Весна повлияла или смена правительства подействовала, но депутаты мажилиса последнее время поражают своей активностью. Вот и вчера они не только за 5 минут одобрили во втором чтении целый Уголовный кодекс, но и приняли в работу сразу несколько законопроектов – в том числе поправки в антитеррористическое и бюджетное законодательство.
Кроме того, мажилисмены проводили своего бывшего спикера Нурлана Нигматулина на новое место работы в администрацию президента и успели озвучить разнообразные запросы. О них расскажем немного подробнее.
Чтобы не было новых «Биохимов»
Первый блок запросов можно назвать экономическим. «Народный коммунист» Айкын Конуров поинтересовался у нового-старогопремьер-министра Карима Масимова судьбой проблемных проектов, которые Банк развития Казахстана в 2013 году передал в АО «Инвестиционный фонд Казахстана». В списке, в частности, печально известные ТОО «Казхимволокно», АО «Компания Biohim», ТОО «Silicium Kazakhstan», АО «Астана Контракт», АО «КазРуно».
Общая сумма проблемных кредитов по переданным проектам составила 212 млрд тенге, напомнил Конуров.
- Их перемещение не решает сам вопрос «плохих» кредитов. Кроме того, не устранена причина их возникновения, связанная с неработающей, по сути, системой экспертизы и оценки рисков, — считает он. — По всем этим проектам БРК в свое время проводилась экспертиза, они признавались окупаемыми и прибыльными, давались заключения о возможности инвестирования государственных и привлеченных под государственные гарантии средств.
При этом бюджетные средства на поддержку экономики продолжают выделяться через БРК и другие квазигосударственные структуры в составе НУХ «Байтерек», сокрушался депутат и просил объяснить, кто несет ответственность за выдачу 212 млрд тенге проблемных кредитов и что сделано для решения этой проблемы.
Где наш миллиард?
Азат Перуашев, глава партии «Ак жол», напомнил о миллиарде тенге, обещанном бизнесу главой государства после девальвации.
- Сегодня прошло уже 40 дней со дня данного поручения главы государства. Весь этот период бизнес-сообщество с нетерпением ожидает поступления объявленных средств, принятия правил и требований, по которым они должны пойти в экономику, — сказал он. — Национальная палата предпринимателей провела ряд совещаний, на которых выработала свои предложения. Однако в реальности ни увеличения объемов банковского кредитования, ни каких-то других вливаний в экономику за этот срок так и не произошло.
В общем, Нацпалата уже придумала, как потратить миллиард, а денег все нет. В связи с этим фракция «Ак жол» спрашивает премьер-министра, когда же будут поступления средств, как их будут распределять и как — контролировать?
- Со своей стороны ДПК «Ак жол» считает необходимым введение парламентского контроля за реализацией этих мер и готова направить для участия в нем своих представителей, — предложил свою помощь Перуашев.
Огромное небо — одно на троих
На международный уровень вышел депутат Асхат Бекенов со своим запросом об урегулировании отношений между странами Таможенного союза в области авиации. Россия, напомнил депутат, долгое время сопротивляется предложению Евросоюза о введении режима «Открытое небо» между Россией и ЕС, так как либерализация воздушного сообщения с Европой негативно скажется на российских авиакомпаниях.
В то же время для Казахстана и Беларуси в рамках Евразийского экономического союза Российская Федерация не намерена отказываться от идеи формирования «открытого евразийского неба». Для Казахстана же такой подход невыгоден так же, как для России в случае с Европой. А именно — из-за несравнимо меньших масштабов.
- Воздушный флот крупнейшего казахстанского авиаперевозчика «Эйр Астаны» составляет 28 воздушных судов, второго по величине авиаперевозчика «Скат» — 20 воздушных судов, в то время как воздушный флот двух крупнейших российских авиакомпаний составляет соответственно 137 ВС («Аэрофлот») и 101 ВС («Трансаэро»), — привел он данные.
Плюс еще россияне получают госсубсидии. Например, «Аэрофлот» пользуется субсидиями от правительства РФ в виде роялти за пролет иностранных перевозчиков по транссибирским маршрутам (более $400 млн в год). Получается, единое небо с Россией негативно отразится на развитии казахстанской гражданской авиации.
Кроме того, из стран — участниц Таможенного союза самая высокая стоимость авиабилетов у казахстанских авиаперевозчиков, и в случае прихода на казахстанский рынок, скажем, «Аэрофлота» у «Эйр Астаны» просто не будет шансов выжить, считает депутат.
- Сделав ставку на низкие тарифы российской авиакомпании, Казахстан рискует пойти по стопам Армении. Последняя не так давно открыла свое небо для «Аэрофлота», а позже сообщила о банкротстве своего национального авиаперевозчика под натиском низких цен российской авиакомпании. И, как только это случилось, «Аэрофлот» поднял цены на армянские перевозки на 40%, — напугал коллег депутат и попросил правительство выработать согласованную позицию по «единому евразийскому небу».
А смотреть — «Гульдер»!
Социально-культурный блок запросов на этот раз был представлен Майрой Айсиной и Муратом Ахмадиевым. Первая озаботилась детским отдыхом в летнее время. Основная часть школьников предоставлена сама себе, признает депутат.
- Многие детские лагеря, приватизированные в свое время, в настоящий момент используются не по назначению, действующие — содержатся по остаточному принципу, да и их доступность для большинства детей из малообеспеченных, многодетных семей маловероятна в силу высокой стоимости путевки, — напомнила Майра Айсина.
В связи с этими мажилисвумен предложила не только всерьез заняться организацией отдыха и оздоровления детей, но и возродить их привлечение к труду в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах старшеклассников, ученических производственных бригадах, школьных лесничествах.
Больше всего депутатов — 20 человек — подписались под запросом Мурата Ахмадиева о театрах страны. Ликвидация Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой привела к потере работы 200 бывших членов творческого коллектива. Мажилисмен предложить на базе закрытого оперного открыть театр музыкальной комедии.
Но и работающим театрам несладко. Артистам Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, открывшего 80‑й сезон, платят гораздо меньше, чем певцам и танцовщикам «Астана-Опера». Все дело в названии: ГАТОБ — государственный, а «Астана-Опера» — национальный театр. Надо бы дать оперному статус национального, считает депутат.
Напомнил Ахмадиев и о печальной судьбе Республиканского немецкого драматического театра. В связи с судебными тяжбами со строительной организацией с 2007 года после приостановления ремонтных работ единственный немецкий театр в республике не имеет собственного здания.
- Предлагаем до завершения капитального ремонта или строительства нового здания временно предоставить театру помещение в городе Алматы для творческой деятельности коллектива, — заявил Ахмадиев.
Заодно депутат попросил восстановить госфинансирование для легендарного ансамбля «Гульдер», который «не имеет возможности самостоятельно обеспечивать заработной платой руководящий состав, артистов, технико-вспомогательных работников и выплачивать гонорары за концертные программы».
И вообще, по мнению депутата, следует восстановить работу концертного объединения «Казахконцерт» как координатора деятельности всех эстрадных коллективов от имени государства.
…В завершение этого краткого обзора заметим, что, похоже, благими намерениями мажилисменов дорога назад в 70‑е вымощена. Но это так, к слову.