Дастан КАДЫРЖАНОВ: «Их ждет Гаагский или иной международный трибунал»


Пуб­ли­ку­ем заклю­чи­тель­ную часть беседы
с извест­ным поли­то­ло­гом Даста­ном КАДЫРЖАНОВЫМ.


— Что про­изо­шло потом?

— По ходу голо­со­ва­ния резуль­та­ты были рез­ко изме­не­ны, и слу­чи­лось страш­ное — Казах­стан, как баналь­ная бана­но­вая дик­та­ту­ра, стал стра­ной с одно­пар­тий­ным пар­ла­мен­том. Сбы­лись нега­тив­ные пред­ска­за­ния оппо­зи­ции о том, что неми­ну­е­мо гря­дет депро­фес­си­о­на­ли­за­ция госу­дар­ствен­ной систе­мы, она высве­ти­лась в пол­ную силу и нанес­ла рез­кий удар по ими­джу нации в мире.
В 2007 году общая для вла­сти и обще­ства плат­фор­ма прак­ти­че­ски исчез­ла навсе­гда. Обще­ство осо­зна­ло, что во имя инте­ре­сов лич­ных Акор­да может пожерт­во­вать и внеш­не­по­ли­ти­че­ски­ми наци­о­наль­ны­ми инте­ре­са­ми, не побо­ясь выста­вить стра­ну в непри­гляд­ном виде перед меж­ду­на­род­ным обще­ствен­ным мнением.
Все даль­ней­шие собы­тия ста­ли неиз­беж­ным послед­стви­ем имен­но это­го поли­ти­че­ско­го состо­я­ния. И не в послед­нюю оче­редь пото­му, что теперь Акор­да при­ня­лась созда­вать иллю­зии не толь­ко для наро­да, но и для самой себя. Вопрос о том, что культ лич­но­сти в стране неиз­бе­жен, решил­ся тогда окон­ча­тель­но и бесповоротно.
По сути, это и есть нача­ло раз­во­ра­чи­ва­ния рево­лю­ци­он­ных трен­дов в стране, кото­рые ста­ли реши­тель­но при­об­ре­тать харак­тер неиз­беж­но­сти. И основ­ная при­чи­на их одна — это кру­ше­ние соци­аль­но-поли­ти­че­ской дого­во­ро­спо­соб­но­сти пра­вя­ще­го поли­ти­че­ско­го строя в Казах­стане. Неиз­беж­ны­ми ста­ли жест­кие внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты, раз­во­ра­чи­ва­ние куль­та лич­но­сти и тота­ли­тар­ные чер­ты казах­стан­ско­го общества.
Как я писал рань­ше, тота­ли­та­ризм отли­ча­ет­ся от авто­ри­та­риз­ма. Авто­кра­тия реаль­но зави­сит от жела­ния одно­го чело­ве­ка. Тота­ли­та­ризм уже иная систе­ма: он жест­ко и неуем­но репрес­си­вен, и лидер уже утра­чи­ва­ет чер­ты пол­но­го вли­я­ния на все про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие не толь­ко в обще­стве, а глав­ное — в бюро­кра­ти­че­ском аппа­ра­те. Бюро­кра­ти­че­ская маши­на начи­на­ет управ­лять им самим, а в каче­стве иллю­зии пред­ла­га­ет туман куль­та лич­но­сти. Это и есть ката­стро­фи­че­ское послед­ствие того, когда власть меня­ет соб­ствен­ный праг­ма­тизм на под­ме­ну поня­тий уже внут­ри себя.
Культ лич­но­сти — это ведь не про­сто оба­я­ние пер­со­ны и под­ха­ли­маж, это систе­ма при­ня­тия реше­ний, в кото­рых сама «лич­ность», как пра­ви­ло, обре­че­на на пора­же­ние. Поэто­му не надо быть про­ро­ком, что­бы уви­деть бли­жай­шее буду­щее, — «реген­ты» хотят, стре­мят­ся стать реаль­ны­ми пра­ви­те­ля­ми. А при этом сам лидер нации ста­но­вит­ся для них реаль­ной помехой.
Поче­му «новые бюро­кра­ты» так кон­сер­ва­тив­ны по отно­ше­нию к суще­ству­ю­щей систе­ме? Это лег­ко объ­яс­ни­мо. Они кон­сер­ви­ру­ют «дикий капи­та­лизм» и не дают раз­вер­нуть­ся либе­ра­ли­за­ции по одной про­стой при­чине: они спо­соб­ны созда­вать капи­та­лы толь­ко на вне­кон­ку­рент­ной и вне­за­кон­ной осно­ве, бази­ру­ясь на ситу­а­ции, когда «госу­дар­ство — луч­ший биз­нес» и капи­та­лы созда­ют­ся исклю­чи­тель­но на раз­во­ро­вы­ва­нии наци­о­наль­ных богатств и с помо­щью адми­ни­стра­тив­но-поли­цей­ско­го наси­лия. В сво­бод­ной кон­ку­рен­ции эти же пер­со­ны вряд ли год­ны на что-то пут­ное. Фак­ти­че­ски они созда­ли вто­рую гигант­скую вол­ну пере­рас­пре­де­ле­ния капи­та­ла в стране, кото­рая никак не дру­жит ни с зако­ном, ни с обще­ствен­ным дого­во­ром. И даже с инте­ре­са­ми «пер­вых буржуа».
И самое инте­рес­ное — пока обще­ство пре­бы­ва­ет в поли­ти­че­ской раз­об­щен­но­сти, имен­но регент­ско-бюро­кра­ти­че­ская сре­да явля­ет­ся источ­ни­ком рево­лю­ци­он­ных трен­дов. Пото­му что в ее руках есть глав­ный инстру­мент — созда­ние иллю­зор­ных мифов для выс­ше­го руководства.
При­чем это заме­ча­тель­ная спо­соб­ность бюро­кра­ти­че­ских систем — без декла­ри­ро­ва­ния каких-либо цен­но­стей и без выдви­же­ния лиде­ров син­хрон­но испол­нять одни и те же алго­рит­мы. А все пото­му, что в осно­ве этих алго­рит­мов лежат кон­крет­ные мате­ри­аль­ные интересы.
При этом вовсю раз­вер­ну­лась глав­ная опас­ность для раз­ви­тия нации — бюро­кра­ти­че­ская систе­ма вся свер­ху дони­зу тоталь­но депро­фес­си­о­на­ли­зи­ро­ван­на. По этой при­чине ожи­дать от нее чего-то полез­но­го — слиш­ком доро­го­сто­я­щая наив­ность и поли­ти­че­ская недальновидность.

— Пять лет назад про­изо­шли тра­ги­че­ские собы­тия в Жана­о­зене — рас­стрел мир­ных басту­ю­щих. Поче­му власть, кото­рая мог­ла решить этот локаль­ный вопрос мир­но, за сто­лом пере­го­во­ров, пошла на столь жесто­кий шаг?

— Что каса­ет­ся Жана­о­зе­на, то здесь ниче­го непо­нят­но­го нет. Рано или позд­но люди, отда­вав­шие при­каз о стрель­бе, столк­нут­ся с обви­не­ни­ем в воен­ном пре­ступ­ле­нии, их ждет Гааг­ский или иной меж­ду­на­род­ный три­бу­нал. Это­го никак не избе­жать. Тут не нуж­но обо­льщать­ся. Акор­да или какой дру­гой офис Казах­ста­на нико­гда не смо­жет сфор­ми­ро­вать пояс без­опас­но­сти для тех, кто совер­шил пре­ступ­ле­ния, осуж­да­е­мые всем меж­ду­на­род­ным сооб­ще­ством. И Кремль тоже не помощ­ник в таких делах — из-за голо­во­тяп­ства «союз­нич­ков» идти про­тив меж­ду­на­род­но­го сооб­ще­ства себе дороже.
Поче­му власть за дли­тель­ный пери­од про­те­стов неф­тя­ни­ков не села за пере­го­во­ры? Это не слу­чай­ность. Это ее сущ­ность, как мы гово­ри­ли с вами выше, ее недо­го­во­ро­спо­соб­ность. И кста­ти, еще и то, что она до само­го кон­ца не вери­ла, что люди спо­соб­ны вый­ти на пло­щадь и реши­тель­но не при­нять ее усло­вий. Напо­ми­наю, Акор­да про­дол­жа­ет жить в сво­их иллю­зи­ях, что граж­дане либо соглас­ны с ее пра­ви­ла­ми и бес­пре­ко­слов­но хотят их испол­нять, либо про­сто уже не спо­соб­ны выра­жать свое мне­ние. Эти опас­ные иллю­зии живы и сей­час. Поэто­му с Жана­о­зе­ном здесь ника­ких слож­но­стей в оцен­ке нет и не может быть.
Неспо­соб­ность к поли­ти­че­ско­му ком­про­мис­су при­ве­ла Акор­ду к откры­то­му напа­де­нию на миро­вые циви­ли­за­ци­он­ные цен­но­сти. Если вы дума­е­те, что може­те в XXI веке, не огля­ды­ва­ясь ни на какие меж­ду­на­род­ные нор­мы или обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти, вот так запро­сто взять и рас­стре­лять кого бы то ни было на демон­стра­ции, итог один. И он, вот уви­ди­те, неиз­бе­жен. Пото­му что поли­ти­че­ский строй про­дол­жа­ет сохра­нять репрес­сив­ный харак­тер. Слов­но нароч­но пре­зи­дент­ский офис посы­ла­ет и посы­ла­ет в обще­ство сиг­на­лы о том, что пра­ви­ла могут суще­ство­вать толь­ко его и ника­ких дру­гих. Не пони­маю, зачем так откро­вен­но испы­ты­вать судьбу.

— Есть ли шанс что-либо изме­нить в нынеш­нее время?

— Ну, шанс есть все­гда. Как и надеж­да. На мой взгляд, обще­ствен­ная мысль казах­стан­цев про­грес­си­ру­ет мед­лен­но, но все-таки неиз­беж­но и в одном направ­ле­нии. Да, она не успе­ва­ет за тем­па­ми рас­пре­де­ле­ния и пере­рас­пре­де­ле­ния мате­ри­аль­ных благ. Да, она не успе­ва­ет где-то и за тем­пом ослаб­ле­ния защи­ты наци­о­наль­ных инте­ре­сов в мире.
Но, с дру­гой сто­ро­ны, навер­ное, всем хоте­лось бы, что­бы спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла имен­но при их жиз­ни. Это, если хоти­те, одно из глав­ных качеств, кото­рые дела­ют из чело­ве­ка соб­ствен­но чело­ве­ка. Эта­пы созре­ва­ния, воз­мож­но, могут длить­ся доль­ше, чем ожи­да­ют мно­гие. Одна­ко есть зако­но­мер­но­сти, кото­рых не изме­нить. Если даже вы не при­зна­е­те их, зажму­ри­вая гла­за. Отри­цая их, вы про­сто теря­е­те то дра­го­цен­ное вре­мя, кото­рое мог­ли потра­тить на реши­тель­ное изме­не­ние ситу­а­ции в обще­на­ци­о­наль­ную поль­зу, а зна­чит, и в вашу тоже.
Мед­лен­ные тем­пы роста обще­ствен­но­го созна­ния в Казах­стане вполне зако­но­мер­ны. Как ска­за­но выше, в этом во мно­гом вина «неф­тя­но­го про­кля­тия». Но теперь мно­гие вещи ста­ли прон­зи­тель­но ясны для про­стых граж­дан. А после осо­зна­ния, как мы пони­ма­ем, обя­за­тель­но сле­ду­ет пери­од дей­ствий. Вна­ча­ле инстинк­тив­ных, а потом системных.
Несмот­ря на види­мую неор­га­ни­зо­ван­ность, сего­дня обще­ствен­ное созна­ние зна­чи­тель­но опе­ре­жа­ет пра­вя­щую груп­пу как поли­ти­че­ская доми­нан­та. По одной про­стой при­чине: люди пого­лов­но отка­за­лись жить в иллю­зи­ях. Вла­сти же стра­ны про­дол­жа­ют дегра­ди­ро­вать в мето­дах управ­ле­ния из-за того, что от сво­их иллю­зий изба­вить­ся не в состо­я­нии. Это очень замет­но, когда они пыта­ют­ся рефлек­тор­но осед­лать поли­ти­че­ские про­цес­сы, но на деле полу­ча­ет­ся либо фарс с бло­ге­ра­ми и попа­ми гапо­на­ми из согла­ша­тель­ских комис­сий, либо вол­на совер­шен­но без­дум­ных репрес­сий. Про­цесс само­раз­ру­ше­ния пра­вя­ще­го строя стал уже слиш­ком оче­вид­ным, как и утра­та поли­ти­че­ско­го лидер­ства в ситу­а­ции. Если его при­спеш­ни­ки откры­то заяв­ля­ют, что отвле­ка­ли народ от граж­дан­ских прав темой «токал», то это какая-то упер­тость про­сто суи­ци­даль­но­го уровня.
Что про­изой­дет с обще­ствен­ным созна­ни­ем в самое бли­жай­шее время?
В дан­ный момент про­ис­хо­дит кри­стал­ли­за­ция еди­но­го зна­ния сре­ди всех казах­стан­цев одной про­стой исто­ри­че­ской и поли­ти­че­ской фор­му­ли­ров­ки. Я назвал его Основ­ной граж­дан­ский вопрос казах­стан­ца. Он зву­чит так: «За всю неспра­вед­ли­вость в рас­пре­де­ле­нии наци­о­наль­ных богатств, за ито­ги пер­во­на­чаль­но­го накоп­ле­ния капи­та­ла, за отчуж­де­ние соб­ствен­но­сти у наро­да, за вывод цик­ло­пи­че­ских средств за рубеж, за регу­ляр­ное каз­но­крад­ство и тоталь­ную кор­руп­цию, за гигант­ский внеш­ний долг, за отчуж­де­ние наци­о­наль­ных и пен­си­он­ных фон­дов, за откро­вен­ные про­ва­лы в руко­вод­стве госу­дар­ством, за аван­тюр­ные сверх­за­трат­ные про­ек­ты, за отсут­ствие в стране пра­во­вой спра­вед­ли­во­сти, за низ­кие мораль­ные каче­ства уже ново­го поко­ле­ния нуво­ри­шей — за все это еще не рас­пла­тил­ся в про­шлом, но будет вся­че­ски вынуж­ден запла­тить и в буду­щем каж­дый граж­да­нин Казах­ста­на. И вынуж­дать его это сде­лать еже­днев­но будет огром­ная, враж­деб­ная, репрес­сив­ная и нена­сыт­ная госу­дар­ствен­ная маши­на. Согла­сен ли ты с этим?»
Сего­дня этот вопрос уже прак­ти­че­ски сфор­ми­ро­вал­ся, и ника­кая аста­нин­ская про­па­ган­да не в силах про­ти­во­сто­ять тому, что такая кар­ти­на выстро­ит­ся в голо­ве у каж­до­го казах­стан­ца уже реаль­но зав­тра. Про­сто пото­му, что еже­днев­но граж­дане стра­ны видят, как их гра­бят фис­каль­ные орга­ны, поли­ция, даже МЧС, как повы­ша­ют­ся нало­ги, как их осуж­да­ют заоч­ны­ми суда­ми, как люту­ют суды и судеб­ные испол­ни­те­ли, как аре­сто­вы­ва­ют их сче­та и выезд, как повы­ша­ют­ся и ста­но­вят­ся раз­но­об­раз­ны­ми штра­фы и мно­го­чис­лен­ные побо­ры. И в кон­це кон­цов, они уже поня­ли, что цель всех госу­дар­ствен­ных орга­нов толь­ко одна — вытря­сти с них послед­ние день­ги для себя и для каз­ны, кото­рая ими же зав­тра будет раз­во­ро­ва­на. И бес­по­лез­но к кому-либо обра­щать­ся и апел­ли­ро­вать — поса­дят, осу­дят, будут пре­сле­до­вать, вызы­вать к сле­до­ва­те­лям, искать хоть какую-нибудь вину, пре­вра­тят в изго­ев. И такая судь­ба неиз­беж­но кос­нет­ся каж­до­го, каж­дой семьи, каж­до­го кру­га дру­зей, каж­до­го кол­лек­ти­ва, рода, горо­да или села. Запла­тит каж­дый. И будет про­дол­жать пла­тить, и это и есть его судь­ба на дол­гое будущее.
Осо­знав сло­жив­шу­ю­ся ситу­а­цию, каж­дый граж­да­нин Казах­ста­на сам для себя при­дет к реше­нию, при­ни­ма­ет он такое усло­вие вла­сти или нет. Какая-то часть насе­ле­ния «про­го­ло­су­ет нога­ми», то есть эми­гри­ру­ет, но эта вол­на, хоть и, воз­мож­но, каче­ствен­на, вряд ли слиш­ком мас­со­ва. Осталь­ные оста­нут­ся наедине с соб­ствен­ным реше­ни­ем по сво­ей соб­ствен­ной судь­бе. А потом и с пони­ма­ни­ем, что в оди­ноч­ку не отсто­ять ни сво­е­го мне­ния, ни сво­их прав, ни тем более будущего.
Сле­ду­ю­щий этап тоже нетруд­но про­гно­зи­ро­вать. Это этап быст­рой и мас­штаб­ной само­ор­га­ни­за­ции. Но тут есть один новый нюанс по срав­не­нию с про­шлы­ми пери­о­да­ми. Попы­та­юсь его разъяснить.
Рань­ше в поли­ти­ке Казах­ста­на доми­ни­ро­ва­ла кон­цеп­ция «я пой­ду». Люди сами при­ни­ма­ли реше­ние, что они пой­дут в поли­ти­ку и будут про­ти­во­сто­ять систе­ме. При этом гигант­ская доля их дея­тель­но­сти состо­я­ла в том, что­бы не толь­ко дока­зать обще­ству свою право­ту и пра­во дей­ство­вать от име­ни это­го обще­ства. Глав­ной зада­чей было рас­крыть связь явле­ний в нашей дей­стви­тель­но­сти, что­бы дока­зать неспра­вед­ли­вость поли­ти­че­ско­го режима.
Сей­час этот этап почти пол­но­стью закон­чил­ся. Во мно­гом он сим­во­ли­зи­ру­ет­ся и тем, что мно­гие из эпо­хи «я пой­ду», заяви­ли: «Я боль­ше туда не пой­ду». То есть зани­мать­ся поли­ти­кой или нет — было в неко­то­ром роде их лич­ност­ным реше­ни­ем. И за него бес­смыс­лен­но упре­кать, как за при­ход, так и за уход. На этом эта­пе власть бла­го­по­луч­но уша­та­ла всех, кто когда-то ска­зал: «Я пой­ду». Но это совсем не зна­чит, что одер­жа­ла победу.
Теперь начал­ся этап «ты пой­дешь». Он отли­ча­ет­ся тем, что уже нико­му ниче­го не надо дока­зы­вать, поче­му эта власть неспра­вед­ли­вая и поче­му ее надо менять или в ней надо что-то прин­ци­пи­аль­но изменить.
Теперь настал этап деле­ги­ро­ва­ния поли­ти­че­ских пол­но­мо­чий, но не деле­ги­ро­ва­ния в виде най­ма — такие слу­чаи эпи­зо­ди­че­ски и рань­ше были. Сущ­ность это­го явле­ния — в появ­ле­нии кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти меж­ду тем, кто гово­рит: «Ты пой­дешь», и тем, кому это гово­рят. Но тре­бо­ва­ния состо­ят не про­сто в нор­мах без­опас­но­сти, а уже в соблю­де­нии бес­ком­про­мисс­ных усло­вий. Иллю­зий нет уже ни у кого.
Если бы в Казах­стане было сво­бод­ное поли­ти­че­ское про­стран­ство, то мы бы полу­чи­ли пуб­лич­ное пар­тий­ное дви­же­ние. И тогда мож­но было наде­ять­ся, что поли­ти­че­ские бата­лии цели­ком скон­цен­три­ру­ют­ся на циви­ли­зо­ван­ных фор­мах. Так что, ско­рее все­го, само­ор­га­ни­за­ция казах­стан­ско­го обще­ства прой­дет дале­ко не в пуб­лич­ном поле. А это озна­ча­ет так­же и то, что будет появ­лять­ся все боль­ше экс­тре­мист­ских и ради­каль­ных групп.
Не сто­ит думать, что полем само­ор­га­ни­за­ции ста­нет лишь какая-нибудь мар­ги­наль­ная сре­да воз­ле база­ров и мече­тей. Это пре­врат­ное пони­ма­ние сути вещей. Не толь­ко и не столь­ко там. Само­ор­га­ни­за­ция охва­тит даже Левый берег, груп­пы, кол­лек­ти­вы и даже ведомства.
Все это пото­му, что у само­ор­га­ни­за­ции будет мно­го уровней.
Пер­вый уро­вень — это «вели­кие мира сего». Пред­по­ло­жим, что в Казах­стане суще­ству­ют некие груп­пы «ага­шек», кото­рые за лихо­рад­кой карьер­но­го про­дви­же­ния и обо­га­ще­ния все-таки не утра­ти­ли чув­ства наци­о­наль­ных инте­ре­сов. Они соби­ра­ют­ся в некий узкий круг, дол­го дума­ют, выби­ра­ют достой­ных, при­гла­ша­ют их и гово­рят: «Ребя­та, надо что-то делать. Вот вам наши ресур­сы, вли­я­ние и обя­за­тель­ства бес­ком­про­мисс­но­го сле­до­ва­ния идее. Идея вкрат­це такая-то и такая-то».
Это реаль­но очень силь­ный уро­вень. Где-то он сви­де­тель­ству­ет о силе нации. По таким при­мер­но моде­лям начи­на­лись вели­кие поли­ти­че­ские кам­па­нии типа войн за неза­ви­си­мость в США, и мно­го еще тому примеров.
В этой вер­сии я лич­но сомне­ва­юсь. Во вся­ком слу­чае, пока. Поче­му — воз­дер­жусь от обид­ных слов.
Вто­рой уро­вень — кор­по­ра­тив­ный. Не самые высо­ко­по­став­лен­ные люди, но все же обла­да­ю­щие сред­ним ресур­сом, нахо­дят в себе силы, что­бы прий­ти к како­му-то мне­нию о том, что все-таки необ­хо­ди­мо выдви­нуть в обще­ство эффек­тив­ную и настыр­ную поли­ти­че­скую силу, на кото­рую они сде­ла­ют ставку.
Про­об­раз такой силы испо­ве­до­ва­ли в свое вре­мя созда­те­ли НПП «Ата­ме­кен» в тай­ной надеж­де, что биз­не­сме­ны кор­по­ра­тив­но не при­ем­лют того губи­тель­но­го биз­нес-кли­ма­та, кото­рый сло­жил­ся в стране. Одна­ко мето­ды сго­на еди­но­мыш­лен­ни­ков в один лагерь почти сра­зу све­ли эту идею на нет. Тем не менее биз­не­сме­ны — это имен­но та сре­да, кото­рая в состо­я­нии сфор­му­ли­ро­вать идеи доволь­но эффек­тив­но и праг­ма­ти­че­ски. Но тут есть одно «но». Биз­нес у нас весь око­ло­го­су­дар­ствен­ный и око­ло­ква­зи­го­су­дар­ствен­ный (это не я такие поня­тия при­ду­мал, не смей­тесь), так что сама про­слой­ка пред­при­ни­ма­те­лей в Казах­стане — это слиш­ком рас­плыв­ча­тая кате­го­рия, что­бы стать систем­но организованной.
Кор­по­ра­тив­ная кар­ти­на толь­ко выгля­дит пес­си­ми­стич­но, но очень в ско­ром вре­ме­ни кор­по­ра­тив­ное деле­ги­ро­ва­ние обя­за­тель­но состо­ит­ся. При­чем либо в реги­о­наль­ном, либо в отрас­ле­вом сре­зе. Это орга­ни­зо­ван­ная сре­да, при­вык­шая к орга­ни­за­ции и обла­да­ю­щая серьез­ным «низо­вым» орга­ни­за­ци­он­ным потен­ци­а­лом, пото­му что в их руках есть часть адми­ни­стра­тив­но­го ресур­са. Общее для всех состо­ит в том, что нор­маль­ных про­фес­си­о­на­лов про­сто задол­ба­ла управ­лен­че­ская неэф­фек­тив­ность госу­дар­ства. И надо­е­ло, что госу­дар­ство — это, как пра­ви­ло, некие слу­чай­ные люди, не про­шед­шие гор­ни­ла граж­дан­ско­го выбора.
Тре­тий уро­вень — назо­вем его мен­таль­ный. Это дру­же­ские и зем­ля­че­ские кру­ги, рели­ги­оз­ные и даже науч­ные това­ри­ще­ства, клу­бы по инте­ре­сам и даже фут­боль­ные болель­щи­ки. Сюда же мож­но отне­сти груп­пы, объ­еди­нив­ши­е­ся по оди­на­ко­во­му типу испы­тан­ной на себе соци­аль­ной несправедливости.
Тре­тий уро­вень мас­со­вый. По сво­ей сути это и есть найм широ­ки­ми народ­ны­ми мас­са­ми пар­тий для выра­же­ния сво­их инте­ре­сов. До пар­тий и пар­тий­ных взно­сов, конеч­но, еще дале­ко — это, в сущ­но­сти, конеч­ная точ­ка поли­ти­че­ско­го най­ма и деле­ги­ро­ва­ния. Но уже сей­час появят­ся груп­пы из «низов», кото­рые выста­вят лиде­ров и ска­жут им: «Бери что хочешь, но иди и добудь спра­вед­ли­вость. Муж­чи­на ты или нет?» Этот про­цесс про­ис­хо­дит пря­мо сей­час, за наши­ми окна­ми. Про­сто пото­му, что мас­сы людей хотят не про­сто полу­чить отве­ты о сво­ем буду­щем — они хотят уви­деть это буду­щее достой­ным. Что очень важ­но — по срав­не­нию с про­шлым изме­нит­ся глав­ное: «народ­ные» груп­пы будут созда­вать­ся не столь­ко по прин­ци­пу «испра­вить допу­щен­ную по отно­ше­нию к ним неспра­вед­ли­вость», сколь­ко по прин­ци­пу «добить­ся того, что­бы была иско­ре­не­на вся­кая воз­мож­ность повто­ре­ния такой несправедливости»!
Как ни стран­но, этот этап уже сти­хий­но идет. Вы пола­га­е­те, что все сти­хий­ные про­тестни­ки и тер­ро­ри­сты — это люди само­сто­я­тель­ных реше­ний? Нет. Уже нет. Это уже деле­ги­ро­ван­ные люди. Кто и как их успел деле­ги­ро­вать — пока вне кон­тро­ля госу­дар­ства и его спецслужб.
Спец­служ­бы рабо­та­ют с неки­ми усто­яв­ши­ми­ся фор­ма­ми — сала­фи­ты, ради­ка­лы, мечеть, вер­бов­щи­ки, оппо­зи­ция, фейс­бу­ков­ские бузо­те­ры. Но не надо забы­вать: бесе­дам на кухне и под­поль­ным рок-кон­цер­там про­иг­ра­ли даже такие гло­баль­ные тита­ны, как КГБ и СССР. А теперь еще есть и соци­аль­ные сети.
Не надо забы­вать и о том, что ряды поли­ции и спец­служб — это тоже дале­ко не одно­род­ная и без­дум­ная сре­да, гото­вая без огляд­ки выпол­нять все ука­зы, исхо­дя­щие свер­ху. В отли­чие от про­стых граж­дан они, в силу сво­ей дея­тель­но­сти, гораз­до яснее видят всю про­ти­во­ре­чи­вую кар­ти­ну, сло­жив­шу­ю­ся в нашем обще­стве, пото­му что через них про­хо­дит мас­са спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной инфор­ма­ции. И наив­но пола­гать, что они, так же как и все дру­гие люди, не зада­ют себе тот основ­ной граж­дан­ский вопрос казах­стан­ца, кото­рый я сфор­му­ли­ро­вал выше.
В общем, ины­ми сло­ва­ми, «ты пой­дешь» — это созда­ние ново­го уров­ня кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти, за кото­рым сто­ят и финан­сы, и иные орга­ни­за­ци­он­ные ресур­сы, и проч­ные убеж­де­ния. Это новый этап ква­ли­фи­ка­ции в фор­му­ли­ро­ва­нии поли­ти­че­ско­го зака­за, кото­рый под­ра­зу­ме­ва­ет ква­ли­фи­ка­цию не толь­ко поли­ти­че­ских фронтмэнов, но и поли­ти­че­ско­го заказчика.
Обя­за­тель­но добав­лю: не появят­ся оте­че­ствен­ные заказ­чи­ки, их место зай­мут зарубежные.
То, что я гово­рю, — это лишь фор­ма. Идео­ло­ги­че­ское напол­не­ние будет совер­шен­но раз­но­об­раз­ным и необя­за­тель­но ради­каль­но про­тестным. Может быть даже и наобо­рот — будут воз­ни­кать откры­то, как гово­ри­ли рань­ше, «контр­ре­во­лю­ци­он­ные» объ­еди­не­ния. Одна­ко общим трен­дом для них всех будет одно — жела­ние что-то кар­ди­наль­но поменять.
Образ дей­ствий так­же кар­ди­наль­но раз­ный — от откры­тых акций про­те­ста до непо­ви­но­ве­ния и сопро­тив­ле­ния гос­органам. Повто­рюсь, дале­ко не все выра­зи­те­ли про­те­ста будут бор­ца­ми за спра­вед­ли­вость в граж­дан­ском пони­ма­нии вопро­са. Впе­ре­ди будет дви­гать­ся кри­ми­наль­ная и рели­ги­оз­но-экс­тре­мист­ская сре­да, но она, как это сей­час ста­ло оче­вид­ным, не будет полу­чать широ­ко­го обще­ствен­но­го пори­ца­ния. Вре­мя само­ор­га­ни­за­ции — вре­мя джун­глей, а там враг мое­го вра­га — мой друг.
Дру­гой вопрос — а вдруг и сего­дня, несмот­ря на оче­вид­ность пред­по­сы­лок, казах­стан­ское обще­ство так и не созре­ло до эта­па кол­лек­тив­но­го поли­ти­че­ско­го деле­ги­ро­ва­ния и ответ­ствен­но­сти, что тогда? Тут все очень про­сто — пусть и позд­нее, но созре­ет. Про­сто когда оно это сде­ла­ет, будет мень­ше зем­ли, мень­ше ресур­сов, мень­ше неза­ви­си­мо­сти и боль­ше труд­но­стей. Зако­но­мер­но­сти зако­но­мер­но­стя­ми, но от выбо­ра людей тоже зави­сит многое.
Есть такое поня­тие — «стать лиде­ром поли­ти­че­ских про­цес­сов в стране». Оно долж­но быть посто­ян­ным в повест­ке дня любых амби­ци­оз­ных поли­ти­че­ских сил. Для того что­бы шагать впе­ре­ди поли­ти­че­ских явле­ний, необ­хо­ди­мо реа­ли­зо­вы­вать не реак­тив­ную поли­ти­ку, а про­ак­тив­ную, то есть не реа­ги­ро­вать на изме­не­ния, а фор­ми­ро­вать их.
Неиз­беж­ность опи­сан­ных мною про­цес­сов мож­но объ­яс­нить в первую оче­редь тем, что сего­дня поли­ти­че­ская систе­ма НАЗАРБАЕВА зна­чи­тель­но уте­ря­ла свою про­ак­тив­ность, спо­соб­ность рабо­тать на опе­ре­же­ние и фор­ми­ро­вать повест­ку дня, соот­вет­ствен­но созда­вая и воз­глав­ляя пози­тив­ные обще­ствен­ные настро­е­ния. Она объ­ек­тив­но пле­тет­ся за той повест­кой дня, кото­рую не сама фор­ми­ру­ет — от пожа­ров до поли­ти­че­ских судов. И это уже про­дол­жа­ет­ся доволь­но дав­но. Скла­ды­ва­ет­ся такое ощу­ще­ние, что цены на нефть подо­рва­ли и поли­ти­че­ский кре­а­тив Акор­ды. Ско­рость про­из­вод­ства иллю­зий и аван­тюр сего­дня ста­ла про­сто зашка­ли­вать, а вот реаль­ное поли­ти­че­ское лидер­ство прак­ти­че­ски пол­но­стью сошло на нет. Как извест­но, репрес­си­я­ми не добить­ся ни лидер­ства, ни люб­ви, ни дове­рия. Ско­рее, они пре­вра­ща­ют соци­аль­ную опо­ру режи­ма в огром­ный и лжи­вый, но крайне арти­стич­ный флешмоб.
Наде­юсь, мне уда­лось доста­точ­но подроб­но объ­яс­нить, поче­му вла­сти и обще­ство в Казах­стане раз­го­ва­ри­ва­ют на абсо­лют­но раз­ных язы­ках и пре­бы­ва­ют в совер­шен­но раз­ных цен­ност­ных систе­мах. Наде­юсь так­же, что, еще раз попы­тав­шись загля­нуть в про­шлое, мы полу­чи­ли воз­мож­ность немно­го загля­нуть и в буду­щее. Что­бы при­нять реше­ние, каким мы хотим его уви­деть для себя и для нации.

— Объ­яс­ни­ли очень подроб­но. Наде­ем­ся, власть и обще­ство сде­ла­ют полез­ные выво­ды из ваших рас­суж­де­ний. Спа­си­бо за содер­жа­тель­ное интервью!
Бесе­ду про­ве­ла Инга ИМАНБАЙ

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Новый чемпион по борьбе с коррупцией и финансирование NCA в рамках активизации кампании по борьбе с коррупцией

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает