Карагандинец Константин Клыков смог выиграть дело у налогового управления Астаны о незаконном удержании подоходного налога с регрессных выплат. Суть в том, что инвалиды первой группы, к которым относится Константин, освобождены от обязательных платежей, но фискалы залезли в его карман и удержали полмиллиона тенге.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
По приказу 101
Житель Караганды Константин Клыков в далеком 1986‑м получил на шахте травму позвоночника, после чего стал инвалидом. Тогда Константину было всего 27 лет. С тех пор карагандинец передвигается на инвалидной коляске. 13 лет Кировское шахтоустроительное управление исправно выплачивало утратившему трудоспособность шахтеру положенные регрессные выплаты. В те годы на ежемесячное пособие можно было два раза смотаться в Москву просто пообедать, при этом оставались средства на безбедное существование до следующей «получки».
Немало получили регрессники от государства даже тогда, когда предприятие обанкротилось. Сумма получилась заоблачной, потому как ежемесячные платежи, положенные до 70 лет, выдали за раз. Но налоговое управление в противовес всем законам удержало из выплат индивидуальный подоходный налог — миллион семьсот тысяч тенге.
- Я в Министерство труда и социальной защиты обращался не раз, но меня убеждали, что все обоснованно и законно, — рассказал Константин Леонидович. — Тогда возник вопрос по льготам, потому что согласно 144‑й статье Налогового кодекса того времени инвалиды первой группы не облагались налогом, если сумма не превышала 480 МРП, а министерство удержало в полном объеме со всей суммы. Правда, потом нам вернули 1 миллион 200 тысяч тенге. За государством осталось 548 тысяч тенге. Длительное время я думал, что эти удержания законны, поэтому оставил эту тему. А в прошлом году узнал, что с нас вообще никаких налогов не должны были брать, потому что суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, не облагаются налогом. Тогда я позвонил в налоговое управление Алматинского района Астаны с предложением мирно решить эту проблему. Они отказались. Пришлось пойти по судам.
За защиту Константина не брался ни один адвокат. Истцу приходилось самому на инвалидной коляске участвовать на многих процессах, пока к беспрецедентному делу не подключился знакомый юрист, чисто по-человечески сопереживающий инвалиду. Два суда — районный и апелляционный города Астаны — отказали в иске карагандинцу. Служители Фемиды почему-то больше доверяли фискалам, несшим временами такое, что становилось страшно за правовую систему Казахстана.
- В налоговом управлении есть приказ 101, это выяснилось в ходе процесса, он попахивает военным временем, 227‑м приказом «Ни шагу назад», — сказал Константин. — Как пояснил Нурлан Зейкенов, представитель налогового управления, этот приказ не позволяет им признавать свои ошибки ни при каких обстоятельствах. Госорган воюет с собственным народом!
Твой поезд ушел — гуляй, Вася?
Представитель налогового управления настаивал на том, чтобы к делу применили срок исковой давности, мол, с 2003 года много воды утекло. Однако эта статья Гражданского кодекса применяется только в том случае, если человек знал о своих нарушенных правах и тянул с подачей иска. Карагандинец же узнал о нарушении только в прошлом году, поэтому в ходатайстве ответчиков по применению срока исковой давности было отказано.
- Какой может быть срок исковой давности, если фактически совершено мошенничество? — возмущался попыткам ответчиков Константин Клыков. — Меня убеждали в законности удержанного налога. Прошло пять лет, и меня «простили»? Так же не бывает! В порядочных странах сами проверяющие органы должны были обнаружить ошибку. Я же инвалид, освобожденный от всех налогов, всю жизнь ничего не платил, а потом раз — и такие суммы удержаны. Тогда они не забили тревогу, а хлопали в ладоши: «Бюджет наполняем!» Вместо того чтобы вернуть людям деньги, они хотели их просто «замылить». Это незаконное действие разве может подпадать под закон?
26 июля прошлого года кассационная инстанция столичного суда постановила вернуть инвалиду незаконно удержанные средства и неустойку за пользование его деньгами с 2003 года. Хотя, что удивительно, прокурор был против — представитель надзорного органа просил оставить иск без рассмотрения. Но суд посчитал иначе. Только в части исковых требований по взысканию с налоговиков расходов на адвоката, поездок в Астану и морального ущерба было отказано.
Итого сумма к возврату — более 800 тысяч тенге. Хотя, как утверждает Константин, неустойка должна быть не 300 тысяч тенге, как было заявлено в иске, а более 1 миллиона тенге. Просто первоначальные подсчеты оказались неверными, поскольку в налоговом законодательстве мужчина не разбирается. Взыскать эту сумму карагандинец надеется уже без суда, главное — предоставить фискалам обоснованные расчеты.
Решение есть — выполнения нет
Между тем налоговое управление Астаны не исполняет решения суда уже восемь месяцев. Ответчики сначала пытались в надзорном порядке обжаловать постановление — не получилось. Обращались даже в Верховный суд, однако переспорить Клыкова не удалось. Тогда фискалы подали иск с требованием изменить способ и порядок исполнения постановления. Проще говоря, пытались свалить возврат суммы на Министерство труда и социальной защиты, якобы удержанная сумма была перечислена на счет этого ведомства. Суд оставил иск без удовлетворения.
Но фискалы не остановились. Их рвению защитить себя от незапланированных расходов можно только позавидовать. Хотя если копнуть глубже, то нежелание выплачивать незаконно удержанный налог и пеню вполне понятно. Ведь дело карагандинца Клыкова своего рода прецедент. Жаль только, что в нашей стране не действует принцип прецедентного права.
Бывшие братья по цеху Константина все равно звонят товарищу и интересуются, как он отстаивал свои права. Только с Кировского шахтоустроительного управления на инвалидность были отправлены 73 горняка. В Карагандинской области — шахтерском регионе — таких несколько тысяч. Сложно представить, сколько миллионов или миллиардов потеряет бюджет, если каждый регрессник обратится с подобным иском в суд. Поэтому фискалы и предпринимают всевозможные попытки увильнуть от ответственности.
В январе этого года налоговое управление Алматинского района Астаны снова обратилось в суд — уже в кассационную инстанцию, вынесшую решение в пользу карагандинца. Налоговики вновь просили взыскивать сумму не с них, а с Министерства труда и соцзащиты, хотя деньги удерживало не это ведомство. Суд вернул заявление истцам, считая, что прошение подано поздно, поскольку процесс по исполнительному производству уже запущен. Машина завертелась, и теперь нерадивым фискалам придется выплачивать карагандинцу в инвалидном кресле все, чего когда-то его лишили.
- Судебный исполнитель за восемь месяцев ничего не предпринял, — сказал Константин Клыков. — Я обратился в прокуратуру на предмет возбуждения уголовного дела за препятствие и уклонение от исполнения решения суда. Я знаю, что деньги получу, просто они (фискалы) упираются. Мало того что совершили мошенничество — введение в заблуждение, пользование чужими деньгами, теперь же разбазаривают бюджет — народные деньги, потому что чем дольше тянется это дело, тем больше за каждый день набегает пеня. Сейчас еще куча людей обратится за возвратом налога. Представьте, какие суммы придется выплатить из бюджета.
Похоже, что именно это и заботит фискалов, судя по их жалким попыткам уклониться от ответственности. Но поскольку все аргументы в суде исчерпаны, то блюстителям казны все же придется изыскивать средства.
Источник: Газета “Голос Республики” №12 (234) от 30 марта 2012 года