Прошло уже больше месяца после отставки правительства Карима Масимова, но попытки подвести итоги его деятельности по-прежнему остаются актуальными. Оценить результаты работы прежнего кабинета министров и новые перестановки в исполнительной власти мы попросили главу Ассоциации пенсионных фондов Айдара Алибаева.
Автор: Айдар АЛИБАЕВ
«Откровенно слабая фигура»
- Айдар Байдаулетович, как Вы оцениваете последние изменения и назначения в кабинете министров, и в первую очередь замену премьера Карима Масимова на Серика Ахметова?
- Перестановок в правительстве как таковых не было, и это удручает, потому что никто из его членов себя ни в чем не проявил. Остается только надеться, что новый премьер-министр изменит эту картину и сделает для страны больше своего предшественника, который был откровенно слабой фигурой.
- Значит, Вы невысокого мнения о действиях Карима Масимова на посту премьера?
- Премьерство Масимова было самым долгим в истории Казахстана. И у него была хорошая возможность отличиться на этом посту, но его правительство запомнилось как самое безынициативное.
Хроническим явлением при Масимове стало ежегодное недоосвоение бюджетных средств. Счетный комитет твердил это как мантру на заседаниях парламента и называл суммы в десятки миллиардов тенге. На первый взгляд, это не страшно, но во всем цивилизованном мире это воспринимается как некомпетентность и отсутствие исполнительской дисциплины. Это справедливо не только в отношении министерств и акиматов, но и в отношении самого Масимова как премьера.
Кроме того, его правительство отличилось созданием огромного количества госпрограмм и государственных стратегий.
- И как Вы оцениваете эффективность их реализации?
- Как можно говорить об эффективности, когда даже строительство инфраструктурных объектов в рамках этих госпрограмм в лучшем случае не начиналось, а в худшем забрасывалось на полпути. Причем гневные выпады Масимова с экранов телевизоров в адрес чиновников стали постоянными, но никто всерьез не воспринимал, более того, это выглядело смешно.
Но даже то освоение бюджетных денег, которое худо-бедно происходило в процессе реализации госпрограмм, сопровождалось очень слабым администрированием: завышением ценовых показателей проектов, нарушением отчетности, нецелевым использованием средств, отсутствием актов об исполнении и жесткого контроля, нечестными тендерами, а главное — ответственности за результат. Госзакупки стали бизнесом. За доступ к госзакупкам идут настоящие чиновничьи войны..
Администраторы госпрограмм видели отсутствие жесткости у Масимова как хозяйственника и его пустые угрозы, поэтому разбазаривание государственных средств при нем расцвело махровым цветом. Ни одна программа или стратегия при прежнем премьере не была реализована, зато правительство сотрясали коррупционные скандалы, и мы помним громкие аресты министров, вице-министров. А сколько сейчас наших чиновников бегает за рубежом! Там же второй кабинет министров можно сформировать.
Неоднократно мажилисмены и сенаторы критиковали правительство, а сам Масимов за последние два года не раз бывал на грани отставки.
- Можете ли назвать достижения прежнего кабмина в финансовом секторе?
- Его работа в правительстве запомнилась дефолтом «БТА Банка». Остальные банки в результате погони за прибылью получили много проблемных активов и до сих пор не могут от них избавиться. Да и вообще, банки отдалились от экономики: они живут сами по себе, промышленность и МСБ — сами по себе.
Кабмин Масимова не решил к тому же проблему использования пенсионных активов, а сама пенсионная система упала в зону отрицательной доходности и не может выбраться оттуда уже лет пять. А ведь он для финансовой системы не чужой человек — управлял «АТФБанком» в свое время.
Запомнилась также попытка передачи в аренду земли китайцам, которая происходила в период премьерства Масимова и которая вызвала сильный отрицательный резонанс в обществе. Серьезных, значимых для экономики страны инициатив самого Масимова как премьера что-то не припоминаю.
Я думаю, мы могли бы более полно и конкретно судить о деятельности премьера Масимова, если бы он выступил и отчитался, допустим, перед парламентом и рассказал о результатах пребывания на посту. Что сделано, а что — нет, и почему. А так получается — шесть лет рулил, а потом просто ушел, и все. В маленьких ТООшках просто так, без отчета, не уходят.
«В «СамКе» давно пора навести порядок»
- Группы обманутых дольщиков не раз требовали освободить Масимова от занимаемой должности, но никакой реакции не последовало.
- Их проблемы не решены по сей день. А развалившийся сектор ЖКХ, замершее строительство, постоянно дорожающие образование и здравоохранение при низком качестве их услуг, запущенное сельское хозяйство, развал МСБ, рост теневой экономики и уход в нее даже тех бизнесменов, кто хоть как-то выживал? Вот итоги деятельности правительства Масимова.
- И чем обернется его переход в администрацию президента?
- Под его руководством администрация президента должна будет принимать решения, которые обязаны исполнять люди с большим политическим и административным весом. А учитывая его премьерские «заслуги», возникает большой вопрос, сможет ли он влиять на этих людей.
Кроме того, Кариму Масимову на новом посту придется бороться с авторитетом его предшественника. Аслан Мусин был жестким управленцем, и психологически это срабатывает против нового главы администрации президента, что еще больше усложнит задачу по выстраиванию жесткой вертикали власти и обузданию политических тяжеловесов.
«Одна большая ошибка»
- А как Вы оцениваете деятельность Кайрата Келимбетова в качестве вице-премьера и главы ФНБ «Самрук-Казына», учитывая его участие в «спасении» БТА, находящегося сегодня в патовой ситуации?
- Безусловно, он навсегда останется в истории Казахстана как финансист, результат деятельности которого нанес непоправимый ущерб финансовой системе страны. И если бы Келимбетова не убрали из БТА, ущерб его имиджу был бы еще больше.
Кроме того, он тоже участвовал в разработке многочисленных госпрограмм, о которых уже много говорилось, — это и «30 корпоративных лидеров Казахстана», и создание СЭЗ, и СПК. Учитывая все это, ничего полезного и эффективного от его возвращения в правительство я не жду.
- Как можете прокомментировать сообщение информагентства Bloomberg о том, что в «БТА Банке» был некий аудит, выявивший серьезные ошибки в госуправлении?
- Сам по себе переход БТА в госуправление — одна большая ошибка, и, соответственно, в его управлении были ошибки.
- А идею главы «Народного банка» фондировать банки из средств Нацфонда поддерживаете?
- Я согласен с тем, что средства Нацфонда должны работать на страну, а не вкладываться в малодоходные американские ценные бумаги. Но я против того, чтобы их оператором выступали коммерческие банки. Этим должны заниматься либо подразделения Нацбанка, либо другие, но государственные организации.
Не прогноз, но…
- Назначение Серика Ахметова премьер-министром может дать новый импульс развитию экономики или все останется как было?
- В отношении него рано что-то говорить. Но заявления Ахметова кажутся довольно интересными и обнадеживающими. Я говорю об инициативе ввести ответственность для администраторов госпрограмм, которые недоосваивают бюджет, и о необходимости проверить обоснованность госзакупок в «Самрук-Казыне»: ведь это просто нонсенс, когда государственному фонду удалось пролоббировать через сенат отмену необходимости отчитываться перед ним за освоение государственных же денег! Поэтому я считаю инициативу Ахметова в отношении «Самрук-Казыны» очень верной, там давно надо навести порядок. Кроме того, в «Самруке» очень много балластных, неэффективных компаний, которые ничем кроме проедания государственных средств не занимаются. Требуется тщательный аудит этих компаний на предмет их необходимости.
Интервью подготовила Ксения БОНДАЛ
Источник: Газета «Голос Республики» №43 (265) от 16 ноября 2012 года
See more here:
ГАЗЕТА — После премьерства Масимова в экономике и потопа не надо