Другая лига

та ста­тья в поль­ском Newsweek име­ла в Поль­ше эффект разо­рвав­шей­ся бом­бы. Тираж жур­на­ла разо­шел­ся в мгно­ве­ние ока и редак­ция даже пошла на то, что­бы выста­вить эту ста­тью на свой сайт в интер­не­те в откры­том досут­пе. Инте­рес­но, что, кри­ти­куя Квас­нев­ско­го за “финан­со­вые отно­ше­ния” с дик­та­то­ра­ми, в первую оче­редь Назар­ба­е­вым, авто­ры ста­тьи суме­ли даже взять ком­мен­та­рий у глав­но­го вра­га елба­сы — поли­ти­ка Мух­та­ра Абля­зо­ва. Как рни суме­ли его най­ти — тоже сво­е­го рода интри­га. Ниже мы пуб­ли­ку­ем пол­ный пере­вод ста­тьи на рус­ский язык.

Автор: Михал КШИМОВСКИ, Михал КАЦЕВИЧ

У Алек­сандра Квась­нев­ско­го не хва­та­ет здо­ро­вья для поль­ских левых сил. Казах­стан, США, Брюс­сель, Укра­и­на, Новая Зелан­дия — он лета­ет по все­му миру, пре­по­да­ет, лоб­би­ру­ет, кон­суль­ти­ру­ет. О зара­бот­ках он гово­рить не хочет.

В День Св. Алек­сандра пре­зи­дент все­гда при­ез­жа­ет в Вар­ша­ву. Его день анге­ла — это еже­год­ный риту­ал. Он нико­гда нико­го не при­гла­ша­ет, но всем извест­но, что в этот день он у себя в офи­се, и с 11 до 17 он при­ни­ма­ет поже­ла­ния. Если бы посчи­тать, что коли­че­ство гостей явля­ет­ся пока­за­те­лем его попу­ляр­но­сти, то сто­ит при­знать, что быв­ший пре­зи­дент на гребне вол­ны. Его офис на про­спек­те Пши­я­цул посе­ти­ла тол­па поли­ти­ков, биз­не­сме­нов и звезд. Леше­ка Мил­ле­ра не было, зато появил­ся Януш Пали­кот. С поже­ла­ни­я­ми при­шел так­же и Ян Куль­чик, а в пода­рок пре­зи­ден­ту он при­нес эффект­ную картину.

Как спа­си­тель

Квась­нев­ский как раз завер­ша­ет свой месяч­ный отдых в швей­цар­ском Кло­стер­се. После Дня анге­ла он поехал туда с женой и Рышар­дом Кали­шем. Как и каж­дый год он снял тот же сто­лет­ний дом, при­над­ле­жа­щий пле­мян­ни­це Клау­са фон Шта­уф­фен­бер­га, орга­ни­за­то­ра неуспеш­но­го поку­ше­ния на Гит­ле­ра. Пря­мо после гор­но­лыж­но­го курор­та пре­зи­дент отпра­вит­ся на эко­но­ми­че­ский сам­мит в Давос и толь­ко потом вер­нет­ся в Польшу.

В Вар­ша­ве его ждут как спа­си­те­ля, но пока что ситу­а­ция ста­ла напря­жен­ной. В офи­се пре­зи­дент­ско­го фон­да Amicus Europae атмо­сфе­ра нака­ле­на, пото­му что «Газе­та Выбор­ча» напи­са­ла, что Квась­нев­ский засе­да­ет в сове­те ком­па­нии Kulczyk Investments и кон­суль­ти­ру­ет пре­зи­ден­та Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назарбаева.

Дирек­тор фон­да Ире­нэуш Биль немно­го напряжен.

- Мы вос­при­ня­ли эти ста­тьи как то, что пре­зи­ден­ту погро­зи­ли паль­цем на слу­чай, если бы он захо­тел вер­нуть­ся в поли­ти­ку, — гово­рит Биль.

- А вы зна­е­те, кто погрозил?

- Нет, но если поду­мать, кто может боять­ся его воз­вра­ще­ния, то полу­ча­ет­ся, что толь­ко «Плат­фор­ма».

Что там дирек­тор Биль — на нер­вах вся пар­тия левых сил. Те, кото­рые ждут, раз­ду­мы­ва­ют: появит­ся ли что-то еще? К кон­цу янва­ря — нача­лу фев­ра­ля, когда пре­зи­дент будет в Поль­ше, они ожи­да­ют сле­ду­ю­щие ста­тьи. Вро­де как име­ют­ся фото­гра­фии с его преды­ду­ще­го отпус­ка, кото­рый он дол­жен был про­ве­сти на Кариб­ских ост­ро­вах на яхте Яна Куль­чи­ка. А про­вел ли? Анна Внук, дирек­тор офи­са Квась­нев­ско­го, гово­рит, что место отды­ха и ком­па­ния — это лич­ное дело президента.

В кон­це кон­цов люди пре­зи­ден­та черес­чур осто­рож­ны. Даже если бы Квась­нев­ский раз­вле­кал­ся на яхте Куль­чи­ка, то что в этом тако­го? Ведь пре­зи­дент уже более семи лет назад ушел из поли­ти­ки, а Куль­чи­ка он зна­ет уже дав­но. Он сво­бод­ный чело­век и может про­во­дить отпуск, с кем пожелает.

Дру­гое дело, если бы он захо­тел вернуться…

В сте­пи

Жана­о­зен — это про­мыш­лен­ный город на запа­де Казах­ста­на. Он выгля­дит как страш­ный сон об упад­ке циви­ли­за­ции — рабо­чие бара­ки и неф­тя­ные тру­бы вда­ле­ке — но это серд­це казах­стан­ской эко­но­ми­ки. Там добы­ва­ет­ся нефть и отправ­ля­ет­ся по миру. В кон­це 2011 г. в Жана­о­зене басто­ва­ли работ­ни­ки. Вла­сти не суме­ли спра­вить­ся с ситу­а­ци­ей, и все закон­чи­лось кро­во­про­ли­ти­ем — поли­ция и армия стре­ля­ли в спи­ны убе­га­ю­щих людей.

Месяц спу­стя в Казах­стан съе­ха­лись меж­ду­на­род­ные наблю­да­те­ли, сотруд­ни­ча­ю­щие с мест­ной оппо­зи­ци­ей, сре­ди них был депу­тат «Граж­дан­ской плат­фор­мы» Петр Борыс. В это же вре­мя в аэро­пор­ту в Астане, стек­лян­ной сто­ли­це, постро­ен­ной посре­ди вет­ре­ной сте­пи, при­зем­лил­ся пре­зи­дент Квась­нев­ский, вме­сте с груп­пой поль­ских биз­не­сме­нов, заин­те­ре­со­ван­ных казах­ским рын­ком. С кем кон­крет­но — не извест­но, но то, кто инте­ре­су­ет­ся этим реги­о­ном, — это не тай­на. Пол­то­ра года тому назад Ежи Ста­рак, вла­де­лец PolPharma и почет­ный кон­сул Казах­ста­на в север­ной Поль­ше, при­об­рел в стране Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва круп­ную фар­ма­цев­ти­че­скую фаб­ри­ку. Ранее неф­тя­ные поля от казах­стан­ских вла­стей взял в арен­ду Petrolinvest, кон­тро­ли­ру­е­мый Рышар­дом Кра­у­зе. Пого­ва­ри­ва­ют, что его поис­ки неофи­ци­аль­но под­дер­жи­ва­ет Ян Куль­чик, нынеш­ний рабо­то­да­тель президента.

Пред­ста­ви­тель орга­ни­за­ции, наблю­да­ю­щей за ситу­а­ци­ей оппо­зи­ции в Казах­стане: — Мне было не по себе. Мы сиде­ли с семья­ми уби­тых работ­ни­ков, а пре­зи­дент Квась­нев­ский при­е­хал вести биз­нес. О пра­вах чело­ве­ка он не заикнулся.

Мух­тар Абля­зов, быв­ший министр энер­ге­ти­ки Казах­ста­на, кото­рый поссо­рил­ся с пре­зи­ден­том и, опа­са­ясь аре­ста, выехал за гра­ни­цу: — У Назар­ба­е­ва ком­плекс про­вин­ци­аль­но­го сатра­па, а он хочет быть миро­вым лиде­ром. Поэто­му он поз­во­ля­ет зара­бо­тать PR-фир­мам по все­му миру, поку­па­ет рекла­мы в таких газе­тах, как «Financial Times» и «Economist», сни­ма­ет филь­мы с мно­го­мил­ли­он­ным бюд­же­том, ну и при­гла­ша­ет Алек­сандра Квась­нев­ско­го. У него неогра­ни­чен­ные сред­ства. Ино­стран­ных инве­сто­ров он иску­ша­ет биз­нес обе­ща­ни­я­ми. Без его одоб­ре­ния там нель­зя вести ника­кой бизнес.

Фор­маль­но Квась­нев­ский явля­ет­ся чле­ном Неза­ви­си­мой меж­ду­на­род­ной кон­суль­та­ци­он­ной груп­пы в Казах­стане, в кото­рой так­же при­ни­ма­ют уча­стие быв­ший канц­лер Гер­ма­нии и Австрии — Гер­хард Шре­дер и Аль­фред Гузен­бау­эр — а так­же быв­ший пре­мьер-министр Ита­лии Рома­но Про­ди. Груп­па была осно­ва­на под пат­ро­на­жем пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва, но офи­ци­аль­но она кон­суль­ти­ру­ет пре­мьер-мини­стра страны.

Назар­ба­ев явля­ет­ся неод­но­знач­ной фигу­рой. С одной сто­ро­ны, он пыта­ет­ся сохра­нить неза­ви­си­мость от Моск­вы и бла­го­да­ря неф­ти ведет биз­нес с США, Гер­ма­ни­ей и Фран­ци­ей. С дру­гой сто­ро­ны, это обыч­ный тиран. Он пра­вит стра­ной 23 года и ско­рее все­го не отдаст власть до самой смер­ти. Недав­но он учре­дил наци­о­наль­ный празд­ник в свою честь, оппо­зи­цию он не тер­пит. Один из ее лиде­ров несколь­ко лет назад погиб от выстре­ла в голо­ву, вто­рой сбе­жал в Вели­ко­бри­та­нию, а еще один уже несколь­ко меся­цев сидит в тюрь­ме. Зять пре­зи­ден­та, кото­рый еще недав­но кон­тро­ли­ро­вал казах­стан­ские служ­бы, так­же вынуж­ден был сбе­жать. Он утвер­жда­ет, что тесть назна­чил за его голо­ву 10 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Назар­ба­ев охот­но поль­зу­ет­ся пре­ле­стя­ми жиз­ни, у него три жены, самая моло­дая из них — быв­шая мисс Казахстана.

Алек­сандр Квась­нев­ский зна­ет Назар­ба­е­ва уже мно­гие годы. В 2002 г., еще будучи пре­зи­ден­том, он награ­дил его Орде­ном бело­го орла. Но Биль утвер­жда­ет, что это Гузен­бау­эр втя­нул его в Кон­суль­та­ци­он­ную груп­пу. Как выгля­дит такой кон­сал­тинг? Квась­нев­ский раз в несколь­ко меся­цев летит в Вену, там он пере­са­жи­ва­ет­ся в реак­тив­ный само­лет Назар­ба­е­ва и отправ­ля­ет­ся в Астану.

Биль: — Он кон­суль­ти­ру­ет по пово­ду соци­аль­ных реформ, изме­не­ний в систе­ме здра­во­охра­не­ния. Так­же он побуж­да­ет вне­сти изме­не­ния в кон­сти­ту­цию и допу­стить оппо­зи­цию в парламент.

Павел Коваль, депу­тат Евро­пар­ла­мен­та: — Я не осуж­даю Алек­сандра Квась­нев­ско­го, Поль­ша долж­на играть на несколь­ких фор­те­пи­а­но. Пусть одни, как Петр Борыс, помо­га­ют оппо­зи­ции, а Квась­нев­ский под­дер­жи­ва­ет отно­ше­ния с вла­стью и помо­га­ет поль­ско­му бизнесу.

Свой парень

Алек­сандр Квась­нев­ский в Поль­шу попа­да­ет меж­ду разъ­ез­да­ми. Он лета­ет по все­му миру: Казах­стан, США, Брюс­сель, Укра­и­на, Новая Зелан­дия. Он пре­по­да­ет, участ­ву­ет в дис­кус­си­ях, лоб­би­ру­ет, кон­суль­ти­ру­ет. Спи­сок фирм и орга­ни­за­ций, с кото­ры­ми он сотруд­ни­ча­ет, длин­ный: Атлан­ти­че­ский совет (член сове­та), лоб­бин­го­вая фир­ма APCO Worldwide (член сове­та), мис­сия ЕС по мони­то­рин­гу за про­цес­сом Юлии Тимо­шен­ко (сопред­се­да­тель), Concordia Summit (член сове­та), Евро­пей­ский совет толе­ран­ции и вос­со­еди­не­ния (пред­се­да­тель), Ялтин­ская Евро­пей­ская стра­те­гия (пред­се­да­тель), агент­ство, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­е­ся в кон­трак­ти­ро­ва­нии лек­ций Harry Walker (доклад­чик). Вез­де у него отбор­ное обще­ство: с агент­ством Harry Walker сотруд­ни­ча­ют Билл Клин­тон, Боно, Гер­хард Шре­дер и Кофи Аннан.

Ни одна из фирм не рас­кры­ва­ет подроб­но­сти кон­трак­тов. Хоро­ший зна­ко­мый Квась­нев­ско­го Гер­хард Шре­дер за одну лек­цию запра­ши­ва­ет око­ло 50 тыс. евро.

Боль­ше все­го инфор­ма­ции име­ет­ся о дея­тель­но­сти Квась­нев­ско­го на Укра­ине. Быв­ший пре­зи­дент состо­ит в дру­же­ских отно­ше­ни­ях с оли­гар­хом Вик­то­ром Пин­чу­ком, орга­ни­за­то­ром меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций в Ялте. Пин­чук мно­гие годы ассо­ци­и­ро­вал­ся с экс-пре­зи­ден­том Лео­ни­дом Кучмой, он даже женил­ся на его доче­ри, но после при­хо­да к вла­сти оран­же­вых, он пере­ме­нил фронт. — В нача­ле мы очень пло­хо оце­ни­ва­ли эти отно­ше­ния Квась­нев­ско­го, но со вре­ме­нем ока­за­лось, что этот дав­ний кучмов­ский оли­гарх начал при­зы­вать к рефор­мам и вступ­ле­нию в Евро­со­юз. Сего­дня Пин­чук очень мно­гое дела­ет для про­дви­же­ния Укра­и­ны. Это несо­мнен­но вли­я­ние Квась­нев­ско­го, — оце­ни­ва­ет Але­на Гетьман­чук, руко­во­ди­тель киев­ско­го Инсти­ту­та миро­вой поли­ти­ки. Инсти­тут недав­но клас­си­фи­ци­ро­вал Квась­нев­ско­го на тре­тьем месте сре­ди послов Укра­и­ны в мире (пер­вым был Бро­ни­слав Комо­ров­ский, а деся­тым — Павел Коваль).

Пин­чу­ка и Квась­нев­ско­го свя­зы­ва­ет не толь­ко друж­ба — укра­и­нец раз­вле­кал­ся на сва­дьбе доче­ри пре­зи­ден­та, — но так­же и финан­со­вые вопро­сы. В 2007 г. ока­за­лось, что фонд Пин­чу­ка пере­вел на счет фон­да Квась­нев­ско­го 900 тыс. зло­тых. В Поль­ше раз­го­ре­лась афе­ра, и Amicus Europae на вся­кий слу­чай пере­стал пода­вать в суд финан­со­вые отче­ты. Биль уве­ря­ет одна­ко, что пре­зи­дент­ский фонд не берет уже день­ги от Пин­чу­ка, кото­рый на самом деле изве­стен сво­ей щед­ро­стью: в 2011 г. он пере­дал мил­ли­он дол­ла­ров фон­ду Бил­ла Клин­то­на и пол мил­ли­о­на фон­ду Тони Блэра.

Когда дирек­то­ра Биля спра­ши­ва­ют о спис­ке дари­те­лей, он вста­ет из-за сто­ла и под­хо­дит к окну.

- Подой­ди­те, пожа­луй­ста, на минут­ку сюда. Эти каме­ры, — он пока­зы­ва­ет на сте­ну шести­этаж­но­го зда­ния Мини­стер­ства юсти­ции, кото­рый сосед­ству­ет с фон­дом, — во вре­ме­на Збигне­ва Зеб­ры были направ­ле­ны в нашу сто­ро­ну. Сюда при­хо­ди­ли люди из про­ку­ра­ту­ры, про­смат­ри­ва­ли нашу доку­мен­та­цию и ниче­го не нашли. Нам нече­го боять­ся, но спи­сок дари­те­лей я не пока­жу. Такая у нас политика.

- Поче­му?

- Мы не хотим спе­ку­ля­ций. Если бы, напри­мер, ока­за­лось, что мы полу­ча­ем день­ги от аме­ри­кан­цев, то сра­зу все нача­ли бы гово­рить, что это бла­го­дар­ность за F‑16. Если от укра­ин­цев — ока­за­лось бы, что нас финан­си­ру­ют оли­гар­хи и т.д…

Але­на Гетьман­чук: — Квась­нев­ский пони­ма­ет Укра­и­ну. Он зна­ет пого­вор­ки, пони­ма­ет то, что обыч­ным ино­стран­цам нуж­но объ­яс­нять. Для нас это свой парень. С каж­дым он выпьет, пого­во­рит, а к утру убе­дит в сво­ей правоте.

- Если бы у Поль­ши было несколь­ко Квась­нев­ских, то Укра­и­на уже дав­но была бы в Евро­пе, — сме­ет­ся Арсе­ний Яце­нюк, лидер укра­ин­ской оппо­зи­ции, и быст­ро при­ни­ма­ет серьез­ный вид, — его пре­иму­ще­ства — это ува­же­ние, с кото­рым к нему отно­сит­ся как власть, так и оппо­зи­ция. Он может еще сыг­рать в Укра­ине огром­ную роль, при кото­рой его заслу­ги со вре­мен оран­же­вой рево­лю­ции померкнут.

Оставь­те меня покое

На поли­ти­ку в Поль­ше у Квась­нев­ско­го сего­дня не хва­та­ет здо­ро­вья. Сра­зу же после послед­них пар­ла­мент­ских выбо­ров о встре­че с ним попро­сил вли­я­тель­ный депу­тат «Сою­за левых демо­кра­ти­че­ских сил» (СЛД) Лешек Алек­сан­джак. Он хотел про­щу­пать, есть ли у быв­ше­го пре­зи­ден­та идея, кто сме­нит Гже­го­жа Наперальского.

Квась­нев­ский при­гла­сил его к себе. Он ска­зал, что его фаво­ри­том явля­ет­ся Рышард Калиш, но Алек­сан­джа­ка этот ответ на удо­вле­тво­ря­ет. Калиш, да, конеч­но, милый и попу­ляр­ный, но у него нет шан­сов, пото­му что пар­тия не хочет, что­бы это бы он, — ска­зал он. — А кто-то дру­гой, гос­по­дин пре­зи­дент? Есть быв­шие пре­мьер-мини­стры, про­фес­со­ры… — наво­дил его на мысль депу­тат. Квась­нев­ский пово­дил гла­за­ми и нако­нец пред­ло­жил: — Если про­фес­сор, то может Пас­ту­сяк? Алек­сан­джак вос­при­нял это как напад­ки на пар­тию. Он оста­вил невы­пи­тый кофе и вышел.

Один из зна­ко­мых Квась­нев­ско­го, кото­ро­му мы рас­ска­за­ли эту исто­рию, сме­ет­ся: — Я не знаю, чего ожи­дал Алек­сан­джак. Пар­тия нахо­дит­ся не в луч­шем состо­я­нии, в ее рядах один попу­ляр­ный поли­тик, но на него кру­тят носом. Квась­нев­ский с него посме­ял­ся. Не хоти­те Кали­ша? Тогда оставь­те меня в покое и бери­те кого угод­но, хоть и Пастусяка.

Анджей Шей­на, руко­во­ди­тель Груп­пы евро­пей­ских инсти­ту­тов в меж­ду­на­род­ной юри­ди­че­ской кон­то­ре Salans-Dentons, быв­ший депу­тат Евро­пар­ла­мен­та от СЛД, кото­рый сопро­вож­дал Квась­нев­ско­го во вре­мя двух послед­них кон­фе­рен­ций в Ялте: — Я видел, как рабо­та­ет пре­зи­дент, и я дол­жен ска­зать, что аж при­ят­но посмот­реть, с какой непри­нуж­ден­но­стью он вра­ща­ет­ся сре­ди таких людей как Билл Клин­тон, Кон­до­ли­за Райс или Шимон Перес. Гос­по­да, пред­ставь­те себе такой вид: вхо­дит Тони Блэр и заме­ча­ет Квась­нев­ско­го. Эмо­ци­о­наль­но его при­вет­ству­ет, сме­ет­ся, обра­ща­ет­ся к нему по име­ни. Раз­ве чело­век с таким поло­же­ни­ем может ску­чать по нашей политике?

Источ­ник: Newsweek.pl

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица