Не так давно в информационных лентах прошло сообщение о том, что трое неизвестных бросили взрывное устройство в фойе городского управления внутренних дел Атырау. За последнее время это далеко не первый случай. Можно говорить о некой тенденции, которая не исключает наличия социальных корней.
Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
Что же произошло за последнее десятилетие, которое так изменило народ Казахстана, основными чертами которого всегда считались верность традициям, уважительное отношение к памяти предков, своему роду, старшим в семье и детям, а также неукоснительное соблюдение законов гостеприимства и толерантность по отношению к другим культурам и религиям?
Превращаемся в маргиналов?
Историки утверждают, что менталитет казахов формировался в течение тысячелетий на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса, который в свою очередь включал в себя ту самобытность казахской культуры, что отличала наш народ от других этносов Центральной Азии.
Вместе с тем, совсем недавно, когда Казахстан праздновал мусульманский праздник Ораза айт, в одной из мечетей Алматы произошел возмутительный по своей сути случай. В зал, где мужчины совершали намаз, неожиданно ворвалась женщина, которая начала скандалить, при этом выражая свои требования исключительно в нецензурных выражениях. Имаму, который подошел к женщине, чтобы прояснить ситуацию, она без каких-либо объяснений продемонстрировала свое знание восточных единоборств. В результате, возмущенные верующие вынесли скандальную даму из зала. Как выяснилось позже, проблема была всего лишь в том, что женщина не смогла выехать с парковки, так как кто-то из находящихся в зале людей неудачно поставил свою машину. История весьма неприглядная, но при этом не менее показательна.
Впрочем, резкое изменение нравственной сущности наших людей демонстрируют и другие не менее яркие примеры. Достаточно заглянуть в Центр медицинской экспертизы. Лично мне в силу определенных обстоятельств довелось пообщаться с его «клиентами». Вполне хватило часа ожидания в очереди, чтобы понять: люди нашего города изменились настолько, что просто диву даешься.
Молодая женщина с ребенком на руках пришла, чтобы медики осмотрели малыша и засвидетельствовали нанесенную ему травму. Сидя в очереди, она рассказала, как двое молодых людей решили поразвлечься. Выхватив ребенка из рук женщины, они стали перекидывать его друг другу, как игрушку. «Малыш здорово испугался», — рассказала женщина. Но самое ужасное то, что ни один из прохожих или гуляющих в парке людей, где произошел инцидент, не заступился за младенца. Полное равнодушие и отчуждение. «Я сама их задержала! Вызвала полицию и побежала за ними», — с гордостью сообщила мне женщина, а потом уже тише добавила, как будто убеждая саму себя: «Это надо было сделать. А вдруг они еще на кого-нибудь бы напали. Ведь никто никого защищать не будет».
Следующим в очереди оказался мужчина средних лет. На него возле дома напала группа подростков. Покалечили. Аналогичная история произошла с молодым человеком, которого в Центр привела сестра. Голова у парня была обмотана бинтами: они быстро набухали, пропитываясь кровью. Таких примеров масса, и происходят они каждый день, так что медикам из Центра скучать не приходится.
В чем же причина таких явлений? Быть может в маргинализации общества, о чем в свое время предупреждал профессор Нурболат Масанов. «Маргинальность — пограничное состояние. Это означает следующее: человек при переселении в город находится в состоянии утраты социокультурных признаков, которые его социализировали как человека, как личность. Он их утрачивает в городе. Он находится в стадии освоения новых социокультурных признаков, но не может освоить. Вот это и есть маргинальность: когда он утрачивает, но не может утратить полностью, когда он усваивает, но не может все усвоить. Вот так и возникает то самое пограничное состояние. Мы маргиналы. У казахов нет героев. У казахов нет принципов. У казахов нет идеалов. У казахов нет характера», — говорил Масанов.
Действительно миграционный поток, направленный по вполне понятным причинам из села в город, приводит к тому, что люди теряют свою индивидуальность, теряют те основы, которые в них были заложены с детства. Конечно, можно сказать, что основные принципы, к примеру, такие, как уважение к старшим, женщинам, детям и в городе, и на селе одни и те же. Но суть этих принципов оказывается совершенно разная.
В ауле молодому человеку прививали, что он должен уважать аксакала Куандыка, апашку Гульшару и т.п., но, попав в город, он теряет этот ориентир. Апашки и аксакалы обезличиваются. Их в городе слишком много и соответственно у молодого человека отпадает необходимость проявлять уважение к незнакомым ему людям, неважно какого они возраста и какого социального уровня.
Из грязи в князи
Еще одна из причин резкого изменения казахов — социальное расслоение общества. Люди в первую очередь смотрят, во что одет человек, на какой машине ездит, в каком районе города и в каком доме живет, тем самым полностью подтверждая известную многим поговорку: «Встречают по одежке…». Только вот «провожают» не по уму, а… согласно новому принципу по тому, кто за этим человеком стоит и насколько мощная эта поддержка.
Вот, к примеру, на Youtube выложили видео, где два «крутых» водилы выясняли отношения на дороге. Один из них на Camry 40, другой — на Prado. Дорога узкая, слева встречное движение, справа огромные грязные лужи. Camry подсекла Prado. Казалось бы, водителю последнего авто можно было бы не усугублять конфликтную ситуацию. Но не тут-то было. Обогнав обидчика, он остановился на обочине, прямо посреди огромной лужи. И когда Camry проезжала мимо, водитель Prado дал по газам, залив обидчика по самую крышу. Кстати, правое окно Camry было отрыто. Так что «охладительный» душ пришелся не только по внешней стороне машины, но и попал в салон к водителю.
На мой взгляд, эти разборки как нельзя, ярко характеризуют то самое отношение людей к жизни и изменение их ментальной сущности. Да, безусловно, учить нахалов на дороге необходимо, но делать это, наверное, надо другими путями. Если бы на месте Camry была машина покруче, вряд ли водитель Prado стал бы применять такой метод. Скорее всего, проглотил бы обиду, махнув рукой на «нестандартное» поведение какого-нибудь Lamborghini, или на крайний случай что-нибудь проорал ему вслед.
А вот еще один приме из жизни, свидетелем которого я была сама. На пересечение проспектов Достык и Абая произошло столкновение Porsche Cayenne, за рулем которого сидела женщина, и кареты «Скорой помощи», которая в этот момент везла пациента. Женщина не захотела уступить дорогу «Скорой», даже, несмотря на звучавшую сигнальную сирену, а на возмущенные претензии водителя спокойно заявила, мол, ее машина дорогая, одна легкая царапина обойдется в немалую сумму, не говоря уже о разбитом бампере. И вообще мужику придется несладко, поскольку он ко всему прочему еще и лишится работы, раз не видит, на кого наехал. При этом даму не волновало, что происходит с пассажиром «Скорой помощи», которого явно везли не на прогулку.
Уж не знаю точно, чем это все закончилось в итоге, но полицейским удалось приструнить разбушевавшуюся даму, размечтавшуюся уже не просто лишить работы водителя, а вообще засадить его надолго в места не столь отдаленные. Несмотря на позднее время, свидетелей и зевак вокруг данного инцидента собралось немало. Многие тут же дали показания против зарвавшейся дамы на Porsche.
Эмоции толпы, явно были на стороне водителя и его пассажиров — врача и пациента. А ведь именно в такие моменты и возникает то самое объединение в целом, в общем-то, разрозненных классов. Студенты и простые граждане, наблюдавшие за ходом этой истории, как-то сразу объединились против богатенькой дамочки. А после ее громких заявлений в адрес водителя не нашлось ни одного, кто хоть как-то попытался бы оправдать ее.
Национальный вопрос — игра политиков или нечто большее?
Подобные истории скрывают в себе еще один немаловажный вопрос — национальный. Еще один случай из жизни в одном из алматинских микрорайонов.
В небольшой магазин за хлебом зашел старик европейской национальности в возрасте 76 лет, дождался своей очереди и попросил продавщицу его обслужить. Пока девушка-продавец выполняла заказ, в магазинчик заглянул молодой парень казах. Пенсионеры люди неторопливые, обстоятельные, а парень видимо торопился. Отпихнув старичка, он потребовал от продавца обслужить его как можно быстрее.
Девушка отказалась, отметив, что старик пришел раньше, и парню следовало бы подождать. Но, видимо, у парня с настроением были явные нелады, и он сорвал свою злость на старичке, а девушке, кстати, тоже казашке, заявил, что она обязана делать разницу между клиентами — состоятельными и не очень, при этом обязательно учитывая их национальную принадлежность.
В этом случае налицо все выше рассмотренные примеры — маргинализация и социальное расслоение нашего общества.
В заключение хотелось бы рассказать еще об одном примере. В последние годы власти Казахстана усиленно проводят политику переселения оралманов. Но люди, приехавшие по государственной программе на историческую родину, как правило, живут обособленно, сбиваясь в отдельные группы. Оно и понятно, ведь главная цель их — выжить в новых условиях. Но и здесь, когда казалось бы, государство сделало многое, чтобы эти люди адаптировались в новой среде, наблюдаются странные вещи.
Многие жители Алматы и области не понаслышке знают, что такое так называемые иссыкские дачи. Они появились еще в советский период. Горожанам, не имеющим своей земли, выдавали участки под дачи. Для многих в тот период это было серьезное подспорье в хозяйстве. Но сегодня эти дачи, раскинувшиеся огромным массивом, стали своего рода причиной бытовых конфликтов и пристанищем самых низменных основ нашего бытия.
После распада Союза, многие дачи были покинуты хозяевами и оставались бесхозными. Но недолго. Их быстренько приватизировали оралманы или просто те, кому не нашлось места в городе. Кто-то из них честно зарабатывает своим трудом. Но есть и такие, кто решил пойти по более легкому пути.
Старожилы рассказывают, что на их дачные участки совершаются набеги. Чаще всего это женщины с детьми, которые, забираясь на чужой участок, забирают все, на что упадет их взгляд. Речь идет не только об овощах и фруктах, выращенных чужими руками. На вопросы, что вы тут делаете, нерадивые воришки громогласно заявляют: «Это наша земля! Нас государство сюда пригласило! А вы (если хозяин не титульной нации) вообще тут быть не должны!».
Примеров, когда буквально на бытовой основе возникают конфликты, порой выливающиеся чуть ли не в локальные войны какого-нибудь поселкового или районного масштаба, сегодня очень много. Но суть их одна. До тех пор, пока при попустительстве властей в стране наблюдаются активные процессы маргинализации, социального расслоения и роста национального «самосознания», мы вполне уже в ближайшее время можем оказаться на грани взрыва в обществе. Достаточно лишь спичку поднести.
Read More:
Для взрыва хватит огонька спички