та статья в польском Newsweek имела в Польше эффект разорвавшейся бомбы. Тираж журнала разошелся в мгновение ока и редакция даже пошла на то, чтобы выставить эту статью на свой сайт в интернете в открытом досутпе. Интересно, что, критикуя Квасневского за “финансовые отношения” с диктаторами, в первую очередь Назарбаевым, авторы статьи сумели даже взять комментарий у главного врага елбасы — политика Мухтара Аблязова. Как рни сумели его найти — тоже своего рода интрига. Ниже мы публикуем полный перевод статьи на русский язык.
Автор: Михал КШИМОВСКИ, Михал КАЦЕВИЧ
У Александра Квасьневского не хватает здоровья для польских левых сил. Казахстан, США, Брюссель, Украина, Новая Зеландия — он летает по всему миру, преподает, лоббирует, консультирует. О заработках он говорить не хочет.
В День Св. Александра президент всегда приезжает в Варшаву. Его день ангела — это ежегодный ритуал. Он никогда никого не приглашает, но всем известно, что в этот день он у себя в офисе, и с 11 до 17 он принимает пожелания. Если бы посчитать, что количество гостей является показателем его популярности, то стоит признать, что бывший президент на гребне волны. Его офис на проспекте Пшияцул посетила толпа политиков, бизнесменов и звезд. Лешека Миллера не было, зато появился Януш Паликот. С пожеланиями пришел также и Ян Кульчик, а в подарок президенту он принес эффектную картину.
Как спаситель
Квасьневский как раз завершает свой месячный отдых в швейцарском Клостерсе. После Дня ангела он поехал туда с женой и Рышардом Калишем. Как и каждый год он снял тот же столетний дом, принадлежащий племяннице Клауса фон Штауффенберга, организатора неуспешного покушения на Гитлера. Прямо после горнолыжного курорта президент отправится на экономический саммит в Давос и только потом вернется в Польшу.
В Варшаве его ждут как спасителя, но пока что ситуация стала напряженной. В офисе президентского фонда Amicus Europae атмосфера накалена, потому что «Газета Выборча» написала, что Квасьневский заседает в совете компании Kulczyk Investments и консультирует президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Директор фонда Иренэуш Биль немного напряжен.
- Мы восприняли эти статьи как то, что президенту погрозили пальцем на случай, если бы он захотел вернуться в политику, — говорит Биль.
- А вы знаете, кто погрозил?
- Нет, но если подумать, кто может бояться его возвращения, то получается, что только «Платформа».
Что там директор Биль — на нервах вся партия левых сил. Те, которые ждут, раздумывают: появится ли что-то еще? К концу января — началу февраля, когда президент будет в Польше, они ожидают следующие статьи. Вроде как имеются фотографии с его предыдущего отпуска, который он должен был провести на Карибских островах на яхте Яна Кульчика. А провел ли? Анна Внук, директор офиса Квасьневского, говорит, что место отдыха и компания — это личное дело президента.
В конце концов люди президента чересчур осторожны. Даже если бы Квасьневский развлекался на яхте Кульчика, то что в этом такого? Ведь президент уже более семи лет назад ушел из политики, а Кульчика он знает уже давно. Он свободный человек и может проводить отпуск, с кем пожелает.
Другое дело, если бы он захотел вернуться…
В степи
Жанаозен — это промышленный город на западе Казахстана. Он выглядит как страшный сон об упадке цивилизации — рабочие бараки и нефтяные трубы вдалеке — но это сердце казахстанской экономики. Там добывается нефть и отправляется по миру. В конце 2011 г. в Жанаозене бастовали работники. Власти не сумели справиться с ситуацией, и все закончилось кровопролитием — полиция и армия стреляли в спины убегающих людей.
Месяц спустя в Казахстан съехались международные наблюдатели, сотрудничающие с местной оппозицией, среди них был депутат «Гражданской платформы» Петр Борыс. В это же время в аэропорту в Астане, стеклянной столице, построенной посреди ветреной степи, приземлился президент Квасьневский, вместе с группой польских бизнесменов, заинтересованных казахским рынком. С кем конкретно — не известно, но то, кто интересуется этим регионом, — это не тайна. Полтора года тому назад Ежи Старак, владелец PolPharma и почетный консул Казахстана в северной Польше, приобрел в стране Нурсултана Назарбаева крупную фармацевтическую фабрику. Ранее нефтяные поля от казахстанских властей взял в аренду Petrolinvest, контролируемый Рышардом Краузе. Поговаривают, что его поиски неофициально поддерживает Ян Кульчик, нынешний работодатель президента.
Представитель организации, наблюдающей за ситуацией оппозиции в Казахстане: — Мне было не по себе. Мы сидели с семьями убитых работников, а президент Квасьневский приехал вести бизнес. О правах человека он не заикнулся.
Мухтар Аблязов, бывший министр энергетики Казахстана, который поссорился с президентом и, опасаясь ареста, выехал за границу: — У Назарбаева комплекс провинциального сатрапа, а он хочет быть мировым лидером. Поэтому он позволяет заработать PR-фирмам по всему миру, покупает рекламы в таких газетах, как «Financial Times» и «Economist», снимает фильмы с многомиллионным бюджетом, ну и приглашает Александра Квасьневского. У него неограниченные средства. Иностранных инвесторов он искушает бизнес обещаниями. Без его одобрения там нельзя вести никакой бизнес.
Формально Квасьневский является членом Независимой международной консультационной группы в Казахстане, в которой также принимают участие бывший канцлер Германии и Австрии — Герхард Шредер и Альфред Гузенбауэр — а также бывший премьер-министр Италии Романо Проди. Группа была основана под патронажем президента Назарбаева, но официально она консультирует премьер-министра страны.
Назарбаев является неоднозначной фигурой. С одной стороны, он пытается сохранить независимость от Москвы и благодаря нефти ведет бизнес с США, Германией и Францией. С другой стороны, это обычный тиран. Он правит страной 23 года и скорее всего не отдаст власть до самой смерти. Недавно он учредил национальный праздник в свою честь, оппозицию он не терпит. Один из ее лидеров несколько лет назад погиб от выстрела в голову, второй сбежал в Великобританию, а еще один уже несколько месяцев сидит в тюрьме. Зять президента, который еще недавно контролировал казахстанские службы, также вынужден был сбежать. Он утверждает, что тесть назначил за его голову 10 миллионов долларов. Назарбаев охотно пользуется прелестями жизни, у него три жены, самая молодая из них — бывшая мисс Казахстана.
Александр Квасьневский знает Назарбаева уже многие годы. В 2002 г., еще будучи президентом, он наградил его Орденом белого орла. Но Биль утверждает, что это Гузенбауэр втянул его в Консультационную группу. Как выглядит такой консалтинг? Квасьневский раз в несколько месяцев летит в Вену, там он пересаживается в реактивный самолет Назарбаева и отправляется в Астану.
Биль: — Он консультирует по поводу социальных реформ, изменений в системе здравоохранения. Также он побуждает внести изменения в конституцию и допустить оппозицию в парламент.
Павел Коваль, депутат Европарламента: — Я не осуждаю Александра Квасьневского, Польша должна играть на нескольких фортепиано. Пусть одни, как Петр Борыс, помогают оппозиции, а Квасьневский поддерживает отношения с властью и помогает польскому бизнесу.
Свой парень
Александр Квасьневский в Польшу попадает между разъездами. Он летает по всему миру: Казахстан, США, Брюссель, Украина, Новая Зеландия. Он преподает, участвует в дискуссиях, лоббирует, консультирует. Список фирм и организаций, с которыми он сотрудничает, длинный: Атлантический совет (член совета), лоббинговая фирма APCO Worldwide (член совета), миссия ЕС по мониторингу за процессом Юлии Тимошенко (сопредседатель), Concordia Summit (член совета), Европейский совет толеранции и воссоединения (председатель), Ялтинская Европейская стратегия (председатель), агентство, специализирующееся в контрактировании лекций Harry Walker (докладчик). Везде у него отборное общество: с агентством Harry Walker сотрудничают Билл Клинтон, Боно, Герхард Шредер и Кофи Аннан.
Ни одна из фирм не раскрывает подробности контрактов. Хороший знакомый Квасьневского Герхард Шредер за одну лекцию запрашивает около 50 тыс. евро.
Больше всего информации имеется о деятельности Квасьневского на Украине. Бывший президент состоит в дружеских отношениях с олигархом Виктором Пинчуком, организатором международных конференций в Ялте. Пинчук многие годы ассоциировался с экс-президентом Леонидом Кучмой, он даже женился на его дочери, но после прихода к власти оранжевых, он переменил фронт. — В начале мы очень плохо оценивали эти отношения Квасьневского, но со временем оказалось, что этот давний кучмовский олигарх начал призывать к реформам и вступлению в Евросоюз. Сегодня Пинчук очень многое делает для продвижения Украины. Это несомненно влияние Квасьневского, — оценивает Алена Гетьманчук, руководитель киевского Института мировой политики. Институт недавно классифицировал Квасьневского на третьем месте среди послов Украины в мире (первым был Бронислав Коморовский, а десятым — Павел Коваль).
Пинчука и Квасьневского связывает не только дружба — украинец развлекался на свадьбе дочери президента, — но также и финансовые вопросы. В 2007 г. оказалось, что фонд Пинчука перевел на счет фонда Квасьневского 900 тыс. злотых. В Польше разгорелась афера, и Amicus Europae на всякий случай перестал подавать в суд финансовые отчеты. Биль уверяет однако, что президентский фонд не берет уже деньги от Пинчука, который на самом деле известен своей щедростью: в 2011 г. он передал миллион долларов фонду Билла Клинтона и пол миллиона фонду Тони Блэра.
Когда директора Биля спрашивают о списке дарителей, он встает из-за стола и подходит к окну.
- Подойдите, пожалуйста, на минутку сюда. Эти камеры, — он показывает на стену шестиэтажного здания Министерства юстиции, который соседствует с фондом, — во времена Збигнева Зебры были направлены в нашу сторону. Сюда приходили люди из прокуратуры, просматривали нашу документацию и ничего не нашли. Нам нечего бояться, но список дарителей я не покажу. Такая у нас политика.
- Почему?
- Мы не хотим спекуляций. Если бы, например, оказалось, что мы получаем деньги от американцев, то сразу все начали бы говорить, что это благодарность за F‑16. Если от украинцев — оказалось бы, что нас финансируют олигархи и т.д…
Алена Гетьманчук: — Квасьневский понимает Украину. Он знает поговорки, понимает то, что обычным иностранцам нужно объяснять. Для нас это свой парень. С каждым он выпьет, поговорит, а к утру убедит в своей правоте.
- Если бы у Польши было несколько Квасьневских, то Украина уже давно была бы в Европе, — смеется Арсений Яценюк, лидер украинской оппозиции, и быстро принимает серьезный вид, — его преимущества — это уважение, с которым к нему относится как власть, так и оппозиция. Он может еще сыграть в Украине огромную роль, при которой его заслуги со времен оранжевой революции померкнут.
Оставьте меня покое
На политику в Польше у Квасьневского сегодня не хватает здоровья. Сразу же после последних парламентских выборов о встрече с ним попросил влиятельный депутат «Союза левых демократических сил» (СЛД) Лешек Александжак. Он хотел прощупать, есть ли у бывшего президента идея, кто сменит Гжегожа Наперальского.
Квасьневский пригласил его к себе. Он сказал, что его фаворитом является Рышард Калиш, но Александжака этот ответ на удовлетворяет. Калиш, да, конечно, милый и популярный, но у него нет шансов, потому что партия не хочет, чтобы это бы он, — сказал он. — А кто-то другой, господин президент? Есть бывшие премьер-министры, профессоры… — наводил его на мысль депутат. Квасьневский поводил глазами и наконец предложил: — Если профессор, то может Пастусяк? Александжак воспринял это как нападки на партию. Он оставил невыпитый кофе и вышел.
Один из знакомых Квасьневского, которому мы рассказали эту историю, смеется: — Я не знаю, чего ожидал Александжак. Партия находится не в лучшем состоянии, в ее рядах один популярный политик, но на него крутят носом. Квасьневский с него посмеялся. Не хотите Калиша? Тогда оставьте меня в покое и берите кого угодно, хоть и Пастусяка.
Анджей Шейна, руководитель Группы европейских институтов в международной юридической конторе Salans-Dentons, бывший депутат Европарламента от СЛД, который сопровождал Квасьневского во время двух последних конференций в Ялте: — Я видел, как работает президент, и я должен сказать, что аж приятно посмотреть, с какой непринужденностью он вращается среди таких людей как Билл Клинтон, Кондолиза Райс или Шимон Перес. Господа, представьте себе такой вид: входит Тони Блэр и замечает Квасьневского. Эмоционально его приветствует, смеется, обращается к нему по имени. Разве человек с таким положением может скучать по нашей политике?
Источник: Newsweek.pl