Редко заседания парламента ожидают с таким напряжением, как прошедшее в Афинах в среду, 29 июня. Редко о подобных мероприятиях увлеченно пишет вся европейская пресса. И редко простое голосование депутатов вызывает такую волну протестов, какая захлестнула в эти дни всю Грецию. Массовые выступления прошли во всех крупных городах страны, а в столице манифестанты буквально оккупировали площадь перед парламентом, так что работали депутаты под нескончаемый свист и грохот барабанов.
Ничего удивительного в этой буре эмоций нет. Греческий парламент голосовал в этот день за принятие правительственной программы экономии — гораздо более жесткой и тяжелой, нежели та, которая действовала до сих пор. Кабинет министров Гиоргоса Папандреу предложил депутатам к рассмотрению план действий, который должен позволить Греции сэкономить до 2015 года более 75 млрд евро. Частично за счет приватизации ряда крупных хозяйственных объектов, принадлежащих государству, частично — за счет сокращения зарплат, пенсий, стипендий, а также введения нового налога «на солидарность», который должен обойтись каждому греческому налогоплательщику в 300 евро в год, плюс планируется повышение уже существующих налогов. Так что неудивительно, что греки все как один поднялись против этой жесткой программы экономии.
«Велика Греция, а отступать некуда»
Однако есть ли иной вариант выхода из кризиса у правительства? Греция задыхается от нехватки денежных средств, ее кредитный рейтинг упал до самой низкой отметки, а это значит, что о кредитах на свободном рынке Греции придется забыть надолго. Единственная надежда, как и полгода назад, на «братскую руку помощи», протянутую
Но те заявили, что не желают просто дать деньги и посмотреть, что из этого получится. Им нужны гарантии того, что греки предпримут все необходимые усилия по спасению самих себя. Плюс — четкий план приватизации госимущества, принять который греческое правительство обещало еще полгода назад, когда речь шла о выделении первого «спасательного пакета», да вот
На этот раз «забыть о приватизации» уже не удастся. Европейцы поставили четкое условие: или греки принимают «пакет экономии», или никаких денег не будет. «Я хотел бы подчеркнуть, — заявил по этому поводу накануне голосования руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, — что никакого «плана Б» по спасению Греции не существует. Если греки не захотят принять собственные меры по обузданию кризиса — Европа не сможет им помочь».
Так что ситуация к моменту голосования сложилась поистине трагическая. С одной стороны, в случае, если бы парламент отклонил правительственную программу, Греция как государство вынуждена была бы объявить себя банкротом уже к середине июля. С другой — свое возмущение правительственной программой высказывала в эти дни практически вся Греция.
Однако, несмотря на протесты и критику, программа все же была принята. За реформы проголосовали 155 депутатов из 300, 138 отдали голоса против, пятеро воздержались, двое вообще не пришли в зал заседаний.
Наверное, теперь имя Гиоргоса Папандреу будут проклинать многие поколения греков. Потому что теперь Грецию ожидают очень трудные годы. За деньги Евросоюза и МВФ в размере 120 млрд евро греки вынуждены будут смириться с сокращением перечня социальных услуг государства, резким повышением налогов и приватизацией множества государственных объектов. Возврата к прежней размеренной жизни не будет. Греков ждет резкое снижение уровня жизни, отказ от многих привилегий — к примеру, от возможности выйти на пенсию по выслуге лет уже в 45 лет, от государственных пособий на новорожденных детей, от госдотаций на продукты питания и товары первой необходимости.
Впрочем, сам греческий премьер видит даже в таком тяжелом положении определенный «свет в конце тоннеля». Он считает, что тяжелая программа экономии дает грекам шанс на новое начало. «Европа выказала доверие к нам, но не к Греции вчерашней, расточительной и бездумной, а к новой Греции, умеющей не только работать, но и считать деньги», — заявил
По его мнению, грекам следует, прежде всего, научиться верить в самих себя: «Мы получили шанс изменить свою страну к лучшему, — подчеркнул Папандреу. — У нас было лишь два пути: путь тяжелейших реформ и путь к окончательной катастрофе. Мы выбрали правильный».
Нет денег — будем бить
Но сами греки, похоже, не спешат поверить в собственные силы. Непосредственно после объявления результатов парламентского голосования волна беспорядков покатилась по стране с новой силой, а профсоюзы объявили о начале очередной всеобщей забастовки — на этот раз не «предупредительной», а бессрочной.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в столице страны. На площади Синтагма, прилегающей к зданию парламента, сотни молодых людей с закутанными лицами вступили в бой с полицией. На этот раз полицейских не закидывали баночками с йогуртом — в ход пошли камни, палки, «коктейли Молотова» и даже газовые пистолеты. О парламентские колонны начали одна за другой разбиваться бутылки с зажигательной смесью. Как сообщает греческое телевидение, в результате поджога соседнего здания пожарным пришлось спасать из огня людей — семеро получили тяжелые ожоги.
Пострадал и депутат Александрос Атанассиадис. На него было совершено нападение, причем нападавшие действовали целенаправленно именно против этого депутата: его вина заключалась в том, что накануне голосования он заявлял, что выступает против принятия правительственной программы, а проголосовал «за». За это он получил камнем по голове — его вынуждены были госпитализировать.
Его
В других городах, к счастью, обошлось без насилия, но сотни тысяч демонстрантов вышли на улицы, по всей Греции появились бесчисленные пикеты и начались стихийные митинги. С четверга в стране объявлена всеобщая забастовка. Отменяются десятки авиарейсов, паромное сообщение с крупнейшими греческими островами Родос и Корфу, по сути, не действует. В Афинах не работает городской транспорт, полностью парализовано железнодорожное движение. В больницах работают только службы «скорой помощи». Бастуют сотрудники министерств и госпредприятий, закрыты многие банки. Пирейский порт оказался в блокаде — пикетчики «прикрыли» его с суши и с моря, выйдя на лодках на основные фарватеры, так что от причала не может отойти ни одно судно.
Все это происходит в самый разгар туристического сезона, который приносит греческой казне треть всех доходов! То есть совершенно очевидно, что к той жизни, к которой призвал население премьер Гиоргос Папандреу, греки не только не готовы — они ее просто не приемлют!
Read More:
Греция позволила Европе себя спасти