Покупка страхового полиса еще не означает обязательного получения страховых выплат в случае форс-мажора – это, пожалуй, известно всем, кто хоть раз имел дело со страховщиками. Но мало кто предполагает, что такое, казалось бы, ординарное решение может обернуться для клиента криминальной историей.
Автор: Ксения БОНДАЛ
Между тем именно к такому случаю относится история взаимоотношений Евгения Чевелева с одним банком и сразу двумя страховыми компаниями. Похищением, издевательствами и судебными процессами обернулась для него и его семьи покупка страховых полисов. В надежде найти хоть какой-то выход из ситуации он обратился в редакцию «Республики».
В договоре «лимоны», по факту — мизер
- Евгений, с какой историей Вы к нам пришли?
- Начну по порядку. В первой половине 2007 года я построил собственный дом. Как известно, дело это накладное, и во время стройки у меня появились долги. Чтобы рассчитаться, решил взять кредит, благо в те годы это не было проблемой — их выдавали чуть ли не на каждой остановке.
В июне 2007 года я обратился в «Альянс Банк», который выдал мне кредит на 12 миллионов тенге под залог земельного участка и построенного на нем дома. Но обязательным условием при этом стало страхование в дочерней компании банка «Альянс Полис». Сумма страховки составила 50 тысяч тенге. В договоре оговорено, что при наступлении страхового случая выплаты компании по страховке должны составить 12,2 миллиона тенге.
Так вот, в конце августа этого же года в доме случился сильный пожар, и уцелела частично только одна комната. Именно тогда выяснилось, что за месяц до того, как я застраховался в «Альянс Полисе», моя мама тоже застраховала дом, но только в «БТА Страховании».
- То есть получилось, что дом был застрахован дважды?
- Да. В «БТА Страховании» мама заплатила 101 тысячу тенге, а выплата по договору при наступлении страхового случая должна была составить 26 миллионов тенге. Когда дом сгорел, я обратился в «Альянс Полис», но приняли меня там без особой радости. Начальник отдела безопасности страховой компании сразу мне заявил: «Я семь лет в органах проработал, у меня знакомых и связей больше, чем у тебя, поэтому по-хорошему забери свои 50 тысяч тенге за страховку и иди подобру-поздорову». Я, конечно, отказался.
- Как повели себя в «БТА Страховании»?
- Их представитель пришел спустя две или три недели вместе с оценщиком из компании «Моторное бюро», чтобы оценить стоимость ущерба от пожара. Но пришел и сотрудник «Альянс Полиса» и тоже с оценщиком, только из компании «Мадидан».
- В какую сумму оценили нанесенный дому ущерб?
- Компания «Моторное бюро», которую подключило «БТА Страхование», назвала сумму чуть более 2,5 миллиона тенге. А «Мадидан» от «Альянс Полиса» оценила примерно в 6 миллионов тенге. Но сразу после этого «Альянс Полис» расторг с ними договор о сотрудничестве. В результате обе страховые компании объединили свои усилия по выплате страховки, при этом за основу решили взять не 6 миллионов тенге, а чуть более 2,5 миллиона. Но с учетом вычета франшизы оба страховщика решили выплатить мне общую сумму 1,7 миллиона тенге на ремонт дома. То есть вместо оговоренной в договоре суммы страховых выплат мне по решению суда начислили мизер. Но даже его я не получил!
Двойные стандарты Фемиды
- Вы не согласились с решением страховщиков?
- Конечно. Я обратился в Казахстанский научно-исследовательский институт сейсмостойкого строительства и архитектуры (КазНИИССА), чтобы они оценили состояние дома после пожара. В их заключении четко говорится, что в результате температурного воздействия пострадала кирпичная кладка, причем так сильно, что ремонту не подлежит — дом нужно строить заново.
- И что дальше? Подали в суд?
- Да, разумеется. Прошел, что называется, все инстанции, начиная от районного суда и вплоть до Верховного. Судиться начал еще в 2008 году, а судебные разбирательства продолжались вплоть до 2011-го. На заключение КазНИИССА ни в одном суде не обратили внимания, но зато заключение частного «Моторного бюро», которое говорило в пользу страховых компаний, всеми судьями принималось в расчет.
Скажу больше. Я не исключаю того, что уже бывшая судья Верховного суда Ташенова, кстати, недавно осужденная по коррупционному делу, также причастна к судебному беспределу в отношении меня, так как она входила в команду судей ВС, которая рассматривала мое дело.
Но есть еще одна «фишка». В сентябре 2007 года «Моторное бюро» сделало оценку состояния дома после пожара. Как раз его и использовали страховые компании в судебных слушаниях. Но когда в компанию обратился я и попросил выдать мне это заключение для обжалования в суде, они мне отказали. Причем сослались на то, что у них нет лицензии (!) давать заключения касательно вопросов восстановления объектов после пожара.
Но и это не все. В августе 2011 года в суд на меня подал «Альянс Банк» и потребовал взыскать долг по кредиту с учетом набежавшей пени по нему.
- Получается, вопрос с банком после пожара не был урегулирован?
- Все два года, пока я судился со страховыми компаниями, банк молчал. Но однажды мне позвонили оттуда и спросили: почему не платите по кредиту? Я объяснил, что дом сгорел, у меня суд за судом и, как только мне выплатят страховку, я снова начну рассчитываться. В банке вроде бы поняли. Но потом появилось исковое заявление в Турксибском районном суде Алматы, где в итоге было вынесено решение о взыскании с меня 20 миллионов тенге. При этом те самые 1,7 миллиона тенге выплат от страховых компаний пошли в пользу погашения моей задолженности перед «Альянс Банком».
От угроз к криминалу
- То есть денег от страховщиков Вы так и не получили?
- Да. И более того: когда я стал ходить по судам, произошла очень неприятная ситуация. К нам с мамой приехали трое мужчин, они не представились, не сказали, откуда и чьи интересы они представляют, но стали угрожать. Говорили, что нам не стоит писать никаких заявлений в суд и писем, а надо успокоиться.
Но ведь судебные приставы-то постоянно звонят и говорят, чтобы мы готовились к выселению. Поэтому я все же написал обращения в аппарат президента и правительства с просьбой помочь. Ответ пришел, но в нем было сказано, что мое дело было отправлено в прокуратуру города Алматы, где мне заявили, что решение этого вопроса находится в компетенции Генеральной прокуратуры. Какой-то замкнутый круг получился.
Зато спустя несколько дней после того, как пришел ответ на мое обращение, по дороге из аэропорта домой меня просто «выключили» — и я очнулся уже связанным в горах. Меня избивали, тушили об меня сигареты и обещали привезти туда жену с ребенком. Причем это были те самые молодчики, которые вначале нам только угрожали. Когда я в очередной раз после потери сознания пришел в себя, они сказали: мы тебя предупреждали, чтобы ты угомонился.
- Но это же самый настоящий криминал. Как Вам удалось освободиться?
- Ночью мне удалось сбежать. И первое, что я сделал — вывез семью на съемную квартиру, на время прервал с ними всякие контакты, чтобы обезопасить, а сам жил у приятелей. Но те же трое моих «знакомых» нашли меня опять. Они сказали, что убивать меня не станут, и даже извинились за мой «горный отдых».
Потом стали уговаривать меня, чтобы я успокоился и ничего не требовал по страховке, что они, мол, сами решат эту проблему. Но им ничего делать не пришлось, потому что суды всех инстанций вынесли решение, выгодное для «БТА Страхования» и «Альянс Полиса».
- Как думаете, кто послал этих людей? И как их зовут?
- Я не знаю, кто подослал этих людей, но предполагаю, что своими письмами в правительство и на имя президента, как выразились мои похитители, я «солю большим людям». Имен их я не знаю, при мне они их не называли.
- Обращались ли Вы по факту вашего похищения и избиения в полицию?
- Нет. На тот момент я был очень напуган и думал только о безопасности своей семьи. Поэтому первым делом я и вывез родных на съемную квартиру…
- И как сейчас складывается ситуация?
- На сегодняшний день я обязан выплатить «Альянс Банку» оставшийся долг — почти 20 миллионов тенге, поскольку страховая выплата в размере 1,7 миллиона пошла на погашение не основного долга, а только набежавшей пени. В противном случае отнимут дом моей мамы, который, как и сгоревший дом, расположен на том же земельном участке, находящемся в залоге у банка.
Недавно мы подали исковое заявление в Бостандыкский суд о признании недействительным заключения оценочной компании «Моторное бюро», так как, по признанию самой компании, официальное заключение касательно демонтажа оценочного здания и возможности восстановления после пожара она не выдает. В ответ получили обыкновенную отписку за подписью судьи Черныш Т. Но мы не намерены опускать руки.
От редакции: вот такая «интересная» история. Мы, кончено, не судьи, поэтому не можем решать, кто прав, а кто виноват. Но, как нам кажется, после знакомства со злоключениями нашего собеседника желающих вступать в договорные отношения с казахстанскими страховщиками существенно убавится. Кто-то скажет: подумаешь, частный случай. Тем не менее раз такая криминальная история уже имела место, нет гарантии, что она не повторится в будущем — в другой компании и с другим клиентом. Может, вместо того чтобы жаловаться на недоверие потребителей, о чем часто говорят в последнее время страховщики, стоит задуматься о том, как это доверие завоевывать? В том числе давая оценку таким вот частным случаям. Впрочем, мы готовы выслушать версию страховых компаний. Более того, мы направили их руководству запросы по поводу этой истории. Пока ответа не получили, но ждем‑с… И, конечно, продолжим следить за развитием ситуации.
Источник: Газета “Голос Республики” №22 (244) от 15 июня 2012 года
View article:
ГАЗЕТА — «Об меня тушили сигареты и угрожали жене с ребенком»