Нравственные страдания главы города Аксу (Павлодарская область) Булата Бакауова не остались невозмещенными. В понедельник, 8 октября, гражданский суд города Павлодара удовлетворил его иск к Римме Нуржауповой о защите чести, достоинства и деловой репутации в полном объеме, обязав ее опубликовать опровержение и выплатить чиновнику 100 тысяч тенге.
Автор: Александр БАРАНОВ
Смелую и оригинальную версию о неизвестных злоумышленниках, якобы похитивших у женщины видеозапись с обвинениями в адрес политического госслужащего и разместивших ее в Интернете, судья не оценил. Видимо, чтобы курьезный случай не стал прецедентом.
Напомним, 26 июня на сайте YouT была выложена видеозапись, на которой Римма Нуржаупова, обращаясь к президенту Казахстана, обвинила аксуского градоначальника Булата Бакауова в рейдерстве. Дескать, будучи акимом Качирского района, вместе с тогдашними замакима области Толегеном Закарьяновым и заместителем прокурора области Нуркеном Жанахметовым он притеснял ее брата Каната Шайкенова, пытаясь отобрать принадлежащее тому Качирское хлебо-приемное предприятие.
Чиновник в ответ обратился в гражданский суд города Павлодара с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда. В ходе процесса нравственные страдания, унижения и прочий причиненный Булату Жумабековичу огульными высказываниями ответчицы моральный ущерб претерпел значительную девальвацию. Сумма иска дважды корректировалась, сократившись с 20 миллионов тенге (именно столько требовал представитель истца на первом судебном заседании) сначала до 300, а потом и до 100 тысяч тенге.
Римма Нуржаупова, несмотря на уменьшение материальных претензий, признавать иск отказалась, объявив, что автором видеоролика в Интернете она не является. Дескать, готовясь к прениям на процессе по делу своего брата в уголовном суде, она сделал репетиционную видеозапись своего выступления исключительно для личного пользования, которая каким-то непонятным образом вскоре пропала и обнаружилась на популярном сайте YouTube.
Начавшийся в августе процесс по иску Булата Бакауова с самого начала не оправдал ожиданий журналистов. Ответчица Римма Нуржаупова публично поддерживать обвинения, озвученные ею в видеоролике, не стала, от столкновения с его представителем в суде уклонилась и вообще на заседаниях появилась пару раз, передоверив представительство своих интересов сразу двум адвокатам. Весь судебный процесс прошел в позиционном противостоянии сторон, отчего он несколько затянулся. Почти месяц ушел на сбор всевозможных заключений, ознакомление с дополнительными материалами, которые по просьбе представителей истца и ответчицы приобщались к делу и т.д. и т.п.
Поскольку Нуржаупова отказалась признать авторство скандального видеоролика, по ходатайству стороны истца был приглашен представитель павлодарской областной дирекции телекоммуникаций АО «Казахтелеком». Дабы он помог установить электронный адрес и номер телефона, с которого видео было размещено в Интернете. Однако айтишник ничем помочь не смог — сайт YouTube не хранит подобной информации и потому проследить контакты автора видеоролика нет технической возможности.
Затем смотрели сам фильм с обращением Нуржауповой, и ее представители, указывая на видеоперебивки с иллюстрациями и «склейки», доказывали, что оскорбившая Булата Бакауова речь их доверителя есть результат монтажа. При этом их ничуть не смущало то, что весь оспариваемый текст, который истцом был заявлен как не соответствующий действительности и оскорбительный, звучал целиком без каких-либо технических корректур и вставок.
Наконец по просьбе опять же стороны ответчицы суд назначил проведение лингвистического исследования оспариваемых фраз и высказываний. Приглашенный из пединститута специалист-филолог пришел, прямо скажем, к весьма противоречивым выводам. По его мнению, текст выступления Риммы Нуржауповой, в котором она приписывает Булату Бакауову уголовно наказуемые деяния (попытка рейдерского захвата принадлежащего ее брату Канату Шайкенову имущественного комплекса Качирского ХПП, травля его с помощью незаконных проверок и грязной кампании в СМИ, и пр.), не содержит прямых оскорблений и унижающих истца прозвищ.
Более того, специалист позволила себе выйти за рамки исследования, предложив искать причины обид истца не в стилистических особенностях речи Риммы Нуржауповой, а в ответах на вопрос, было или нет на самом деле все то, о чем она говорила. Таким образом, она фактически привязала гражданский процесс к идущему параллельно процессу уголовному — по делу Каната Шайкенова. Прямых обвинений и утверждений ответчицы филолог в тексте не увидела и отметила лишь «намеки». Правда, признала, что намеки могли стать причиной нравственных страданий Булата Жумабековича.
Используя заключения обоих специалистов и ссылаясь на материалы идущего параллельно уголовного процесса по делу Каната Шайкенова, представители ответчицы вновь и вновь настаивали на непричастности своей клиентки к видео. Снимать снимала, но в Интернете не размещала.
- Истец Бакауов должен требовать опровержений у СМИ, которое разместило ролик, — утверждала представитель ответчицы Гульнара Мукатаева. — А если оно откажется, то обратиться в суд. Никаких оснований считать причастной Нуржаупову к размещению ролика в Интернете нет. Она просто репетировала и просто высказывала свое субъективное мнение. А это не основание для судебного иска. Каждый может думать что угодно. Мы живем в демократическом государстве.
Второй представитель ответчицы, Владимир Борман, из гражданского процесса перескочил в уголовный — по делу о Качирском ХПП, не столько рассказывая о якобы непричастности Нуржауповой к видео, сколько доказывая невиновность Каната Шайкенова. Местами адвокат проявлял столь богатое воображение и эмоциональность, что журналисты испугались за судью Елдоса Жумаксанова — как бы красноречие представителя ответчицы не завело его в логический и нравственный тупик при вынесении решения.
Но опасения оказались напрасными. Судя по времени пребывания судьи в совещательной комнате (это длилось не больше часа), никаких внутренних противоречий и сомнений у него не было. Все исковые требования Булата Бакауова он удовлетворил в полном объеме. Прозвучавший в видеосюжете текст был признан не соответствующим действительности, Нуржаупова обязана на этом же сайте разместить ролик с опровержением и выплатить истцу 100 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда.
Решение не вступило в законную силу, ответчица вправе его обжаловать, однако главное уже не это. Каким будет продолжение дела Бакауов vs Нуржаупова и будет ли оно вообще, станет ясно после завершения уголовного процесса по делу о Качирском ХПП. Развязка может произойти совсем скоро, поскольку суд над Шайкеновым вышел на финишную прямую.
P. S. Гражданский процесс по репутационному иску политического госслужащего оставил после себя один невыясненный вопрос — почему на оскорбление и клевету пожаловался только Булат Бакауов, а Нуркен Жанахметов, который также фигурирует в ролике и который недавно стал прокурором города Павлодара, до сих пор молчит?
Continue reading here:
Главу Аксу ста тысячами удовлетворят