Казахстанские аулы на грани исчезновения. Такое отнюдь не сенсационное заявление сделали недавно участники всеказахстанской автомобильной экспедиции. Четыре человека за 40 дней объехали все 14 областей Казахстана, поговорили с сотнями аульчан и пришли к выводу: аулы надо возрождать.
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
Хотя мысль о возрождении тоже не нова. Три года подряд — 2003‑й, 2004‑й и 2005‑й — объявлялись Годом аула в Казахстане. На программу возрождения аулов были выделены сотни миллиардов тенге. Но аул, так сказать, и ныне там.
Почему даже вливание огромных бюджетных средств не улучшило жизнь сельчан? Какой выход из ситуации видят участники автоэкспедиции? Об этом мы расспросили нашего коллегу — журналиста газеты «Жас қазақ үні» Геройхана Кистаубаева, который был в числе тех, кто ездил по аулам.
«На роды и жузы делится «верхушка»
- Геройхан Тажиханович, все и так знают, что в аулах жизнь плохая. Зачем же была организована эта экспедиция?
-Я сам выходец из аула, я несколько раз в год бываю в своем ауле. Но, оказывается, я недостаточно знаю о той жизни. Чтобы почувствовать аул, надо там побывать, поговорить со множеством разных людей по душам и только тогда поймешь, как тяжело там жить. Сидя в Алматы, Астане или в областных центрах, нельзя говорить, что знаешь аул.
- По какому принципу Вы выбирали аулы, в которые заезжали?
-Системы никакой не было. Ехали по республиканским трассам, и если по дороге встречали аулы, то обязательно туда заезжали, разговаривали с людьми. Попадалось нам множество брошенных аулов. Почему их оставили жители? После развала Советского Союза населенные пункты отрезали от электричества, потом там исчезли школы, не стало питьевой воды, людям стало негде работать. И аульчанам пришлось оставлять свои дома и уезжать туда, где есть цивилизация.
- Что поразило во время поездки? Давайте начнем с хорошего…
-У казахов всего Казахстана культура и менталитет почти одинаковые. Встречают хорошо и провожают доброжелательно. У людей нет разделения на южан и северян.
- Как нет? Нам же постоянно говорят, что властные структуры формируются по жузовому, родовому признаку.
-Делиться на жузы, роды активно стали после получения независимости, и делает это только «верхушка». У простых людей этого разделения нет.
- Зачем «верхушке» это надо?
-Им же выгодно разделять людей «на кучи» ‑Старший жуз, Младший жуз, городской казах, сельский казах. Они же боятся только тогда, когда народ сплоченный, для них это смерти подобно. И поэтому с первого дня они работают над тем, чтобы народ не объединился. То есть такое вот четкое разделение насаждается «сверху», чтобы они, власти предержащие, вечно находились в комфортных условиях.
Русский язык — это к войне?
- А разделение на русских и казахов есть?
-В Алматы есть разделение на русских, казахов, уйгуров, узбеков. В других местах такого нет. Допустим, на юге все другие национальности знают казахский язык. На западе — то же самое. На севере и востоке тоже один «государственный» язык — это русский язык. Поэтому у них там нет проблем на языковой почве.
- Но ведь национал-патриоты утверждают, что главная проблема Казахстана в том, что казахский распространен не на всей территории страны. А Вы говорите — нет проблем…
-Проблем нет в плане взаимопонимания: народ живет дружно, друг друга все уважают. А национал-патриоты, к которым я тоже отношусь, ставят своей целью объединить народ посредством казахского языка. Язык объединяет, и с этим не поспоришь. Поэтому рано или поздно мы должны перейти к одному языку. И если мы перейдем к русскому языку, то какая здесь будет стабильность? Здесь будет война.
- Почему вдруг?
-А где мы еще будем развивать свой язык, культуру, традиции? Поэтому тут только один выход: должен быть один госязык. Если мы хотим жить в стабильном государстве, если хотим, чтобы наши потомки жили на единой территории, у нас должен быть один государственный язык. И это — казахский язык.
- По-вашему, единственный дестабилизирующий фактор — это то, что мы все не говорим на казахском языке?
-Нет, не только это. Понимаете, языковой вопрос создает сейчас сильное напряжение, поэтому мы настаиваем на том, чтобы быстрее решить этот вопрос. Только тогда у нас будет в полном смысле стабильное государство.
А мне вот жаль, что казахи в аулах на юге и западе страны теряют русский язык. Не потому, что я русская, а потому, что двуязычие — это плюс для самого человека.
-Да, в западных, южных регионах, где мало русских, казахи не говорят на русском. Я считаю, что это плохо. У нас с Россией протяженность границы — 11 тысяч километров. У нас с Россией тесная связь. Поэтому русский надо изучать даже больше, лучше, чем английский. Чтобы получать информацию, чтобы заниматься бизнесом с соседним государством.
Пусть Назарбаев покажет рабочие места!
- Давайте вернемся к Вашей поездке. Какие проблемы у жителей аулов?
-В аулах неразвита инфраструктура. Там нет асфальта не то что между домами, даже на трассах республиканского значения: дороги — как после бомбежки. Там нет питьевой воды — люди берут воду из колодцев или покупают привозную. Но в основном они берут воду из речек. И мы пили такую воду. Там нет производства. И аульчане не занимаются скотоводством, вот что жалко. Мы же испокон веков скотоводы.
- Почему же скотоводством и земледелием не занимаются?
-А это сейчас дорогое удовольствие. Своих денег для первых вложений у них нет.
О микрокредитах, кредитах под низкие проценты они слышали, но пользуются этим блатные, те, у кого есть связь с акиматами, с теми, кто распоряжается дешевыми деньгами. Да и эти дешевые деньги можно получить только через откаты.
- Люди работать, в принципе, готовы?
-Конечно. Это только наши чиновники считают, что народ лентяйничает, не хочет работать. Но пусть те же чиновники покажут хоть одного человека, которому предоставили работу, а он отказался от нее.
- Но Назарбаев сказал, что мы мало работаем, надо создавать общество всеобщего труда…
-А где работать?! Где рабочие места? Пусть покажет нам. Ложь это все.
«Казахи сами хотят решать свою судьбу»
- Как Вас в аулах встречали? Вы говорили, зачем приехали?
-Сначала не верят, что кто-то интересуется ими, они же чувствуют себя брошенными. Когда мы объясняли, что мы журналисты, патриоты, только тогда разговор завязывался.
- Люди жалуются на жизнь или их все устраивает?
-Таких, кого все устраивает, мы не видели. Они все без исключения недовольны. Они же видят, что показывают по телевизору, — мол, цветет Казахстан, и видят, как они живут сами. Люди понимают, что это большой обман.
- И тем не менее голосуют за Назарбаева…
-Нет, аульчане в основной массе не голосуют за него. Это делают врачи, учителя, другие бюджетники.
- Вы верите, что изменения в Казахстане могут пойти «снизу» — с аулов?
-Понимаете, даже если у нас, не дай бог, будет еще три, четыре, пять «жанаозеней», народ все равно не будет подниматься, потому что к народу подход должен быть другой. Они знают, что никто ничего за них делать не будет. Но у нас никто — ни власть, ни оппозиция — не может найти пути к сердцу народа. Народ ждет изменений мирным путем.
- Им нужна питьевая вода, дороги, работа. Они не думают о политических изменениях, так?
-Нет, там сейчас люди тоже образованные. Они солидарны с нами — нужно создать национальное государство, мы, казахи, сами должны определить свое будущее, должны быть авангардной нацией в своем государстве.
- У нас политику государства и так определяют казахи.
-Нет.
- Как нет? Назарбаев, Мусин, Шукеев — казахи же.
-Я с вами не согласен. Кучка чиновников не есть казахи. Пусть по национальности они казахи, но они же преследуют только личные интересы: их заботят богатство, положение в обществе, они не отстаивают национальные интересы. Оппозиция тоже не отражает национальных интересов казахов, так как предлагает построить демократическое государство западного типа. Но нам этого не нужно, потому что, допустим, мы против однополых браков.
- Однополые браки не есть суть демократии западного образца…
-Но если мы построим такое государство, то в стране начнется моральное разложение. Поэтому мы должны построить парламентскую республику вместо президентско-парламентской и законодательно запретить вещи, которые противоречат нашему менталитету. Например, однополые браки, трансляцию порнофильмов по телевидению. Люди хотят такое государство.
- На что еще жаловались те, с кем Вы встречались?
-Например, инвалиды жаловались: для того чтобы получить пособие по инвалидности, надо дать взятку. И пособие на детей чтобы получить, надо дать взятку. Понимаете, даже в таких вопросах — откаты.
- Что они говорят про медобслуживание?
-Жалуются. В аулах нет амбулаторий. Хорошо, если в ауле есть человек с медицинским образованием, он всем и помогает — лечение назначит, укол сделает, систему поставит.
- А что со школьным образованием?
-Для некоторых детей даже оно недоступно: зимой практически невозможно добраться до школы, если она в другом населенном пункте. Более того, аульчане видят: даже если ребенок получит высшее образование, у него все равно нет перспектив. Ходит такой специалист по аулу с дипломом и без работы.
- На какие доходы живут люди?
-В основном в ауле люди живут на пенсии, а если в семье есть инвалид — то на его пособие. Около 70% семей так живут. Иногда в голове не укладывалось: на что живут, как с голоду не умирают?
- Где похуже аулы, где получше?
-В Мангистауской области, по моим наблюдениям, совсем тяжело людям живется. Житель одного аула, возле которого проложен нефтепровод, нам вот что сказал: «Каждую неделю под нами проходит миллиард долларов, каждый день — двести миллионов долларов, а у нас не то что газа, даже воды нет».
- Аульчане разделяют Ваши опасения, что аулы могут исчезнуть?
-Да они не думают об этом, им не до того. В ауле как: вот они сегодня заработали на хлеб — хорошо, о завтрашнем дне завтра будут думать. И это политика государства такая: пока человек думает только о том, как бы добыть пропитание, чиновники могут воровать. Голодный народ — это радость коррупционерам и гарантия того, что можно безнаказанно воровать.
- Ну и традиционный вопрос — что делать?
-К власти должен прийти честный человек, патриот. Он по-настоящему должен заниматься возрождением аулов, а не так, как это было в годы аула: деньги выделили, а их разворовали, они не дошли до жителей сельской местности.
Источник: Газета “Голос Республики” №33 (255) от 7 сентября 2012 года
Originally posted here:
ГАЗЕТА — Назарбаев, Мусин, Шукеев – не есть казахи?!