В пятницу защита экс-замакима Мангистауской области Айткулова вызвала в суд дополнительного свидетеля – Айнур Айткулову. Дочь бывшего чиновника приехала в Кызылорду из Актобе, где учится в медицинской академии. В суде она отказалась от собственности на десятки миллионов тенге. Адвокаты доказывали, что Айнур ничем не владеет, а значит, Айткулов не получал никакой взятки от Сыдыковых.
Автор: Айдос САДЫКОВ
Напомним, что, по версии обвинения, жена и дочь Айткулова получили доли на предприятиях братьев Сыдыковых в качестве отката за оказанные чиновником услуги. Прокуратура не настаивала на явке Айнур Айткуловой, однако по ходатайству защиты этот свидетель была опрошена первой. Студентка ограничивалась междометиями, на вопрос адвоката, является ли она собственником ресторана «Керуен Сарай» в Жанаозене, девушка ответила, что не является. Также Айнур заявила, что у нее нет доли в ТОО «Озенжибекжолы».
Отказавшись от собственности в десятки миллионов тенге, Айткулова сообщила суду, что не ставила своей подписи на учредительных документах «Озенжибекжолы», приходно-кассовых ордерах, договорах дарения земельных участков и доверенностях, выписанных на юриста Нургасинова.
- Я потеряла удостоверение личности в автобусе в Актобе и не могла подписать все эти документы по старому удостоверению. В момент, когда оформлялись все эти бумаги, я находилась в Актобе, где учусь в медицинской академии, — сказала Айнур Айткулова.
Адвокаты экс-чиновника в качестве доказательства правдивости слов Айткуловой предоставили суду копию зачетной книжки студентки, в которой были проставлены даты сдачи экзаменов и зачетов. Адвокат Громов, который назвал себя семейным адвокатом Айткуловых, ходатайствовал перед судом о проведении почерковедческой экспертизы.
- Все подписи на документах Айнур Айткулова не опознала. Это основания для предъявления тяжкого обвинения свидетелю, — заявил адвокат.
Судья оставил вопрос о проведении почерковедческой экспертизы открытым. Айткулова сообщила суду что, несмотря на то что она отказывалась от дачи показаний, во время следствия ее вызывали в здание финансовой полиции в Актобе, где допрашивали и устраивали очную ставку с Жанатом Сыдыковым. Протоколы очной ставки и допроса отсутствовали в деле, хотя финполицейские в протоколе написали, что девушка общалась со следователем час. То есть она шестьдесят минут отказывалась от дачи показаний против своего отца.
После Айткуловой суд перешел к опросу свидетелей посредством видеосвязи. Для этого была выбрана программа скайп, которая то и дело подводила судебное следствие. Свидетели, явившиеся в здание областного суда в Актау, отвечали на вопросы под присмотром судебного пристава.
Первой по скайпу отвечала на вопросы нотариус из Жанаозена Демегенова. Она подтвердила, что оформляла бумаги с подписью Айнур Айткуловой, в том числе уставные документы «Озенжибекжолы» и доверенности на приобретение и продажу земельных участков.
- Документы всегда оформляются в присутствии лица, предъявившего документы, удостоверяющие личность, — начала говорить Демегенова, опустив голову.
Складывалось впечатление, что она или читает с листа, или не желает смотреть в камеру. Связь несколько раз прерывалась, прервалась она и тогда, когда судья попросил свидетеля описать Айнур Айткулову. После небольшой задержки нотариус отделалась общими фразами «среднего роста» и «темненькая девушка».
- Это не наша вина, это в Актау сгорело здание «Казахтелекома», — по-своему извинился за неполадки со связью председательствующий Бахытжан Калымбет.
Свидетель Демегенова не стала отрицать своего знакомства с братьями Сыдыковыми, но категорически отвергала все попытки защиты экс-чиновника указать, что документы оформлялись незаконно, без Айнур Айткуловой. Опрошенная следующей кассир отделения «Темир Банка» в Актау Калиева сообщила суду, что провести оплату за участие в аукционе может любой человек, если будет иметь удостоверение личности и РНН участника аукциона.
Опрошенный по скайпу бывший до 2011 года директором «Озенмунайгаза» Киикбай Ешманов рассказал, что на предприятии работает шесть заместителей директора, причем первый заместитель в отсутствие директора выполняет его функции. Занимавший до своего ухода в акимат должность первого заместителя директора «Озенмунайгаза» Айткулов вполне мог контролировать соблюдение условии договора, заключенного между ОМГ и другими компаниями. «Озенмунайгаз», являясь филиалом «КазМунайГаза», был обязан соблюдать интересы головного предприятия. О конкретных договорах, к которым имел доступ Айткулов, Ешманов ничего конкретного рассказать не смог.
Бывший водитель Айткулова Сарсенгалиев тоже был допрошен в качестве свидетеля:
- Я проработал водителем Айткулова, два с половиной месяца возил его с работы домой. Никуда больше мы не заезжали, один раз возле дома Айткулова в Актау видел Колбаева. Насчет коттеджа я слышал от кого-то, что строится коттедж для него. Но сам лично не видел его и там не был. Я работал недолго, 16 декабря прошлого года меня уволили за то, что я ударил автомобиль «Тайота-Ландкрузер», на котором работал, — пояснил Сарсенгалиев.
В ближайшее время суд по делу бывшего чиновника собирается опросить несколько десятков свидетелей. Одна только защита Айткулова ходатайствует об опросе шестнадцати свидетелей, большинство из них даст показания онлайн посредством скайпа. Получается, то, что нельзя было сделать свидетелям защиты по делу Козлова, можно свидетелям обвинения по делу Айткулова.
View original post here:
Дочь Айткулова от бизнеса отказалась