Слуги Фемиды внезапно изменили свое отношение к усть-каменогорским журналистам Денису Данилевскому и Сергею Михееву, допустившим в своих статьях в газете Flash! резкие высказывания об исторической личности – Мустафе Шокае. Судья апелляционной инстанции Восточно-Казахстанского областного суда Каирбек Смагулов полностью отменил решение своего коллеги из Усть-Каменогорского городского суда Толенди Касимова и признал, что журналисты оскорбили автора ленты о Шокае.
Автор: Ольга НИКОЛАЕВА
Г‑н Смагулов постановил: назвав Шокая «фашистским прихвостнем» и «казахским Власовым», газетчики оскорбили честь и достоинство автора и создателя документальной киноленты о нем.
Судя по всему, решающую роль в принятии постановления сыграла… справка из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 1995 года, в которой говорится: «Нет оснований считать, что М. Шокай сотрудничал с немецкими фашистами, уголовное дело в отношении него не возбуждалось. Со стороны правоохранительных органов обвинение М. Шокаю не предъявлялось».
Теперь с газетчиков и издателя газеты Flash! ТОО «3‑ИКС» взыщут 100 тыс. тенге в солидарном порядке для возмещения морального вреда автору и режиссеру фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхану Бегманову, ответчики также оплатят 100 тыс. тенге, которые Бегманов потратил на двух адвокатов (в своем иске автор фильма требовал взыскать с трех ответчиков 5 млн тенге).
Все началось с презентации
Летом прошлого года в Усть-Каменогорске состоялась презентация фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхана Бегманова. После журналисты Денис Данилевский и Сергей Михеев резко высказались как об ее организаторах (акимате Усть-Каменогорска), так и о Мустафе Шокае в своих публикациях «Национал-демократы против Таможенного союза» и «Когда черное становится белым». Они назвали Шокая пособником гитлеровцев, несостоявшимся правителем-гаулейтером Казахстана и Средней Азии, который в годы войны из пленных красноармейцев создавал так называемый Туркестанский легион — подразделение Третьего рейха. Журналисты возмутились, почему в рамках госзаказа акимат Усть-Каменогорска предложил местным СМИ опубликовать материалы о презентации фильма, повествующего о «фашистском прихвостне».
Спустя несколько месяцев г‑н Бегманов обратился в газету Flash! с требованиями опровергнуть в досудебном порядке сведения о Шокае, которые, на его взгляд, не соответствуют действительности, порочат честь и достоинство не только героя, но и автора фильма «Дорогами Мустафы Шокая». Вместо публикаций опровержения, как рассказала «Республике» представитель истца Галина Хван, газетчики разместили досудебную претензию на одном из интернет-сайтов, под которой вскоре появились негативные отзывы в адрес Бегманова. Тогда режиссер обратился в городской суд Усть-Каменогорска, чтобы защитить честь и достоинство. Одновременно в адрес Данилевского, по его словам, стали поступать угрозы: если он не извинится за Шокая, то журналиста убьют вместе с его семьей. Журналист обратился в полицию.
17 мая судья Касимов вынес решение отказать Бегманову в иске, сочтя, что его репутация никак не пострадала, кроме того, он является ненадлежащим истцом — ведь он не родственник и не прямой наследник Мустафы Шокая. Но Бегманова такое развитие событий не остановило. Он подал апелляционную жалобу.
Не пострадал и процветает?
Касымхан Бегманов апеллировал к тому, что при сборе материалов о Шокае для своего фильма он вместе с журналистами, историками и писателями объездил несколько стран, в том числе и дальнего зарубежья, изучал в них исторические архивы. По словам режиссера, они нашли веские доказательства тому, что Мустафа Шокай боролся за независимость Казахстана, Средней Азии и Закавказья.
А если уж и ездил по фашистским концлагерям, то исключительно в целях спасения военнопленных от верной гибели. В доказательство тому Бегманов привел фрагмент письма Шокая своей супруге Марии. В нем выражает горькое сожаление, что ничем не может помочь «этим несчастным людям» — пленным из Советского Туркестана — и называет фашистов «зверями». Более того, Бегманов приводит цитаты из статей журналистов, которые, на взгляд режиссера, прямо указывают на него.
На суде ответчики заявляли, что в публикациях не подвергается критике непосредственно документальный фильм или его автор, его профессиональная деятельность как автора и режиссера. В статьях журналисты рассуждают о деятельности исторической личности.
- Мы представили данные, которые доказывают: репутация Бегманова от публикаций не пострадала. По информации отдела образования Усть-Каменогорска, для городских школ было закуплено 46 копий фильма «Дорогами Мустафы Шокая», — сообщил «Республике» представитель одного из ответчиков — издателя ТОО «3‑ИКС» Алексей Божков. — В апреле этого года Министерство культуры и образования выставило лот стоимостью больше 3 млн тенге на издание и распространение книги о Мустафе Шокае Бегманова. Похоже, он не только не пострадал, но и процветает! Помимо этого мы настаивали, что журналисты высказывали, пусть и в категоричной форме, свое мнение о Шокае.
Вмешались чиновники?
- На суде мы зачитали сообщение, что на днях в Женеве семь стран бывшего Советского Союза на 20‑й сессии ООН по правам человека письменно призвали мировое сообщество не искажать итоги Великой Отечественной войны, — добавил Денис Данилевский. — В числе подписантов — Казахстан.
Документ, по словам г‑на Данилевского, гласит, что некоторые политические силы пытаются предать забвению уроки войны, уравнять в правах жертв и палачей, освободителей и агрессоров, поставить под сомнение решение Нюрнбергского трибунала. Подписанты обеспокоены стремлением этих сил обелить нацистов и их приспешников и даже объявить их героями.
Но эти доводы журналистов судья Смагулов счел необоснованными. Правда, на суде он прочел только резолютивную часть постановления. Поэтому журналистам остается недоумевать, какие доводы он приведет в мотивировочной части своего постановления. Когда газетчики получат копию судебного документа, они собираются подать кассационную жалобу, хотя, по мнению Данилевского, для них это заранее проигрышный вариант.
У журналистов есть серьезные основания полагать, что в дело вмешался крупный чиновник региона. Именно по его указке судьи устраняют досадные противоречия между идеологией фильма «Дорогами Мустафы Шокая» и мнением журналистов местного издания.
Тем временем от полицейских Денису Данилевскому пришел ответ: мол, они не усматривают оснований для приведения угроз в исполнение.
- Это как понимать? Сначала надо меня грохнуть, чтобы полиция нашла основания для реальности угроз? — недоумевает Денис Данилевский.
Excerpt from:
Дали оценку герою – оскорбили автора