Допрос Мамбеталина в третьей степени

Поче­му с отъ­ез­дом Асла­на Муси­на из Казах­ста­на в стране пре­кра­ти­лись тер­ак­ты, кто при­ни­ма­ет кад­ро­вые реше­ния в Акор­де и когда уйдет Назар­ба­ев — об этом рас­ска­зал во вре­мя онлайн-интер­вью «Допрос тре­тьей сте­пе­ни» казах­стан­ский поли­тик Сери­к­жан Мамбеталин.

«Допрос тре­тьей сте­пе­ни» устро­ил Сери­к­жа­ну Мам­бе­та­ли­ну в «Фейс­бу­ке» дру­гой казах­стан­ский поли­тик, сего­дня живу­щий в Укра­ине Айдос Сады­ков. Тре­бо­ва­ния, выдви­ну­тые им к сво­им собе­сед­ни­кам: отве­чать мак­си­маль­но откро­вен­но и быст­ро, а после завер­ше­ния основ­но­го «допро­са» свои вопро­сы могут задать дру­гие поль­зо­ва­те­ли «Фейс­бу­ка», кото­рые про­яви­ли инте­рес к теме бесе­ды или ее герою.

Одним из пер­вых, решив­ших­ся на «допрос тре­тьей сте­пе­ни», стал Сери­к­жан Мам­бе­та­лин. Мы реши­ли дать это онлайн-интер­вью полностью.

- Сери­к­жан, есть во вла­сти люди, кото­рым ты сим­па­ти­зи­ру­ешь, с кото­ры­ми у тебя хоро­шие отношения?

- Так полу­чи­лось, что я знаю очень мно­гих во вла­сти. И даже из семьи пре­зи­ден­та. Но не обща­юсь с ними, по понят­ным при­чи­нам. Могу назвать Ерла­на Кари­на, встре­чал­ся с ним недав­но, когда он был в Алматы.

- Ты гово­рил, что купил пар­тию «Руха­ни­ят», если не оши­ба­юсь, за 500 000 дол­ла­ров, не буду спра­ши­вать, нор­маль­но это или нет. Мне инте­рес­но дру­гое, кто помо­гал тебе при­об­ре­сти эту пар­тию, кто высту­пал посред­ни­ком, гаран­том сдел­ки, пото­му что без каких-то гаран­тий о при­зна­нии сдел­ки со сто­ро­ны вла­стей поку­пать пар­тию, навер­ное, не име­ет смысла?

- Никто не высту­пал посред­ни­ком. Это слиш­ком слож­ная сдел­ка, что­бы в нее посвя­щать посто­рон­них. “Посред­ни­ком” высту­пал сын Жага­но­вой. Я его знал лич­но дав­но, но то, что он сын поли­ти­ка, узнал случайно.

- А купил ты пар­тию за сколько?

- Ну, ты сам и озву­чил циф­ру. Добав­лю, что поли­ти­ка — это очень затрат­ное дело. На содер­жа­ние пар­тии и пред­вы­бор­ную кам­па­нию, с кото­рой нас сня­ли, ушло еще при­мер­но столь­ко же.

- И тебя кину­ли, не вер­ну­ли ника­кие день­ги, или все-таки часть денег вернули?

- Сей­час это уже не име­ет ника­ко­го зна­че­ния. Я запи­сал затра­ты в убытки.

- То есть, будем счи­тать, что не вер­ну­ли, а кину­ли, так?

- Мож­но ска­зать, кину­ли. Дело ведь даже не в день­гах. А в том, что я не имею воз­мож­но­сти рабо­тать, зани­мать­ся биз­не­сом в сво­ей род­ной стране. Поте­рял дру­зей. Стра­да­ют мои дети, роди­те­ли, близкие.

- Есть слух, что ты был тес­но свя­зан с Муси­ным в быт­ность его руко­во­ди­те­лем адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, в том чис­ле и через Амир­жа­на Коса­но­ва. Это так?

- Айдос, я так не могу ска­зать. Все стро­и­лось на уст­ных дого­во­рен­но­стях. Они были нару­ше­ны. Но я не могу подать в суд или по-дру­го­му истре­бо­вать. Это же тебе не завод покупать.

- Про Муси­на что ска­жешь, были с ним кон­так­ты по это­му пово­ду и вооб­ще были ли с ним у тебя контакты?

- Слух этот родил­ся на том фак­те, что мы с Асла­ном из одно­го горо­да. А мой отец делал опе­ра­цию на поч­ках Еспул­ла-аға, отцу Асла­на, и про­длил ему жизнь. Амир­жан даже не нужен был посред­ни­ком. Но я видел Асла­на лич­но за 2 года до при­ез­да в Казах­стан. Когда я стал пред­се­да­те­лем пар­тии, он меня так и не при­нял. Кон­так­тов с Муси­ным нет с 2007 года. Я видел Асла­на во вре­мя визи­та Назар­ба­е­ва в Киев. Я тогда при­ле­тел из Лон­до­на по делу, свя­зан­но­му с бра­тиш­кой. Обрат­но из Кие­ва мы лете­ли в част­ном само­ле­те Мух­та­ра Абля­зо­ва. Про­сто ока­за­лось, что по пути.

- Ты воз­глав­лял пар­тию зеле­ных, в то же вре­мя тебя счи­та­ют наци­о­нал-пат­ри­о­том и оппо­зи­ци­о­не­ром. Кто ты на самом деле: оппо­зи­ци­о­нер, зеле­ный или национал-патриот?

- А что, раз­ве эко­лог не может быть наци­о­нал пат­ри­о­том? «Эйкос» в пере­во­де с гре­че­ско­го — «дом». Я бес­по­ко­юсь о доме, о Казах­стане, его при­ро­де и буду­щем вооб­ще. Если мои мыс­ли и дей­ствия про­ти­во­ре­чат поли­ти­ке вла­стей, то я оппозиционер.

- После того, как у тебя забра­ли пар­тию, ты объ­яви­ли голо­дов­ку, сколь­ко она про­дли­лась и поче­му так быст­ро закончилась?

- Она про­дли­лась три дня в мече­ти «Нур Аста­на». Про­сто при­шел имам и попро­сил поки­нуть мечеть, так как гото­ви­лась сило­вая опе­ра­ция по мое­му выдво­ре­нию. Я послу­шал има­ма и поки­нул мечеть. Эти три дня были нуж­ны мне для того, что­бы собрать­ся мыс­ля­ми и про­ана­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию. Слиш­ком мно­го было собы­тий в те две неде­ли с 20 декаб­ря по 7 января.

- Но ты достиг сво­их целей или ты вынуж­ден пре­кра­тить голо­дов­ку, пото­му что тебя попро­сил имам?

- Да, достиг. Я успел дать несколь­ко интер­вью оппо­зи­ци­он­ным кана­лам, в спо­кой­ной атмо­сфе­ре про­ана­ли­зи­ро­вал ситу­а­цию, читал намаз и насла­ждал­ся оди­но­че­ством. Раз­го­ва­ри­вал с джа­ма­га­том, кото­рый при­хо­дил в мечеть. И еще раз убе­дил­ся, что я на пра­виль­ном пути.

- Ты себя счи­та­ешь пра­во­вер­ным мусуль­ма­ни­ном и соблю­да­ешь все посты и предписания?

- Да, я мусуль­ма­нин, Аль­хам­ду­лил­ла. Как и все мои пред­ки. Ста­ра­юсь по мере воз­мож­но­стей испол­нять все предписания.

- На тво­ей стра­ни­це есть пост, где ты наме­ка­ешь, что Аслан Мусин, так или ина­че, был при­ча­стен к тер­ак­там в Акто­бе. Ты на самом деле так считаешь?

- Я напи­сал, что с отъ­ез­дом Муси­на в Хор­ва­тию пре­кра­ти­лись тер­ак­ты в Казах­стане. Еще счи­таю, что он и Маси­мов при­ни­ма­ли реше­ние по сило­во­му подав­ле­нию в Жана­о­зене и поне­сут за это пер­со­наль­ную ответственность.

- Если с отъ­ез­дом Муси­на тер­ак­ты пре­кра­ти­лись, то он каким-то обра­зом име­ет к это­му отно­ше­ние или как?

- Айдос, я напи­сал ров­но то, что напи­сал. По-мое­му, пре­дель­но откро­вен­но. Это мое мне­ние. А вино­ват ли он в этом, дол­жен решать суд. Наде­юсь, он состоится.

- Ты регу­ляр­но высту­па­ешь с раз­лич­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми, то пред­ла­га­ешь спа­сти Кас­пий, то пар­тию «Фейс­бу­ка» орга­ни­зо­вать. Ска­жи мне, какие-либо твои ини­ци­а­ти­вы дово­ди­лись до кон­ца, или это про­сто пиар акции с целью при­влечь к себе внимание?

- Я пред­ла­гаю раз­ные ини­ци­а­ти­вы, часть из них вопло­ща­ет­ся, напри­мер, по Кас­пию. Пар­тия ФБ может быть тоже успеш­ным про­ек­том, но без Нарым­ба­е­ва будет слож­но. Я пред­ла­гал идею Граж­дан­ско­го пра­ви­тель­ства и Тран­зит­но­го пре­зи­ден­та. Айдос, мне не нуж­но пиа­рить­ся, я уже воз­глав­лял пар­тию и был в реаль­ной политике.

- Не надо оби­жать­ся, мы же реши­ли, что будем пре­дель­но откро­вен­но зада­вать неудоб­ные вопросы.

- А я и не обижаюсь.

- Что у тебя с Мух­та­ром Тай­жа­ном? Что-то лич­ное или свя­за­но с политикой?

- С Мух­та­ром у нас кон­фликт, и об этом мно­го писа­лось. Но Все­выш­ний сви­де­тель, не я его начал и сде­лал все, что­бы его уладить.

- У тебя не очень про­стые отно­ше­ния со мно­ги­ми обще­ствен­ны­ми дея­те­ля­ми, не толь­ко с Мух­та­ром Тай­жа­ном и Жаса­ра­лом Куа­ны­ша­ли­ным, но, напри­мер, пред­ста­ви­те­ля­ми оппо­зи­ции за рубе­жом. Мяг­ко гово­ря, тебя не любят мно­гие, поче­му и за что они к тебе так относятся?

- Айдос, я не дол­лар, что­бы всем нра­вить­ся. Мно­гие не любят, когда я гово­рю откры­то и откро­вен­но. Пото­му что сами не име­ют духа и в боль­шин­стве сво­ем дву­лич­ные люди. Кон­фликт не у меня с Мух­та­ром. Это у него со мной. Будешь еще раз его интер­вью­и­ро­вать, спро­си, поче­му он ска­зал наше­му обще­му дру­гу, что его зада­ча — убрать меня из поли­ти­че­ско­го поля. Зачем и кому это нуж­но? Я, напри­мер, не став­лю такой цели в отно­ше­нии него. Пом­нишь демарш Мух­та­ра, когда он снял­ся с выбо­ров утром 25 декаб­ря? Он очень наста­и­вал, что­бы мы сня­лись с выбо­ров вплоть до утра 25 декаб­ря. После обе­да того же дня в офи­сы наших фили­а­лов зашли пред­ста­ви­те­ли Ген­про­ку­ра­ту­ры и опе­ча­та­ли их. Выво­ды делай сам.

- То есть, осталь­ные про­сто не любят тебя, пото­му что ты гово­ришь все откры­то и откровенно?

- Да, меня за откро­вен­ность не любит ни власть, ни оппо­зи­ция. Если, напри­мер, Хра­пу­нов вор, то я его назо­ву вором.

- С Мух­та­ром более или менее понят­но, что с осталь­ны­ми: Жаса­ра­лом Куа­ны­ша­ли­ным и оппо­зи­ци­ей за рубе­жом, с ними поче­му про­изо­шел конфликт?

- С Жаса­ра­лом — не знаю. Он напи­сал гряз­ный паск­виль про меня. Думаю, ему запла­ти­ли. Пото­му что не видел ни одной при­чи­ны для ссо­ры. Из зару­беж­ной оппо­зи­ции у меня хоро­шие отно­ше­ния с Сери­ком Медет­бе­ко­вым, с Бахыт­жа­ном Кете­ба­е­вым. А кто еще в зару­беж­ной оппозиции?

- Мно­гие обви­ня­ют наш народ в тру­со­сти и пас­сив­но­сти, при­чем обви­ня­ют обыч­но те, кто сам нико­гда не выхо­дил на митин­ги и пике­ты. По-тво­е­му, наш народ дей­стви­тель­но трус­лив и неспо­со­бен сопротивляться?

- Нет, наш народ не трус­лив. По край­ней мере, в Акор­де сидят еще боль­шие тру­сы. Про­сто оппо­зи­ция не может пред­ло­жить пока ниче­го того, за что народ мог бы пой­ти. Напри­мер, сфор­ми­ро­вать Граж­дан­ское пра­ви­тель­ство. Народ дав­но понял, что Назар­ба­ев — это зло. Но народ еще боль­ше пуга­ет неопре­де­лен­ность после его ухо­да. А мы не пред­ло­жи­ли альтернативу.

- То есть, по-тво­е­му, если создать аль­тер­на­тив­ное пра­ви­тель­ство, все измениться?

- Если появит­ся коман­да из деся­ти пат­ри­о­тов, про­фес­си­о­на­лов и еди­но­мыш­лен­ни­ков, кото­рые заявят о сво­ей готов­но­сти взять власть и ответ­ствен­ность за буду­щее стра­ны, то народ сам их зане­сет в Акорду.

- Все­го десять чело­век, кото­рые ска­жут, что спо­соб­ны взять власть в свои руки и народ поне­сет, и сколь­ко чело­век сего­дня не хва­та­ет в аль­тер­на­тив­ное правительство?

- Уже момент упу­щен. Аби­лов ушел в биз­нес, Ата­ба­ев за гра­ни­цей живет, Тай­жан сам отка­зал­ся, Ибра­ги­мов тоже не в Казах­стане. Абля­зов в тюрьме.

- То есть, боль­ше нико­го нет? Осталь­ные нику­да не годят­ся, надо подо­ждать пока новые родятся?

- Нуж­но выра­щи­вать поли­ти­ков. Но на это нуж­но вре­мя. Поли­ти­ка­ми не рож­да­ют­ся. Это дол­гий процесс.

- Сколь­ко нуж­но вре­ме­ни и где и как их выращивают?

- Я не знаю отве­та. И все рав­но на это уже нет вре­ме­ни. Ско­ро нач­нет­ся сму­та в свя­зи с ухо­дом президента.

- Сму­та, то есть пере­дел, пере­во­рот и граж­дан­ская вой­на? Кто и с кем нач­нет воевать?

- Ты же в Кие­ве видишь, что про­ис­хо­дит. Там тоже Май­дан был под­дер­жан оли­гар­ха­ми, кото­рые пони­ма­ли, что после вхо­да в Евразий­ский союз будет пере­дел биз­не­са. То есть там нашлись оли­гар­хи-пат­ри­о­ты. У нас тоже, воз­мож­но, най­дут­ся такие. Кто высту­пит про­тив маш­ке­ви­чей и дру­гих заез­жих аферистов.

- Ты поче­му-то очень не любишь Маси­мо­ва, посто­ян­но его кри­ти­ку­ешь, тре­бу­ешь его отстав­ки, пола­га­ешь, с его ухо­дом что-то изме­нит­ся, он раз­ве на что-то серьез­но влияет?

- Айдос, он сто­ял за иде­ей сня­тия «Руха­ни­я­та» с выбо­ров. И за рей­дер­ским захва­том пар­тии, когда меня заоч­но пере­из­бра­ли. Забрав пар­тию, он пере­дал ее сво­е­му род­ствен­ни­ку Сери­ку Сул­тан­га­ли­е­ву. И потом, он дей­стви­тель­но рабо­та­ет про­тив инте­ре­сов каза­хов. Толь­ко ему нужен Евразий­ский союз, и он упор­но нас тол­ка­ет. Пото­му что после смер­ти Назар­ба­е­ва, толь­ко Путин смо­жет обес­пе­чить его суще­ство­ва­ние и безопасность.

-Так все-таки уйдет Маси­мов, при­дет какой-нибудь Кули­ба­ев или Мусин, они будут лучше?

- А давай мы этот вопрос обсу­дим после ухо­да Маси­мо­ва? У меня есть обос­но­ван­ные подо­зре­ния, что Назар­ба­ев уже про­сто не может снять Маси­мо­ва. И выпол­ня­ет все, что ска­жет ему Маси­мов. После Маси­мо­ва основ­ным пре­тен­ден­том был Кап­па­ров. Где он сей­час, вы все знаете.

- Назар­ба­ев не спо­со­бен снять Маси­мо­ва, а сам Назар­ба­ев кто — диктатор?

- Беда Назар­ба­е­ва в том, что он каж­дый день дума­ет толь­ко о том, как не поте­рять власть. Это очень тяже­ло делать в тече­ние 25 лет. Он дума­ет не об улуч­ше­нии эко­но­ми­ки и тем более не о про­стом наро­де. Все его ука­зы, реше­ния, пере­ста­нов­ки во власт­ных струк­ту­рах под­чи­не­ны одной цели — сохра­не­нию вла­сти. То, что он узур­пи­ро­вал власть, гово­рит о том, что он дик­та­тор. И сам доб­ро­воль­но нико­гда не уйдет с поста.

- Но этот дик­та­тор поче­му-то не спо­со­бен снять Маси­мо­ва, полу­ча­ет­ся, пре­мьер сей­час силь­нее Назар­ба­е­ва, име­ет боль­ший вес, влияние?

- Да, сего­дня Маси­мов име­ет боль­ший вес и вли­я­ние, чем Назар­ба­ев. Даже кад­ро­вые реше­ния при­ни­ма­ет сего­дня Карим. Сего­дня он не поехал в Грод­но, на встре­чу пре­мье­ров. Пото­му что не хочет поки­дать Акор­ду. Не дай бог, в его отсут­ствие зай­дет кто-то из ста­рых сорат­ни­ков пре­зи­ден­та и рас­кро­ет ему гла­за на ситу­а­цию в стране. Айдос, я Кари­ма знаю с 1991 и ска­жу, что он, дей­стви­тель­но, очень спо­соб­ный и хит­рый игрок.

- Ты ста­ра­ешь­ся избе­гать участ­во­вать в акци­ях про­те­ста, ни разу не был задер­жан, не побы­вал в адми­ни­стра­тив­ном при­ем­ни­ке, ни разу не при­вле­кал­ся к адми­ни­стра­тив­но­му штра­фу. Это что: страх или прин­ци­пи­аль­ное неже­ла­ние выра­жать свое мне­ние таким обра­зом и попа­дать в непри­ят­ные истории?

- Ну поче­му, я при­ни­мал уча­стие во мно­гих митин­гах и высту­пал на них. Один раз даже летел семь часов из Лон­до­на, что­бы высту­пить на митин­ге вме­сто Кана­та Ибра­ги­мо­ва. Тогда меня хоте­ли аре­сто­вать, но не смог­ли, так как я был с ино­стран­ны­ми жур­на­ли­ста­ми. Про штраф тоже неправ­да. Пла­тил, как полагается.

- Но ты ни разу не был задер­жан или аре­сто­ван, и в целом, ты нико­гда не орга­ни­зо­вы­ва­ешь и не при­зы­ва­ешь орга­ни­зо­вы­вать акции про­те­ста. Ты про­тив такой дея­тель­но­сти прин­ци­пи­аль­но или счи­та­ешь, что в этом нет смысла?

- Я не вижу при­чи­ны, по кото­рой я дол­жен быть орга­ни­за­то­ром. Но в митин­гах я участ­вую. И по про­шлой деваль­ва­ции я был у памят­ни­ка Абаю. И у фран­цуз­ско­го посоль­ства, когда тре­бо­ва­ли осво­бож­де­ния Абля­зо­ва. Ты кида­ешь очень серьез­ные, но необос­но­ван­ные обви­не­ния. Будь аккуратней.

- Кидаю обви­не­ния? Я задаю вопро­сы, Серикжан.

- Кста­ти, в Актау, на пло­ща­ди у аки­ма­та после рас­стре­ла неф­тя­ни­ков, я был вто­рой после Кара­та Ибра­ги­мо­ва. Я при­ле­тел 18 декаб­ря. Все осталь­ные были намно­го позже.

- Ска­жи, что, по-тво­е­му, надо делать казах­ской оппо­зи­ции, какие кон­крет­но шаги предпринимать?

- Власть сама раз­ва­лит­ся. А казах­ской оппо­зи­ции нуж­но фор­ми­ро­вать что-то типа Граж­дан­ско­го пра­ви­тель­ства и начать фор­му­ли­ро­вать буду­щие рефор­мы. Поэто­му я и про­вел год в Кие­ве, изу­чая опыт Укра­и­ны и коман­ды Саа­ка­шви­ли. Нам они при­го­дят­ся. Совсем не исклю­чаю, что тот, кто при­дет к вла­сти, будет про­сто вынуж­ден опи­рать­ся на подоб­ное правительство.

- Сери­к­жан, есть мно­го жела­ю­щих задать тебе вопрос лич­но. Пред­ла­гаю на этом закон­чить наше интер­вью и перей­ти к вопро­сам людей, если ты не против?

Мух­тар Тай­жан: — На пятой мину­те это­го интер­вью (https://www.youtube.com/watch?v=ztnOPUo6U1A) в декаб­ре 2011 года, он (Мам­бе­та­лин) гово­рит, что доку­мен­ты пар­тии Руха­ни­ят и печать у Жага­но­вой. Он гово­рит, что их у него выкра­ли или он их поте­рял. Отсю­да вопрос, как мож­но ува­жа­е­мых людей, Шаха­но­ва, напри­мер, при­гла­шать в пар­тию, не имея на руках пра­во­уста­нав­ли­ва­ю­щих доку­мен­тов и круг­лой печа­ти пар­тии? Это же заве­до­мо снять-выклю­чить людей из выбо­ров. Это раз­ве не поли­ти­че­ский афе­ризм? Или это было чьим-то зада­ни­ем — выклю­чить нац­па­тов из пар­ла­мент­ских выборов?

- Я при­гла­сил Тай­жа­на в пар­тий­ный спи­сок, а не Мух­тар Шаха­нов. При­гла­сил как дру­га мое­го бра­тиш­ки, до это­го я вооб­ще не знал его. Кста­ти, Мух­тар ни копей­ки не внес в изби­ра­тель­ный фонд. Я чест­но рас­ска­зал ему, что доку­мен­ты в Астане у Жага­но­вой в сей­фе, а печа­ти у меня. Так же чест­но я рас­ска­зал о ситу­а­ции Шаха­но­ву. Мы про­шли реги­стра­цию на закон­ных осно­ва­ни­ях и полу­чи­ли кан­ди­дат­ские удо­сто­ве­ре­ния. Нас сня­ли не из-за того, что доку­мен­ты были у Жага­но­вой, а из-за наду­ман­ных обви­не­ний, что у нас не было кво­ру­ма. Не забы­вай­те, что в тот момент Жага­но­ва была чле­ном партии.

Мух­тар Тай­жан: — Еще вопрос. В нача­ле 2011 года пар­тия «Руха­ни­ят» под руко­вод­ством Мам­бе­та­ли­на вошла в коа­ли­цию пар­тии «Нур Отан» по про­дле­нию пол­но­мо­чий пре­зи­ден­та на рефе­рен­ду­ме, вме­сте с дру­ги­ми про­власт­ны­ми пар­ти­я­ми. И при этом Мам­бе­та­лин назы­ва­ет себя оппо­зи­ци­о­не­ром, как это совместимо?

- «Пар­тия зеле­ных “Руха­ни­ят” рас­смат­ри­ва­ет Коа­ли­цию не столь­ко, что­бы про­па­ган­ди­ро­вать идею рефе­рен­ду­ма, сколь­ко дать обще­ству сиг­нал о демо­кра­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях», — вот и все, что они мог­ли напи­сать из мое­го выступ­ле­ния. Ника­ких дифи­рам­бов я не пел. Бахыт Сызды­ко­ва была, может под­твер­дить. Не забы­вай­те, что поли­ти­ка это искус­ство воз­мож­но­го. Моя глав­ная цель была дой­ти до выбо­ров и заве­сти в Мажи­лис пат­ри­о­тов. В тот момент мы дого­ва­ри­ва­лись с Шаха­но­вым о коа­ли­ции. Для вла­сти это было шоком. Мы до послед­не­го не рас­кры­ва­ли все карты.

Мух­тар Тай­жан при­во­дит цита­ту: «Сери­к­жан Мам­бе­та­лин, экс-лидер казах­стан­ской пар­тии зеле­ных «Руха­ни­ят»: «Я бы поже­лал пре­зи­ден­ту здо­ро­вья, и что­бы он как мож­но доль­ше оста­вал­ся гаран­том наше­го един­ства и незыб­ле­мо­сти Кон­сти­ту­ции, прав и сво­бод казах­стан­цев! А пода­рить… У пре­зи­ден­та есть, навер­ное, все, но вот если бы была воз­мож­ность, я бы пода­рил гла­ве госу­дар­ства голо­ву Кене­са­ры хана. Что­бы дух послед­не­го казах­ско­го пра­ви­те­ля пере­шел к пре­зи­ден­ту и помо­гал ему».

- Пре­зи­ден­ту поже­лать здо­ро­вья — это не грех. Я как врач всем желаю здо­ро­вья. Что каса­ет­ся голо­вы хана Кене­са­ры, то я дей­стви­тель­но хотел бы, что­бы дух послед­не­го хана, дей­стви­тель­но, помог Назар­ба­е­ву, нако­нец, заду­мать­ся о судь­бе сво­е­го наро­да. Сло­ва Тотал.кз немно­го пере­врал, но кто хотел, тот понял мою мысль.

Автор: Нур­лан АТАМБАЕВ
14.09.2015

Пол­ную вер­сию «Допро­са тре­тьей сте­пе­ни» пред­ла­га­ем почи­тать на стра­ни­це Айдо­са Сады­ко­ва в «Фейс­бу­ке» по ссыл­ке https://clck.ru/9aWHm.

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Новый чемпион по борьбе с коррупцией и финансирование NCA в рамках активизации кампании по борьбе с коррупцией

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает