С тех пор как на российском портале «Республика» стали появляться письма от человека, называющего себя «Аманом Шабдарбаевым», в которых он регулярно сообщает подробности о готовящихся атаках спецслужб на независимую прессу, выяснить, кто он, пытаются все кому не лень.
Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
В первую очередь, конечно, силовые органы, чья обеспокоенность утечкой информации понятна – видно, что автор писем-предупреждений очень хорошо информирован. Это явно не уборщица баба Маша, а человек в погонах. Но при этом болеющий душой за правое дело.
Впрочем, правое ли оно? Есть такие, кто считает «Амана Шабдарбаева» по меньшей мере предателем — мол, секретные данные оппозиции сливает. Другие называют его героем, потому что он «осознал и подал пример, что не следует исполнять приступный приказ». На форуме — партнере портала «Республика» на днях развернулась по этому поводу целая дискуссия. Мы решили не оставаться в стороне и пригласили поучаствовать в ней политиков и представителей гражданского общества.
Герой или предатель?
Итак, 2 мая на портале «Республика» появилось очередное письмо от «Амана Шабдарбаева», в котором он предупредил журналистов и оппозиционных политиков о готовящихся против них спецслужбами очередных провокациях: мол, будут вбрасывать состряпанный из голосов, записанных во время допросов, аудиокомпромат.
Посетители форума — партнера портала откликнулись на публикацию, и, как обычно, народ попытался выяснить друг у друга, кто такой этот «Шабдарбаев» — предатель или герой и как относиться к его откровениям — верить или не верить. Часть самых интересных высказываний комментаторов есть смысл привести на страницах газеты.
«Что за неуловимый «Аман Шабдарбаев»? У меня два ответа, или это все стряпает сама редакция или этот «Аман» сам является не ниже председателя КНБ или его зама».
«Иногда действительно складывается мнение, что это какой-то своего рода Козьма Прутков, но с другой стороны зачастую информация подтверждается. Вполне возможно, что в КНБ еще есть люди, готовые служить не Назарбаеву, а государству в лице его народа».
«Тоже хочется верить в то, что там осталось еще немного профессионалов, которые понимают, что выслуживаться перед этим старым вором и убийцей и служить родине — разные вещи. Дай бог, чтобы назарбаевские псы не поймали Амана».
«А вообще че он, если знает, что фигня это все КНБ, и других взглядов придерживается — че он тогда там тусит? пускай идет к нам! Нам умные люди нужны! Хотя… если предатель — то, может, он всех предаст?»
«Нет, у него просто взгляды, видно, изменились. Ведь многие раньше верили, любили Назарбаева. Я вот, помню, как мои родители — бабушка до сих пор очень ему верит… Так что человек пошел себе на работу, а сейчас просто видит, что ситуация другая, все по-другому… Но если он уйдет — ведь мы многого не узнаем. Думаю, если бы все в КНБ такие были — за народ — то тогда ни Жанаозена, ничего бы не было…»
«К тому же — чей он предатель? Он что, клялся Назарбаеву служить? Он народу клялся. А в интересах народа — знать, че там они задумали, и за кем следят, и кого следующим хотят в СИЗО бросить».
«Предатель» — это, конечно, классная высокопарная категория, но в жизни иногда нужно делать не очень этические вещи ради благой цели. Человек, возможно верил во что-то, теперь понимает, что это не так, что та «стабильность» о которой на каждом углу кричат любители Назарбаева не так ценна, чтобы жертвовать гражданами, свободой и благосостоянием жителей страны ради нее. Это же не слив информации за деньги непонятно кому, человек делает это просто чтобы помочь…»
«Мне вот интересно, а как сами сотрудники КНБ воспринимают поведение «Амана Шабдарбаева»? Ведь от того как многие из них для себя ответят на данный вопрос и будет зависеть судьба страны. Любая система держится до тех пор, пока верят в ее многочисленные идеологические постулаты, следуют придуманным раньше традициям и поддерживают дисциплину. А что, если пример Шабдарбаева станет заразным? И каждый служащий на своем уровне — кто информацией, кто делом, кто саботажем — станет на другую сторону — сторону обычных людей? Может именно отсюда и начнутся изменения в Казахстане?»
Не правда ли, очень «говорящие» комментарии. Нас, нисколько не сомневающихся в правдивости сообщений нашего источника, они заставили серьезно задуматься — может, правда, с помощью таких «шабдарбаевых» страну удастся изменить к лучшему?
Передайте привет «Шабдарбаеву»!
Заслуженный деятель Казахстана, режиссер Болат Атабаева, который, к слову сказать, сам не стал следовать запрету комитетчиков рассказывать о допросах под соусом «неразглашения тайны следствия», приветствует действия «Шабдарбаева», а его самого оценивает как шпиона в тылу врага.
Правда, он подозревает, что под ником «Шабдарбаев», возможно, действует не конкретный человек, а целая группа людей.
- До сих пор ведь идут споры, был ли Шекспир на самом деле или это группа людей. И правду об «Амане Шабдарбаеве» мы узнаем, когда этот режим сдохнет, — уверен Болат Атабаев. — Но то, что «Аман Шабдарбаев» делает, — ценно, и это признак того, что правда на нашей стороне. Привет «Шабдарбаеву»!
«Признаем его патриотом»
Председатель ОСДП Жармахан Туякабай, в прошлом спикер парламента и генеральный прокурор Казахстана, считает, что все зависит от рода информации, которой делится «Шабдарбаев».
- Если человек не затрагивает секреты, касающиеся национальной безопасности, а озвучивает информацию о злоупотреблениях и нарушениях закона, то это нормальное явление и должно иметь место быть. В данном случае этот «Шабдарбаев» может быть признан патриотом, человеком, который беспокоится за свою страну, — убежден г‑н Туякбай.
Жармахан Айтбаевич также уверен, что, если примеру «Амана Шабдарбаева» последуют остальные винтики системы, изменения в стране будут налицо.
- Все боятся лишиться своей должности, поэтому готовы исполнять любой приказ, даже преступный. И это самое страшное. Тому пример события в Жанаозене. Но ответственность лежит не только на тех, кто отдавал приказ стрелять, но и на тех, кто его исполнял, — считает Жармахан Туякбай. — Исходя из этого, если чиновники будут отказываться выполнять антигуманные или преступные приказы, то есть надежда, что у нас произойдут изменения. Ведь те, кто отдает приказы, боятся огласки своих имен, и если завтра исполнители не будут бояться их называть, то не будет и самих преступных приказов.
Согласен с г‑ном Туякбаем и бывший следователь по особо важным делам КНБ Арат Нарманбетов.
- Если у этого «Амана Шабдарбаева» есть фактаж, который свидетельствует о нарушениях законов Казахстана, или Конституции станы, или задач, которые стоят перед органом, в котором он служит, то я только положительно оцениваю его письма, — дал он оценку действиям своего «коллеги».
Побольше бы таких «Шабдарбаевых»
Бывший военнослужащий, офицер, а ныне практикующий юрист Даулет Жумабеков, отстоявший право, свое и своих товарищей по службе, на положенные законом квартиры в рамках движения «СВ-Бомж», не понаслышке знает, что такое приказ, который не обсуждается.
- Но лично я не стал бы выполнять приказы, которые считал бы преступными, и не стал бы работать там, где меня заставляли бы это делать. Это одна из причин, почему я не хочу идти на госслужбу, — заявил г‑н Жумабеков. — Что касается этого «Шабдарбаева», то Казахстан ратифицировал международное право, в котором имеется понятие «преступный приказ», который может считаться таковым, если может привести к человеческим жертвам или нарушению закона. В этом случае неисполнение такого приказа оправданно.
По мнению г‑на Жумабекова, таких «Шабдарбаевых» должно быть большинство.
- Законы выполняются потому, что они признаются большинством людей, и если большинством они признаются несправедливыми, тогда они и работать не будут, это очевидно, — считает юрист, но признает, что в нашей ситуации до этого очень далеко.
Источник: Газета “Голос Республики” №17 (239) от 11 мая 2012 года
Continue Reading:
ГАЗЕТА — «Ищут пожарные. Ищет милиция…»