Скоро в Казахстане при поступлении на работу в правоохранительные органы и при прохождении аттестации в МВД тестирование на детекторе лжи станет обязательным. Мажилис парламента одобрил соответствующие поправки в закон, и уже закуплено необходимое оборудование на два миллиона долларов. Как известно, это инициатива президента страны, пожелавшего организовать подобную процедуру в качестве способа борьбы с коррупцией в правоохранительных органах.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Вроде все нормально: благая цель — уменьшить коррумпированность полиции при помощи умного прибора, апробированного в других странах. Казалось бы, дел-то?! Купи эти полиграфы, прими соответствующие поправки в закон, и коррупционерам и недобросовестным людям в органах будет поставлен мощный заслон.
Ан, нет! Готов спорить с кем угодно, что этого не случится и очередная кампания по борьбе с коррупцией потерпит фиаско. Увы, не спасет нас полиграф от коррупции, как не спасли в свое время компьютеры, поставленные во всех пунктах сдачи экзаменов на автомобильные права. Как брались взятки, так и берутся, как покупались права, так и покупаются.
Чем больше движений, тем глубже в болото
Проблема в том, что вступает в действие «правило трясины» — чем больше движений, тем глубже погружаешься в болото. Это правило полностью распространяется на казахстанский авторитаризм, в котором, как в зыбкой трясине, тонут любые самые благие инициативы. Любые движения власти с целью что-то улучшить, подправить, исключить, как правило, приводят к еще большему ухудшению ситуации.
В этом смысле тот же полиграф в качестве средства борьбы с коррупцией в руках недобросовестных людей автоматически превращается в дополнительный механизм получения взяток. Где в Казахстане взять некоррумпированных, добросовестных исполнителей инициатив президента, я лично не знаю, как, впрочем, и сам Назарбаев, сетующий на то, что нет у него возможности заменить казахстанцев на более соответствующих его замыслам американцев. Я его очень понимаю.
Именно это понимание и убеждает, что полиграф в умелых чиновничьих руках превратится в мощнейший насос для откачки денег из карманов желающих работать в органах и уже там работающих. Этакий дополнительный налог на погоны.
Строго говоря, есть очень большой риск, что при честном отсеве всех бравших взятки детектор лжи может оставить нас без полиции вообще. Представляете, что будет, если, скажем, при переаттестации полиграф забракует 60—70% всех полицейских?! Однако есть абсолютная уверенность, что такого не допустят.
Умные люди и в МВД, и в Акорде прекрасно понимают, что включать эту «адскую машинку» всерьез — смерти подобно. Поэтому для большинства полицейских все сведется к банальной необходимости «отметиться» у кого надо, и проблема будет решена. Скажем, такса будет определена в одну тысячу «зелени» для претендующих на работу в органах и в три тысячи — для проходящих перерегистрацию. И все! Но станет ли от этого меньше коррупции в Казахстане?
Чем это грозит казахстанцам? Ростом коррупционных поборов при контактах с правоохранительными органами. Потратившись на полиграф, полицейские вынуждены будут компенсировать свои потери за счет рядовых граждан — это стандартная логика коррупционеров, обобранных другими коррупционерами. В наших условиях карманы граждан и детектор лжи — сообщающиеся сосуды. Чем больше придется заплатить полицейским за тестирование, тем больше они вытянут из граждан, компенсируя свои затраты.
Так что не нужно обольщаться насчет полиграфа: с коррупцией ничего не случится, потому что она в Казахстане — СИСТЕМА, а полиграф — всего лишь прибор, который, попадая в руки людей, обслуживающих эту систему, будет использоваться для получения все тех же взяток.
Это замкнутый круг, в котором оказывается любое государство, где отсутствуют действенные механизмы контроля со стороны общества, справедливая выборная система, политический плюрализм, свобода прессы.
Кто «наварится» на саженцах?
Возьмем для примера другую инициативу, с которой недавно выступили алматинские активисты, связанные с управлением по вопросам молодежной политики акимата Алматы. Каждый алматинец после приобретения автомобиля должен посадить дерево. Казалось бы, вполне благое начинание. Можно его только приветствовать. Однако давайте посмотрим на это через призму нашего «правила трясины».
Понятно, что владельцу нового авто посадка дерева — досадная нагрузка. Это же не просто вышел во двор, выкопал ямку, сунул туда саженец и уехал. Это целая процедура, которая предполагает место, где нужно забрать саженец, место, где его посадить (а это может быть в совершенно разных частях города), обеспечение контроля за исполнением со стороны соответствующего ответственного лица и прочие неизбежные бюрократические штучки. Кому это надо?!
Явно людям, купившим авто «в масле», будет не до саженцев, поэтому они пойдут на все, чтобы избежать этой процедуры. На этом и строится расчет. Тут же найдутся «добрые люди», которые за соответствующую сумму избавят автовладельца от досадной процедуры. Скажем, сто баксов — и радостный автовладелец становится обладателем соответствующего талона с печатью «посажено». И уже никого не волнует, будет ли посажено это дерево или «добрые люди» эти деньги положат в карман, поделившись с теми, кто выдаст им нужную справку.
Возможно, кто-то не согласится с нарисованной картиной. Мол, зачем же так плохо думать о людях, у нас полно сознательных граждан, которые возьмут и поедут, и посадят, да еще и польют свое дерево. Не исключено! Но в этом случае лучше экология Алматы вряд ли станет, потому что сажать деревья тоже нужно уметь и если это доверить каждому встречному, то толку от такого озеленения не будет точно. Все же этим заниматься должны профессионалы.
На самом деле проблема не в том, что некому в Алматы саженцы сажать. Для этого в городе существует специальная служба. Проблема в другом — как вырастить эти саженцы, уберечь их от засухи, болезней, вредителей, вырубки? А вот этого эта инициатива как раз и не предусматривает. То есть об экологии здесь по большому счету речи и не идет.
В результате просто появится новый налог на машины «в масле». Смысл налога более чем прозрачен: есть деньги на новую машину — заплати налог на экологию в размере затрат на посадку одного дерева. Ну и прицепом — «накладные расходы» за то, что дерево посадят за тебя другие. Все!
За что ни возьмутся — все наоборот
Парадокс ситуации в том, что в выстроенной коррупционной системе координат практически любая самая благая инициатива тут же приспосабливается этой Системой под себя, что в результате дает в лучшем случае нулевой, в худшем — отрицательный результат.
Помните старый анекдот про то, как в концлагере решили провести смену белья заключенных: пятый барак меняется с четвертым, третий — со вторым? Очень похожая схема реализации новаций происходит и у нас в Казахстане.
Вспомним, чем обернулась инициатива поддержки устойчивого развития казахстанского села? Село устойчиво умирает. А что стало с малым бизнесом после реализации программы поддержки среднего и малого бизнеса? Он как был в загоне, так там и остался. А какими инновациями могут похвастаться авторы «Программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010—2014 годы»? Прошло два года, а в части конкретных примеров инноваций, что называется, конь не валялся. И уверяю вас — вряд ли будет валяться.
Национальный план действия в области прав человека на 2009—2012 годы: предполагалось, что его реализация существенно улучшит ситуацию с правами человека в Казахстане. Та же история: никаких положительных изменений, более того — по ряду пунктов стало еще хуже. И так практически во всем!
Большинство инициатив и программ, вызывающих бурю положительных эмоций и надежд при их принятии, после того как Система начинает их реализовывать, теряют изначальный смысл, зачастую давая на выходе совершенно противоположные результаты.
Это работает «правило трясины». И с каждой новой инициативой власти становится все очевиднее, что мы погружаемся в трясину авторитаризма все глубже и глубже. Обидно, что тонем мы не из-за недостатка природных богатств, не из-за общемирового кризиса, не из-за происков недоброжелателей. Мы тонем в собственном политико-нравственно-идеологическом дерьме, которое сами же и производим.
И это судьба любой системы, построенной на неуважении законов, попрании чести и совести, презрении к свободе личности. Там, где нравственность и мораль на нуле, не действует уже и плетка. Государство, где слово расходится с делом, где совесть — это проявление слабости, где честность и порядочность — архаизмы, добросовестный труд — удел неудачников, а неправедно нажитые миллионы — показатель высшего преуспевания в жизни, обречено.
Ему уже не помогут никакие полиграфы, компьютеры, камеры наблюдения, планшетники и прочие научно-технические достижения. Воровство, возведенное в систему, все эти достижения быстро адаптирует под себя, обеспечивая деятельность Системы в привычном ключе. И в этом смысле любые попытки победить коррупцию или улучшить экологию, осуществить экономическую модернизацию или обеспечить права человека руками чиновников, являющихся провайдерами этой Системы, — полнейшая химера. Глупее работы не придумаешь!
Начало процесса нельзя ставить в конец
Помните, в Библии: «Вначале было Слово,… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Это очень точно и емко описывает принцип — то, с чего все должно начинаться.
В нашем случае под Словом следует понимать изменение политической системы. Следуя логике этой сентенции из Евангелия от Иоанна, вначале должно быть изменение политической системы, построенной на единовластии. Это основа, предполагающая все остальное. Без этого невозможно ничего из того, что вот уже двадцать лет пытаются выдавить из этого режима его апологеты и провайдеры при помощи различных программ.
Для очень многих казахстанцев задача «изменения политической системы» слишком абстрактна, они не воспринимают ее как конкретную политическую работу, решение которой может перевести страну в новую плоскость развития. Более того, многие вообще идеологически остаются на позициях власти, считая, что изменение политической системы — это не исходный пункт реформирования страны, а ее конечный результат.
Часто можно слышать, что к демократии можно прийти через отдельные реформы, через реализацию различных программ и инициатив. Глубочайшее заблуждение, лежащее в основе сегодняшней путаницы в умах очень многих демократов. Конечно, через реформы можно прийти к демократии и социальному прогрессу, но ТОЛЬКО в том случае, если эти реформы будут проводить не те, кто сегодня во власти. В руках нынешних любая попытка сделать шаг в сторону демократии, социального прогресса, модернизации экономики превращается в свою противоположность. Это их кредо, они по-другому не смогут, даже если захотят.
Реформировать страну смогут ТОЛЬКО другие люди. И не факт, что и у них это получится сразу. Но в любом случае все опять упирается в политические изменения, в смену политического руководства страны. Другого пути нет и в нынешних условиях быть не может. И уж тем более невозможно через внедрение полиграфов, компьютеризацию и планшетизацию чиновников уменьшить аппетиты коррупционеров и отказаться от авторитаризма.
Читайте Библию! Вначале было СЛОВО. Сегодня это Слово означает одно — смену политической системы.
Оригинал статьи: