперпрезидентской» республики с ее культом личности «лидера нации», агрессивным продвижением в массы идей приоритетности государства и внутриполитической стабильности, заметным моральным разложением, массовой коррупцией и чинопочитанием у нас стало на одного морального авторитета меньше.
С посредничеством не вышло
Минская встреча с участием Владимира Путина, Франсуа Олланда, Виктора Порошенко и Ангелы Меркель поставила крест на Нурсултане Назарбаеве, как потенциальном посреднике в деле разрешении украинского конфликта и ослабления внешнеполитического противостояния между Россией и Западом. Причем жирный и окончательный.
Понятно, что выбор в качестве места встречи «нормандской четверки» Минска был продиктован в первую очередь тем, что белорусская столица намного удобнее с логистической точки зрения, чем, например, Астана. Однако это одновременно означает и то, что высоким договаривающимся сторонам все равно, кто будет хозяином встречи — «лидер нации» или «Батька».
То есть попытки Нурсултана Абишевича стать посредником в конфликте между Россией, с одной стороны, и США, ЕС и их союзниками, с другой, равнозначны предложению хозяина отеля организовать встречу глав четырех государств плюс оплатить расходы по ее проведению. И все это ради собственного паблисити в зарубежных и отечественных СМИ. Увы, елбасы не повезло, его услуги не понадобились.
Коррупционеры спят спокойно
Что касается судебного приговора, вынесенного бывшему председателю АРЕМ Мурату Оспанову, то признание его виновным в получении взятки в особо крупном размере, но при этом замена реального лишения свободы на штраф, пожизненное лишение права работать на госслужбе и подписку о невыезде, это новое слово в казахстанской судебной практике.
Теперь отечественные коррупционеры могут быть спокойными. Ведь почти все они, как правило, имеют безупречный послужной список, госнаграды и верны делу «лидера нации», поэтому вполне могут рассчитывать на то, что их за коррупционные преступления будут только штрафовать. Теперь главное занизить сумму взятки, чтобы штраф в тридцатикратном размере был по силам.
Мы не знаем, какие были задействованы в данном случае рычаги в Акорде, но то, что подобный приговор был санкционирован на самом верху, факт, не требующий доказательства — иного в нашей стране просто быть не может. Это означает, что практика мягких наказаний, начавшаяся с экс-акима Павлодарской области Ерлану Арыну, а теперь продолженная Муратом Оспановым, становится массовой.
Так что бывший премьер-министр РК Серик Ахметов, уголовное дело которого готовятся передать в суд, вполне может надеяться на то, что поменяет домашний арест на подписку о невыезде, а не на лагерь усиленного режима. Интересно другое: люди, которых Акорда будет сажать за распространение слухов на десять лет лишения свободы, вряд ли смогут рассчитывать на такое снисхождение.
Ноу-хау от Минсоцразвития
Из прочих событий стоит отметить расширенное заседание правительства РК с участием Нурсултана Назарбаева в среду и выступления нескольких казахстанских чиновников после него на брифинге в СЦК. Нетрудно заметить, что мы имеем дело началом очередной кампании по внушению казахстанцам уверенности в государстве, экономической политике президента и стабильности национальной валюты.
Трудно сказать, насколько эта кампания имеет успех в массах, но на наш взгляд, толку от нее как от козла молока. Однако в потоке информации, вываленной на головы казахстанцев, попадаются жемчужные зерна.
Например, министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова сообщила, что госструктурами уже подписано более 19 тысяч меморандумов с работодателями о сохранении рабочих мест. А по словам еще одного чиновника, этими меморандумами охвачены предприятия, на которых работает миллион человек. Похоже, это новое слово в мировой практике преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Мы понимаем веру Акорды и казахстанских чиновников в бумажку (без которой ты букашка), но нельзя же так злоупотреблять практикой ИБД.
Тем более что незадолго до театрализованного представления под названием «Нурсултан Назарбаев дает указания правительству и Нацбанку РК как преодолеть проблемы, пришедшие к нам со стороны» рейтинговое агентство Standard & Poor‘s понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Казахстана. На месте Акорды мы бы обязали государственный аппарат под расписку ознакомиться с обоснованием рейтингового действия — сильно трезвит.
…В общем, республика продолжает уверенно идти по курсу, обозначенному «лидером нации». Вот только ветры, дующие в наши паруса, перестали быть попутными. В связи с этим в других государствах меняют командный состав во главе с капитанами, ищут другие возможности и новые пути, пытаются мобилизовать команду на новые свершения, а самое главное — не лгут себе и своим избирателям. Но не в Казахстане.