Где они, казахстанские филантропы?
Наступил священный для мусульман всего мира месяц Рамазан. По канонам ислама, каждый верующий должен воздержаться от пищи и воды с рассвета и до заката солнца. Помимо оразы, верующий человек не должен проявлять агрессию, ненависть к окружающим, злобу, а совершать благие дела – помогать нуждающимся, инвалидам, детям по мере своих возможностей. Иными словами, месяц Рамазан – именно то время, когда человек должен не только благодарить всевышнего за то, что он дал ему здоровье, счастье, хорошую семью, красивый дом, процветание, но и глубоко задуматься над смыслом жизни, и конечно же осмотреться вокруг и совершать благие дела, помогать ближнему. А как у нас обстоят дела с благотворительностью? Почему мы редко видим, казахстанских миллиардеров, олигархов и миллионеров, которые совершают добрые дела, жертвуют свои деньги нуждающимся?
Сколько тратят на благотворительность западные богачи?
Приведу пример из «алчной», «капиталистической» до мозга костей и «гоняющейся» за наживой США и других западных стран. Тамошние миллиардеры и крупные богачи жертвуют большие суммы на благотворительные цели. Тот же Уоррен Баффет, один из богатейших людей мира, решил потратить 99 процентов своего состояния на благотворительность. Более того, он внес крупнейшее за всю историю благотворительного движения разовое пожертвование в размере 1,5 миллиарда долларов! Вот так кратко и емко охарактеризовал свою желание тратить средства на благотворительность господин Баффет: «Вас не должен беспокоить тот факт, что одна из пяти, две из пяти или даже четыре из пяти задумок не сработали так, как вы ожидали. Если сработает одна и вы измените жизнь миллионов, вы будете чувствовать себя очень хорошо».
Другими крупнейшими благотворителями мира являются Билл и Мелинда Гейтсы. Они создали специальный фонд для пожертвований, а сами уже успели вложить порядка 30 миллиардов долларов на благотворительные цели.
Марк Бениофф, чье состояние оценивается в 2 миллиарда долларов пожертвовал 100 миллионов из своих денег, чтобы построить суперсовременную детскую больницу в Калифорнии.
А что стоит пример основателя и владельца сети duty free Чана Финни, который уже потратил более 6 миллиарда из своего состояния в 7,5 миллиардов долларов. Оставшиеся деньги Финни намерен потратить через свой благотворительный фонд к 2020 году. Между тем, богатейший человек мира не любит афишировать свою склонность к благотворительности: он всегда держался в тени. Более того, он отказался от всех удовольствий жизни, присущий богачам: у него нет ни собственной машины, ни роскошных апартаментов. Путешествует он рейсовым самолетом, билеты покупает исключительно эконом класса. Все, что он заработал, Финни решил отдать на пожертвования.
В той же России богатые люди жертвуют куда больше денег на благотворительность чем в Казахстане. Например, Дмитрий Зимин, после того как продал свою долю в «Вымпелкоме» ежегодно жертвовал 10 миллионов долларов на развитие науки в России. Несмотря на то, что Зимин никогда не был замечен в финансировании политических проектов в соседней стране, Кремль решил уничтожить «Династию», фонд, который занимался исключительно финансированием науки. Российская власть признала «Династию» — иностранным агентом, согласно новому закону.
В Казахстане, несмотря на существенный рост числа долларовых миллионеров, с благотворительностью дела идут не совсем хорошо. Не видел ни одного крупного бизнесмена, который вызволился помочь жителям Карагандинской области, которые сильно пострадали от наводнения. Ни один олигарх не приехал на палаточный городок в Кызылагаше, после известной трагедии в этом поселке. И уж тем более, ни один миллионер и миллиардер Казахстана не стал помогать жертвам жанаозенской трагедии.
Кто мог бы стать филантропом в Казахстане
Не будем отрицать существование отдельных фондов, которые помогают нуждающимся и больным людям. В информационном поле достаточно активно работает фонд Аружан Саин. Но, конечно, она не бизнесмен и не олигарх, а простой журналист, неравнодушный человек, который занимается благотворительностью. Среди крупнейших бизнесменов частный фонд пожертвований имеет Булат Утемуратов. Возможно он и занимается помощью нуждающимся людям в определенной степени, но как таковой активности со стороны его фонда нет. Можно, конечно, полагать, что Утемуратов занимается благотворительностью в закрытом режиме, но в таком случае зачем ему понадобилось создавать публичный фонд? Значит, хочется, чтобы людя знали о «щедрости» богатейшего человека Казахстана по списку «Форбс». Но ведь признайте, никто еще не слышал, что Утемуратов решил отдать существенную часть своих средств на пожертвования? Может и помогает, но тратит всего лишь мизерную часть своего огромного состояния.
А где, кстати, другая богатейшая персона страны Тимур Кулибаев? Покупать яхты, дорогую недвижимость, автомобили и предметы роскошы этот сибарит и «баловень судьбы» конечно любит, но где же присущая благородному человеку сострадание к ближнему, желание помочь нуждающимся и неимущим слоям населения? В таких благородных делах «нефтяной принц» и один из богатейших людей страны замечен не был. Зато он замечен в бездонном финансировании элитных проституток типа Гога Ашкенази и известных певиц России Сати Казанову. Видимо, добродеятельность и человечность Тимура Аскаровича хватает только на таких дам легкого поведения, которые готовые продать честь кому угодно, главное побольше заплатили.
А где же хозяин крупнейшей бизнес империи – аким Астаны, а в последнее время еще и руководитель нацкомпании «Астана ЭКСПО ‑2017» Адильбек Жаксыбеков? Ведь владея банком «Цесна» и другими крупными объектами бизнеса, Жаксыбеков мог стать одним из главных покровителей неимущих страны.
К этому списку можно добавлять и добавлять известные всей стране фамилии. Благо, от дефицита богачей Казахстан не страдает. Естественно, благодаря огромному потоку нефтедолларов, гигантским размерам коррупции и их неуемной энергии обогащаться за счет государственных средств. Но вот делиться с народом как то не получается. Где они казахстанские баффеты, гейтсы и финни? Почему молчат Айгуль Нуриева (как говорят, формальная владелица бизнес-империи Карима Масимова) , Нурлан Смагулов, который строит свои «бесконечные» «меги» за счет госказны, неустанно просит финансовую помощь для собственной сети автосалонов, где Владимир Ким, «евразийская группа» во главе с Машкевичем (неужели он должен помогать только своей исторической родине – Израилю, а где же Казахстан, благодаря которому он стал владельцем миллиардного состояния?), Бахытбек Байсеитов, экс-владелец банка Центр кредит, Александо Клебанов и другие нувориши?
Тот же Нуржан Субханбердин, несмотря на то, что покинул «Казкоммерцбанк», все равно остается богатейшим человеком Казахстана. Хотя на постоянной основе, как пишут СМИ, проживает в Лондоне. Да, бог дал ему девятерых детей, пусть они будут живы и здоровы, но почему бы теперь не позаботится и о крайне нуждающихся людях? Ведь денег Субханбердина хватит, чтобы прокормить не только его семью, хотя и большую, но несколько тысяч семей! А вы слышали, чтобы он кому то помогал? Возможно, был одним из учредителей премии «Тарлан». Но ведь это сущий пустяк по сравнению с его состоянием.
Современные казахстанские «шығайбаи»
Есть теория, что культуры мира делятся на «культуру стыда» и «культуру вины». Казахстан, как и многие восточные страны, относятся к «культуре стыда». К этому типу относятся люди, которые больше думают о собственном внешнем образе, мнения окружающих, стремление продемонстрировать свою состоятельность дорогими предметами роскоши. Поэтому, казахстанские нувориши покупают сверхдорогие виллы зарубежом, яхты, самолеты, вертолеты, автомобили, приглашают западных и российских звезд на свои дни рождения, свадьбы и другие мероприятия, разбрасывают стодолларовые купюры словно детские фантики. У них нет чувства долга перед собственным народом, богом, государством, как это присуще представителю «культуры вины».
А что было, если величайшие люди человечества (лидеры нации, основатели религий, крупные революционеры), жившие в разные времена, поддались бы земным благам, роскоши, богатству и мирским утехам? Да, они стали бы процветающими, преуспевающими своего времени людьми, жили бы зажиточно. Но кто бы их вспомнил сейчас, спустя несколько тысялетий и столетий? Никто! Не буду приводить в пример великих фигур нашим богачам — «смертным». Но что думают о своем положении наши олигархи? Пусть проживут долгую жизнь, оставят своим детям миллионы и миллиарды, ну а что дальше? Мало ли было таких «Шық бермес Шығайбаев» (образ прижимистых богачей – казахов) в нашей истории? И кто их сейчас помнит? Кто бы запомнил семью Кунанбаевых, если бы не Абай, который не только философствовал, но и помогал беднякам? Кто вспомнит кулибаевых, джаксыбековых, утемуратовых через 50–100 лет? Кто помянет их имена добрым словом? Дети и внуки тех западных и российских звезд, проституток, от которых они не жалеют свои миллионы, отказывая в помощи своим нуждающимся соотечественникам?
Жизнь коротка и все люди смертны, к сожалению для сильных мира сего. Никакой профессор Назарбаев Университета, или даже Гарварда с Принстоном никогда не придумает «эликсир молодости», чтобы богачи могли жить вечно. И никакие миллиарды не спасут людей от могилы. Я глубоко сомневаюсь, что наша элита, наши власть имущие и олигархи верят в загробную жизнь, в час расплаты, в реинкарнацию души и в бога. Но народная память, поверьте, вещь реальная, осязаемая, ее никогда не уничтожишь. И кем они останутся в этой памяти? Жлобами, ворами и коррупционерами или благородными людьми, которые помогали бедным, делились с неимущими, жертвовали свои деньги на помощь нуждающимся, больным. Выбор за ними. Но такое ощущение, что они это уже сделали. К сожалению. Для них.