Мне редко нравятся заявления казахстанских чиновников о работе журналистов и госполитика в сфере СМИ. Потому что месседжи так или иначе имеют под собой лишь указание – как работать журналисту, о чем писать и что показывать. Но сегодняшнему выступлению госсекретаря РК Марата Тажина на встрече с информационным активом страны я благодарен.
Автор: Сергей РАСОВ
Чего стоит только одно его пожелание, чтобы «2013 год стал годом формирования новой политической моды с выходом в медийное пространство свежих лиц и идей, знакомства широкой публики с гражданскими активистами, волонтерами, правозащитниками, модными блогерами и т.д.». Его слова — да Богу в уши!
Нельзя, конечно, сказать, что г‑н Тажин предрек революцию в сфере казахстанских СМИ и предложил отказаться от пресловутого госзаказа, но тем не менее разнос всем, кто привык почивать на халявных бюджетных миллионах, устроил знатный.
«Государственные СМИ должны выполнять пропагандистскую функцию, это безусловная аксиома и требование, но подменять реальную работу вот этим поверхностным пропагандистским «ура-ура!» надо прекращать. Иначе никакого индекса доверия, никакой читабельности не будет. Давайте уже остановим этот процесс. Дошло до того, что у нас в рамках госзаказа на некоторых каналах выпускаются передачи с нулевыми рейтингами. Вы все их знаете, поскольку рейтинги находятся в открытом доступе. Когда мы видим на некоторых государственных телеканалах передачи с нулевыми рейтингами, я считаю, что это крайне расточительное отношение к деньгам налогоплательщиков, которые попросту выбрасываются в «топку», — сказал Марат Тажин.
Добавить тут нечего, но хотелось бы пожелать г‑ну Тажину не тормозить на допущении «давайте уж остановим этот процесс», а останавливать его окончательно и бесповоротно. Что касается агитации и пропаганды, допускаю — в одночасье от этого не уйти (если уж десятилетиями привыкли работать в ключе «жить стало лучше, жить стало веселей»), но успехи и удачи можно подать умно, а промахи объяснить честно, а не пытаться ежедневно делать хорошую мину при плохой игре.
Что же предлагает изменить в сфере СМИ Марат Тажин? По большому счету, те изменения, которые не просто созрели, а перезрели.
Например, перестать кормить государственные СМИ «по умолчанию», а «начать воспринимать государственные медиа как часть рыночной индустрии и руководствоваться соображениями экономической эффективности».
Тезис, конечно, спорный. Потому как в нашей среде так и не пришли к единому мнению — считать ли СМИ исключительно медийным бизнесом и «плясать» от успешности проекта как коммерческого издания. Ведь понятно, что тиражи бульварных газет, где смакуются подробности личной жизни поп-звезд, скандалы с их участием, на порядок выше, чем у делового издания, рассказывающего о котировках акций, биржах или политике. Но здравое зерно в тезисе госсекретаря, несомненно, есть.
Отмечу и верное замечание на той же встрече с информационным активом республики министра культуры и информации РК Мухтара Кул-Мухаммеда о том, что «в настоящее время в государственных газетах, выходящих большими тиражами, печатаются законы, постановления правительства и другие документы, которые не нужны большинству читателей». Вот с этим, кстати, справиться легче всего, достаточно ввести в популярных изданиях вкладку, где будут печататься официальные сообщения, которые действительно представляют интерес для большинства населения.
Хотя, по большому счету, и это уже анахронизм. Все постановления, приказы, распоряжения, законы и так далее можно оперативно размещать на сайтах исполнительных органов власти вместе с пояснительными записками. Или, как предложил профильный министр, публиковать нормативные акты на «сайтах государственных газет».
Я противник всяческих государственных изданий, но если вам без них — не жить, не быть, так оставьте две государственных газеты на русском и казахском языках. Исключительно для того, чтобы в Казахстане существовала «официальная точка зрения» по тем или иным вопросам, а также для всевозможных постановлений, законов, указов и распоряжений государственных органов. И когда гражданину в силу необходимости нужно будет посмотреть тот или иной нормативный документ, он будет знать, что на сайте «Казахстанской правды» есть интересующая его информация.
Другой вопрос — распоряжения на местном, районном или поселковом уровне. В этом случае органы власти должны иметь право печатать свои бюллетени и вывешивать их в местах массового посещения. Например, на остановках транспорта или около магазинов. Плюс можно сделать вкладку в районную газету, если таковая имеется. Затраты будут в сотни раз меньше, нежели сейчас.
Не забыл господин Тажин и об интернет-изданиях, блогах и социальных сетях и даже дал поручение развивать интернет-телевидение. Более чем злободневный наказ, потому как молодежь обычный телевизор почти не смотрит, а новости предпочитает узнавать из Сети. Но чтобы раскрутить информационный сайт или портал, нужен как минимум год и мозги, то есть люди, которые не повязаны старыми привычками официоза и готовые жестко полемизировать и отстаивать свою правоту. Другими словами, не передатчики информации, а журналисты со сложившимися убеждениями, имеющие личный взгляд и жизненный опыт, а иначе никак.
Также абсолютно верно замечание Марата Тажина, что казахстанские телеканалы рейтинги делают не на собственном контенте, а на показах популярных зарубежных сериалов и иных программ. «Хватит уже на 22‑м году независимости выглядеть провинциальными покупателями», — сказал в своем обращении Марат Тажин.
И с этим не поспоришь. Но как этого достичь? Если любая острая программа, может рассматриваться как посягательство на стабильность государственного устройства, если в любом издании есть персоны, выведенные за скобки, если ни в коем случае нельзя позволять критику в адрес семьи президента? Хотя бы потому, что закон «о лидере нации» никто и не отменял.
Посему, как ни крути, а без свободы слова здесь не обойтись, и лишь производством собственных сиквелов, ремейков и сериалов делу не поможешь и не вернешь зрителя, читателя или радиослушателя. И когда госсекретарь Тажин справедливо возмущается тем, что «сотни, тысячи материалов выпущены, но ни один из них не остался в сознании населения», а вслед за этим предлагает профильному министерству следить за качественным исполнением «информационного заказа», вот тут я могу сказать — это путь в никуда, это те же грабли, и опять — по голове.
Потому как заказ — он и есть заказ, главное в нем — отчитаться за его выполнение и представить документы к оплате. Кто из чиновников будет разбираться, дошел сюжет или статья до потребителя? Да никто, потому что это не нужно, главное — доложить вышестоящему начальству, что все запланированное исполнено, бюджет — освоен, а следовательно, миссия выполнена.
Это в частных изданиях ни один редактор не будет держать в штате человека, который клепает материалы — ни уму, ни сердцу, потому что посредственный журналист приносит убытки и портит имидж издания. И когда министр Кул-Мухаммед сетует, что «приходят СМИ, демпингуют, получают государственный заказ, а те средства массовой информации, которые имеют большую читательскую аудиторию, большой тираж, остаются за бортом», то я могу ему предложить гениальный выход — отмените госзаказ в сфере СМИ, и у вас исчезнет эта головная боль. Единственное, с чем соглашусь, — на данном этапе государство должно спонсировать детские, исторические, познавательные и патриотические проекты и, конечно же, программы по изучению казахского языка…
В завершение Марат Тажин поручил выработать взвешенную современную медиаполитику и поставил задачу ведущим государственным телеканалам — стать «безусловными лидерами в рейтингах». Возможно ли это? Отчасти — да, если телеканалы «Хабар» и «Казахстан» вдруг станут местными Би-би-си, но я в это не верю, наблюдая нынешнюю политику удушения СМИ и жесткой негласной цензуры.
Поэтому я сочувствую министру Кул-Мухаммеду, ибо поставленную задачу он не выполнит, даже если выпрыгнет из собственной шкурки…
Оригинал статьи: