Таджикский журналист не исключает, что его могут похитить.
Генпрокуратура Таджикистана направила запрос в Россию о задержании и дальнейшей экстрадиции известного таджикского журналиста Дододжона Атовуллоева. Душанбе обвиняет его в публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя Таджикистана и оскорблении его президента Эмомали Рахмона.
Как считают источники «МН» в российских правоохранительных структурах, шансы на то, что это обращение будет удовлетворено легально, весьма незначительны.
Дододжон Атовуллоев, 56-летний выпускник журфака МГУ, основатель и главный редактор независимой газеты «Чароги руз» («Дневной свет»), начавшей выходить еще в советском Таджикистане, личность на родине весьма популярная. Возможно, именно поэтому к Атовуллоеву так неравнодушна нынешняя таджикская власть.
Атовуллоев был вынужден эмигрировать из Таджикистана во время гражданской войны в этой стране в начале 90‑х годов. Он был противником прокоммунистического «Народного фронта», приведшего к власти Эмомали Рахмона (тогда еще Рахмонова). «Главный таджикский журналист», которого многие коллеги на родине называют устодом (учителем), продолжал издавать свою газету в России.
Острая эмоциональная публицистика Атовуллоева часто приводила в ярость высокопоставленных таджикских чиновников, первым из которых был глава государства. Душанбе в общей сложности направил в Москву более 20 запросов на задержание журналиста, выполнен из них был только один в 2001 году. Атовуллоева остановили в Шереметьево, в СИЗО он провел неделю. В результате широкой кампании в его защиту, развернутой международным сообществом, журналиста освободили. Затем он получил статус политического беженца в Германии, где прожил некоторое время. Несколько лет назад Атовуллоев заявил о себе как о политике, провозгласив создание оппозиционного движения «Ватандор», членами которого, по его словам, тайно стали даже некоторые представители нынешнего руководства Таджикистана. Представители официального Душанбе даже пытались вступить с ним в переговоры. Атовуллоев рассказал «МН», что встретиться с ним захотел один из наиболее доверенных людей Рахмона, его зять Хасан Садуллоев. Однако назначенное в Норвегии рандеву не состоялось.
Другие представители таджикской оппозиции в беседе с «МН» выразили уверенность, что Москва и сегодня не сдаст их соратника, поскольку это приведет к падению престижа России среди значительной части их соотечественников, недовольных нынешним режимом в Таджикистане. Весьма скептически оценивают перспективы выдачи оппозиционного журналиста и наши источники в российских правоохранительных структурах, утверждающие, что дело Атовуллоева — чистая политика и никакого отношения к криминалу не имеет. Они указывают, что в начале этого года из Генпрокуратуры России в очередной раз ответили таджикским коллегам, что не видят оснований для задержания журналиста. Тем не менее вновь назначенный недавно генпрокурором Таджикистана Шерхон Салимзода решил сделать еще одну попытку заполучить публициста.
Стоит заметить, что власти в Душанбе ни разу не предприняли попытку доказать в суде предъявленные Атовуллоеву обвинения. Зато однажды, в 2004 году, так ни разу и не осужденный журналист оказался в списке среди амнистированных указом президентом Таджикистана.
Сам Атовуллоев в разговоре с «МН» не исключил, что спецслужбы могут попытаться выкрасть его, так же как в 2005 году таджикскими спецслужбами в Подмосковье был похищен лидер Демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаров.