В последнее время в деятельности органов власти наблюдается нездоровый тренд. Слуги народа предпочитают заседать за закрытыми дверями и принимать решения по общественно значимым вопросам без свидетелей. Конституционное право граждан на доступ к информации и призывы президента к открытости госорганов демонстративно игнорируются.
Фильтрацией неугодных СМИ и избирательным отношением к ним павлодарских чиновников уже никого не удивишь. Уверовав в свою безнаказанность, они в последнее время пошли еще дальше — власть стала все чаще и чаще проводить свои собрания и посиделки вообще без прессы и без посторонних свидетелей. С глазу на глаз.
Корпоративные посиделки
В прошлую пятницу в Павлодаре проходила коллегия природоохранных ведомств с участием замакима области Нуржана Ашимбетова. Какое-то управление в бюрократической суматохе пригласило на него одну общественную организацию, а та в свою очередь направила активиста Юрия Павленко.
Выслушав неутешительные доклады, Павленко захотел обратиться к чиновникам с вопросами, но высокое начальство, увидев чужака, переполошилось и учинило допрос: как он очутился в здании акимата и что он делает на коллегии. Как пояснили активисту, обсуждение экологических проблем вообще-то изначально предполагалось без участия общественных организаций и СМИ. Когда правозащитник изъявил желание сообщить услышанное на коллегии журналистам, чиновники возмутились и подняли шум: мол, что угодно, только не это.
Выводы напрашиваются по этому поводу самые нехорошие. На коллегии чиновники обсуждали нечто такое, чего граждане знать не имеют права и что в корне отличается от тех победных отчетов о социально-экономических успехах, коими акимы потчуют местное население. Это сродни двойной бухгалтерии: для публики одна, для своих — другая.
А уже в этот понедельник журналисты случайно узнали, что ожидается совещание с участием акима области Ерлана Арына. Весь день пытались что-либо разузнать о нем в пресс-службе, но та единственное, что смогла сообщить, — мероприятие закрытое.
Наконец, во вторник, 30 июля, павлодарский городской маслихат провел внеочередную сессию с единственным вопросом в повестке — внесение изменение в персональный состав акиматовской комиссии по выделению малообеспеченным гражданам адресной социальной помощи.
Вы будете смеяться, но и это мероприятие оказалось закрытым. В аппарате маслихата журналистам сообщили, что согласно статье 11, пункт 6, закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» представительный орган вправе собираться за закрытыми дверьми.
Ну ладно акиматы прессу и общественность презирают — для чиновников главный носитель власти и законности не граждане, а вышестоящий начальник. Но депутатам-то что скрывать? Тем более с такой повесткой. Видимо, им было очень стыдно и неприятно за новых членов акиматовской комиссии по адресной помощи малообеспеченным гражданам, которых они утвердили своим решением?
Прячутся — значит что-то скрывают
Член политсовета ОСДП и бывший мажилисмен Серикбай Алибаев уверен, что привычка власть имущих работать без свидетелей, втихаря, есть следствие их моральной испорченности и юридической безответственности.
- В последнее время среди чиновников все чаще слышны разговоры о скором уходе Ерлана Арына в правительство. Они, кстати, начались сразу же после его назначения на должность, что уже говорит о том, что его воспринимают как фигуру временную. Так вот, чтобы получить заветное министерское кресло, Арыну необходимо иметь определенное реноме управленца, способного обеспечить стабильность и процветание вверенного региона, — поделился своим мнением Серикбай Алибаев. — Область должна не подкачать и выглядеть прилично. Поэтому вся негативная информация тщательно скрывается, а в случае когда она все-таки просачивается в СМИ, ее пытаются размыть потоками радужных и благостных репортажей, щедро оплаченных в рамках госзаказа.
Закрытые совещания и сессии, по мнению Алибаева, не просто нарушают Конституцию и закон «О СМИ», но и противоречат самой сути демократического правового государство, одним из главных признаков которого является публичность. В Казахстане же акиматы и маслихаты больше похожи на закрытые корпорации по типу масонских лож, чем на официальные государственные институты.
В этой связи социал-демократ проводит интересную параллель с другой постсоветской республикой — Грузией. Еще совсем недавно она была архикоррумпированой, а сегодня по уровню доверия населения к чиновникам и полицейским почти на европейском уровне. Наверное, потому что все гософисы у грузин теперь со стеклянными стенами и перегородками. Чтобы все видели, чем они занимаются.
- Такой опыт не помешал бы и нам. Я бы даже пошел дальше и установил в кабинете каждого чиновника веб-камеру, — заявил политик. — Чтобы через интернет граждане могли удостовериться, что тот не пасьянс на компьютере раскладывает, не дела свои личные решает, а выполняет свои обязанности.
Общество ждет ответов
На этой неделе, 2 августа, на очередной сессии маслихата ожидается отчет акима области об итогах социально-экономического развития региона за первое полугодие. На суд нуротановской аудитории скорее всего будет предложен агитпроповский продукт с тщательно подобранной статистикой и набившими оскомину канцеляризмами: «углублять», «расширять», «развивать» и т. п.
Ответов на волнующие их вопросы жители в нем не увидят. А хотелось бы. К примеру, павлодарцы желали бы узнать, почему в регионе в течение десяти лет растут объемы промышленных выбросов в атмосферу и по этому показателю он вышел на первое место в республике, в то время как в Карагандинской области за этот же период выбросы снизились почти вдвое?
Почему до сих пор не наказаны виновные в подтоплении пригородного села Мойылды в марте? Насколько мы все помним, Ерлан Мухтарович пообещал это публично.
Опять же хотелось бы знать, в связи с чем руководство области инициировало вопрос о переводе территории накопителя промышленных стоков Былкылдак в земли водного фонда и придании напичканному вредными веществами водоему статуса природного озера. Кому власти в данном случае играют на руку?
Ну и не мешало бы объяснить причины провала президентской программы «Занятость‑2020» в Павлодарском районе, и за какие заслуги его глава Толеген Бастенов переведен в советники акима области. Или он не ведал, что происходило во вверенном ему районе и выделенные для приобретения жилья участникам программы сотни миллионов тенге «расхищались» (по версии прокуроров) без его ведома?
Вот такие вопросы хотели бы задать павлодарцы акиму.
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 2 августа 2013 года
Читать оригинал статьи: