Подробности читайте на respublika-kaz.info/news/business/15108/
За минувшие годы в Германии на различных АЭС несколько раз происходили пугающие инциденты — в основном «отличались» две старейшие немецкие станции, расположенные в Библисе и Брунсбюттеле, но и на новой станции в Крюммеле были отмечены опасные ситуации. Каждый раз, когда они случались, оппозиция (в основном «зеленые») поднимала шум в прессе, защитники природы устраивали демонстрации, но потом все затихало — основная масса бундесбюргеров не могла определиться, хочется ли ей отказа от ядерной энергетики, учитывая неуклонно ползущие вверх цены на нефть и газ. Но сегодня в Германии все изменилось.
У атома в Германии могло быть иное будущее
Борьба за отказ Германии развивать атомную энергетику с переменным успехом продолжается довольно давно. А решение о выходе Германии из атомной энергетики было принято еще в 1998 году правительством Герхарда Шредера, в которое, как известно, помимо социал-демократов входили еще и представители партии «зеленых» — главные инициаторы этого отказа.
Когда к власти пришла Ангела Меркель, ее первое правительство состояло из членов так называемой большой коалиции, то есть из консерваторов и вечных противников — социал-демократов. Чтобы создать эту коалицию, первой немецкой женщине-канцлеру пришлось торжественно подтвердить намерение закрыть в Германии все АЭС до 2020 года, хотя сама она этому решению всегда противилась.
Так что, когда на последовавших через четыре года очередных выборах ей удалось создать правящую коалицию уже с давними союзниками-либералами и без Социал-демократической партии, тут же начались разговоры о необходимости пересмотреть решение о выходе из атомной энергетики, повременить…
Меркель обвиняли даже, что ее устами говорит могущественное «атомное лобби» — представители крупнейших немецких энергетических концернов, которым отказ от атомных станций был бы, мягко говоря, не слишком приятен.
Так или иначе, но в прошлом году консервативно-либеральному правительству Ангелы Меркель удалось-таки «продавить» в парламенте решение о переносе сроков выхода страны из ядерной энергетики — вместо 2020 года до 2036-го.
Атом тихим не бывает
Все изменилось коренным образом в 2011 году, а именно после «японского Чернобыля» — ядерной катастрофы на атомной станции «Фукусима‑1». Вот уже третий месяц Германия не утихает. Одна демонстрация сменяет другую, на бамперах множества автомобилей появились наклейки с улыбающимся солнышком и надписью «Atomenergie? Nein, danke!» («Атомная энергия? Нет уж, спасибо!»), а партия «зеленых», яростно призывающая к закрытию всех немецких АЭС, стала пользоваться просто бешеной популярностью у избирателей. И даже впервые в истории страны победила на выборах в одной из наиболее консервативных федеральных земель — Баден-Вюртемберге.
Чтобы успокоить разбушевавшихся защитников природы, правительство Ангелы Меркель для начала ввело трехмесячный мораторий на работу всех 17 немецких АЭС ‑для детальной проверки их состояния. Одновременно руководство страны позаботилось о введении нового налога на энергоконцерны — они должны теперь платить в казну за покупку ядерного топлива. Энергетические боссы для вида поохали и пожаловались на горькую судьбинушку, но тут же перебросили тяжесть этих выплат на плечи потребителя, подняв цену на электроэнергию на пару центов за киловатт-час.
Это повышение цены на электричество — только начало. Ведь согласно решению немецкого правительства, принятому под давлением оппозиции, и прежде всего «зеленых», до 2021 года (самое позднее — до 2022-го) все немецкие атомные станции будут отключены от сети и поставлены на длительную консервацию. Точнее, семь «атомных старичков» вроде Библиса и новая, но «проблемная» станция в Крюммеле замолкнут прямо сейчас — их не станут запускать после проверки. Последними же должны быть отключены три новейшие АЭС, которым предстоит работать до 2021 года в качестве своеобразной «подушки безопасности».
Закрытие АЭС, пусть и постепенное, означает, что Германия в ближайшие годы будет вынуждена закупать значительную часть электричества за рубежом и, соответственно, потребителям придется больше платить за киловатт-часы.
Но немцы, напуганные аварией на японской АЭС «Фукусима‑1», похоже, вполне готовы раскошелиться на свою безопасность. Фирмы — производители электроэнергии наперебой сообщают, что в последние месяцы количество желающих пользоваться «чистым» электричеством неуклонно растет. А статистика говорит, что Германия всерьез взялась за экономию электроэнергии, потребление которой упало за последние месяцы на 6—7%.
В поисках альтернативы
Ангела Меркель пообещала до 2020 года сделать все возможное для развития в Германии экологически чистой энергетики. Ее словам, пожалуй, можно верить: много лет госпожа канцлер чуть ли не в одиночку продвигает не только в ФРГ, но и в Евросоюзе в целом программу развития альтернативных источников энергии — ветряных, солнечных и гидроэлектростанций.
Их доля в общегодовом потреблении электричества в Германии возросла только за последние семь лет с 14 до 21%, и если так пойдет дальше, страна и в самом деле сможет за десяток лет компенсировать закрытие АЭС развитием альтернативных электростанций.
Другое дело, что вырабатываемая ими энергия обходится дороже, но зато они не требуют никакого экологически грязного, невозобновляемого топлива вроде угля или урана. Если же вдруг грянет какой-нибудь новый кризис, то законсервированные АЭС можно будет опять быстро ввести в действие, пока ситуация не «устаканится».
Кстати, решение немецкого правительства закрыть АЭС привело к тому, что акции альтернативных энергетических фирм на бирже резко пошли вверх, а вот акции «традиционных» энергоконцернов, наоборот, сильно подешевели.
Ложка дегтя в бочке меда
Однако есть в этой идиллической природозащитной бочке меда и ложка дегтя. Партия «зеленых», более других ратующая за отказ от «грязной» атомной энергетики, неожиданно села в лужу. Оказывается, все эти годы многие «зеленые» предприниматели выделяли немалые суммы на финансирование атомных электростанций за пределами Евросоюза, в первую очередь — в Украине.
Немецкая пресса немедленно обвинила «зеленых» в двуличии. С одной стороны, в Германии они всем неустанно рассказывают об опасности атомной энергетики, а с другой — украинцам подкидывают деньжат, чтобы они и дальше вырабатывали «грязную» и опасную электроэнергию. Немецкие «зеленые» отбились от обвинений, объяснив, что деньги выделяют не на работу АЭС, а на окончательное закрытие Чернобыльской атомной станции, но все равно остались под подозрением у немецких газетчиков.
Второе «темное пятно» на красивом документе о выходе из атомной энергетики появилось оттого, что некоторые страны, граничащие с ФРГ, не собираются отказываться от планов по развитию ядерных АЭС.
Скажем, Франция. Президент Николя Саркози четко и недвусмысленно заявил, что в условиях мирового кризиса государство не готово отказаться от дешевой атомной энергии и намерено всемерно развивать ядерную отрасль. Как минимум пять французских атомных электростанций расположены в непосредственной близости от немецких границ, так что случись что, не дай бог, на одной из них — немцам мало не покажется.
То же самое можно сказать и о российских планах строительства новой АЭС в Калининградской области: уж с этой бывшей немецкой территории до границ современной Германии — рукой подать. Впрочем, российские руководители не устают подчеркивать, что страна обладает наиболее передовыми технологиями в этой отрасли и что российские АЭС абсолютно безопасны. Но многие эксперты, услышав это, с сомнением качают головами: мол, Чернобыльская АЭС тоже считалась абсолютно безопасной, а чем кончилось?
Впрочем, правительство ФРГ тоже вынуждено выслушивать немало критических замечаний в связи с решением выйти из атомной энергетики. Так, французские эксперты наперебой заявляют, что подобные планы могут подорвать немецкую экономику и что Франция себе такой роскоши, конечно же, позволить не может. Из других стран доносятся даже обвинения в «популизме» и «безответственных попытках расшатать европейский энергетический баланс», а поддержали немцев до сих пор лишь братья-австрийцы, которые тоже намерены отказаться от использования «мирного атома».
Кто в конце концов окажется прав в споре, покажет время, а пока ясно одно: Германия становится самой «зеленой» страной Европы, но это звание ей придется долго нести в одиночку.
Read the original:
Германия прощается с атомной энергетикой