В обществе циркулируют упорные слухи, что на весну в Казахстане планируются парламентские выборы. Якобы, таким образом, Казахстан хочет дать понять Западу, что страна идет по пути политической либерализации. Но есть ли ощутимые предпосылки для выборов? Помочь с ответом на этот вопрос мы попросили политолога Расула Жумалы.
- В целом для выборов предпосылки есть, если вести речь про экономические, социальные проблемы в стране. Заторможенность демократических процессов в стране. Да много чего! Сейчас практически сложно назвать какую-то сферу в нашем обществе, которая была бы без проблем. Любая сфера: таможня, внутренние дела, международная политика, экономическая политика, интеграция, валюта… Ну все!
Конечно, в этих условиях большую роль по определению должен играть парламент. Но нынешний состав парламента явно не справляется с этими обязанностями. В классическом плане, т.е. теоретически это должно подводить нас к тому, что нам нужен новый парламент. Но это все-таки поверхностная часть вопроса.
- Почему Вы так думаете?
- За 22 года независимости Казахстана мы не раз проходили через процедуру формирования нового парламента, и проходило все это, мягко говоря, не совсем так, как хотелось бы. Ни одна международная организация, ну за исключением стран СНГ, не признавала эти выборы соответствующими демократическим стандартам. Этот процесс проходил больше под диктовку властей, партий власти. И в конечном итоге мы получали то же самое подобие парламента, который был и до выборов.
- Думаете, и в этот раз ничего не поменяется?
- Я не думаю, что если будут проводиться в ближайшее время парламентские выборы, мы получим более дееспособный, более эффективный парламент. Прежде чем проводить их, необходимо решить другие вопросы: дать поле для реальной политической конкуренции, создать равные условия для всех партий. Регистрировать и давать легально действовать не только лояльным партиям или ставшим лояльными, но и действительно оппозиционным партиям, которых не регистрируют годами.
И наконец печально, когда у нас вот такие важные государственные мероприятия, как выборы в парламент, проходят для того, чтобы ублажить какие бы то ни было международные организации либо страны запада. Ведь мы должны исходить из своих внутренних потребностей, национальных интересов, какой парламент нужен нам, а не для того, чтобы отчитаться перед ОБСЕ или Госдепом США.
- Тем не менее Вы не исключаете, что выборы возможны?
- Не исключаю. Выборы в парламент могут быть объявлены весной следующего года, или завра, или послезавтра… Они у нас имеют обыкновение вот таким образом неожиданно объявляться. Причем порой по абсолютно надуманным причинам, как это было в позапрошлом году: якобы прежний парламент должен поменяться, поскольку идет финансовый кризис, и мы с ним справиться не можем.
А на вопрос про сроки вообще прозвучал алогичный ответ: если мы можем провести выборы сегодня, зачем мы будем ждать завтра. Это при том, что по конституции выборы нужно проводить в срок! Но, как я уже говорил, у нас 70% всех выборов и президентских и парламентских были внеочередными.
- Но зачем эти выборы Астане именно сейчас?
- Мне кажется, что все по той самой схеме, которую я уже обозначил. Во-первых, создать иллюзию, что Казахстан движется в направлении демократизации, создать боле менее благоприятный имидж перед международным сообществом, перед европейскими институтами, перед США.
С другой стороны, такое мероприятие может быть обозначено и для внутреннего пользования, для части граждан показать, что идет какой-то процесс, происходят какие- то выборы. В общем, показать, что в стране что-то меняется и вроде как меняется в лучшую сторону. Но мы уже не раз сталкивались с подобными необоснованными надеждами, и в этом плане я исключений не жду.
Вообще думаю, это попытка увести через такие мероприятия общественное мнение от более актуальных или острых проблем, которые сейчас будоражат общество. У нас есть кричащие проблемы, связанные, например, с ростом цен или же тема расслоения на богатых и бедных, проблема с Россией, с тем, что сейчас в Украине творится. Выборы де месяца на два займут информационное поле, переключат внимание СМИ с других тем.
- Не получится, что расширив представительство партий в парламенте, власть спровоцирует сценарий 2001 года? Ведь внутриполитический кризис того времени в немалой степени был спровоцирован жесткими запросами депутатов Абдильдина и Тохтасыонова?
-Так и должно получиться! Любой парламент для того и существует, чтобы задавать власти неудобные вопросы. И делать это необходимо не только для того, чтобы ставить в неловкое положение правительство или главу государства, а чтобы снимать проблемы, связанные, скажем, с кулуарными методами принятия решений, коррупцией, с тем, что ресурсы нашей страны расходуются неэффективно, а порой вообще уходят непонятно куда. Есть много нехорошего, много такого, чего требует кардинального вмешательства, и это правильно.
У нас существует ошибочное мнение, что парламент — это такая послушная группа людей, способная штамповать законы, заниматься нотариальными функциями тех решений, которые предлагает правительство, закрыв глаза. Я считаю, они глубоко ошибаются. Парламент — это прежде всего представители народа, и они от имени народа должны ставить те вопросы, которые волнуют избирателей.
Парламент не должен быть сонным царством. Если там не будут проходить дискуссии как в любом цивилизованном государстве, как в любом цивилизованном обществе, рано или поздно эти дискуссии, как сейчас в Киеве, выплеснуться на майдан. Кому это нужно?
Записала Наталья РОДНАЯ