Шестнадцатое декабря 2011 года войдет в историю Казахстана как Черный день. Впервые власти страны санкционировали расстрел мирных граждан. Пролилась кровь, погибли люди. Мы не знаем, сколько – 15 или 70. Кто-то считает, что этим власть переступила грань, за которой начинается кровавый этап развития казахстанского авторитаризма, и нужно бить в колокола. Кто-то, напротив, видит в этом проявление силы государства, способного противостоять деструктивным элементам, и предлагает не драматизировать ситуацию.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Верим своим глазам
Главный вопрос — правомерность применения властями оружия в Жанаозене. Те, кто оправдывают стрельбу по забастовщикам, мотивируют это необходимостью поддержания общественного порядка. Аргумент — забастовщики напали на полицейских, и те применили оружие для
а) самозащиты и б) предотвращения дальнейшего насилия. С этого, собственно говоря, и начинается их дискуссия с оппонентами, которые доказывают, что именно полицейские виноваты в эскалации насилия.
Таким образом, есть две совершенно противоположные оценки событий 16 декабря в Жанаозене. Есть мнение властей, которые оправдывают действия полицейских, и есть мнение самих жанаозенцев, оппозиции, независимых журналистов, которые считают применение оружия против людей неправомерным. Кому верить?
Понятно, что есть очевидцы и с той, и другой стороны, но они, как правило, участники событий, поэтому, строго говоря, верить им тоже нужно очень осторожно. Количественный набор свидетельских показаний с той и другой стороны нам ничего не даст — на каждое свидетельство будет представлено контрсвидетельство.
В этом случае лучшим доказательством может быть только то, что можно увидеть своими глазами. И видеокадры, снятые на сотовый телефон кем-то из жителей города и выложенные в Интернет, представляют самое убедительное свидетельство в пользу тех, кто обвиняет власти в неправомерности стрельбы по людям.
Все, кто видели этот ролик, убеждены, что в Жанаозене стреляли не в НАСТУПАЮЩИХ, а в УБЕГАЮЩИХ людей. Это принципиально! Потому что это противоречит официальной версии, доказывающей, что полицейские были ВЫНУЖДЕНЫ открыть огонь, иначе были бы растерзаны толпой.
На самом деле в указанном ролике прекрасно видно, что полицейские и неустановленные люди в штатском, по сути, расстреливают безоружных, которые от них убегают. Более того, полицейские преследуют их и добивают раненых. Видно, что идет расправа над мирными невооруженными людьми.
Факты против слов
Резонно предположить, что власти, желая опровергнуть эту точку зрения, должны предоставить свои доказательства в виде других видеокадров, подтверждающих, как забастовщики нападают на полицейских и избивают их. Известно, что полиция все свои мероприятия подобного ранга фиксирует на видео, более того, из других видеосвидетельств, просочившихся в Интернет, ясно, что такая съемка на площади велась и 16 декабря. Так что кадры того, что происходило, у силовиков, безусловно, имеются, следовательно, им ничего не стоит показать их.
Однако время идет, но силовики не торопятся предъявлять обществу свои доказательства. Почему? Думаю, потому что эти видеоматериалы не подтверждают их версию развития событий. Убежден, что эксперты Акорды, посмотрев отснятое, однозначно вынесли вердикт — огласка записей работает против властей Казахстана.
Потому что, даже если на этих кадрах забастовщики на первом этапе оказали сопротивление полицейским, пытавшимся их оттеснить с площади, это абсолютно не является достаточным основанием для того, чтобы открывать огонь на поражение. Ни в одной стране мира не додумаются стрелять по безоружной толпе только потому, что она не подчиняется требованиям полицейских. И поэтому видеозаписей от силовиков мы, скорее всего, не увидим никогда.
А раз так, то все адекватно мыслящие люди вынуждены при оценке происшедшего исходить из фактов, которые имеются, — то есть все тот же видеоролик, где документально подтверждается факт расстрела убегающих людей, у которых нет ни оружия, ни агрессивных намерений, ни численности, многократно превосходящей сотрудников правоохранительных органов.
Повторяю — это факт, все остальное — только слова, которым грош цена: во-первых, потому что они не подтверждаются документально, а во-вторых, потому что произносятся заинтересованными лицами.
В этом смысле по своей убедительности видео с простого мобильного телефона перевешивает работу мощного пропагандистского аппарата Акорды. Любой увидевший эти ужасные кадры понимает, что в той ситуации нет никакого разумного объяснения убийствам. И любые ссылки на то, что эти люди оказывали неповиновение властям, говорят только о цинизме и правовой безграмотности тех, кто это заявляет.
Наличие этого ролика превращает все обилие официальной информации о событиях в Жанаозене в потоки откровенной лжи. Но я с ужасом думаю, что было бы, не появись эта видеозапись в Интернете.
Скорее всего, цифра жертв бы уменьшилась до минимума, а стрелявшими стали бы сами забастовщики, по вине которых якобы погибли ни в чем не повинные люди. И самое мерзкое, что в этом случае казахстанцам ничего бы не оставалось, как поверить в эту наглую ложь.
Ложь как норма жизни
Отдельно хотелось бы сказать по поводу мародеров и поджогов.
Во-первых, не верю! Покажите мне видео, на котором видно, как именно люди из числа забастовщиков грабят магазины и поджигают здания. С чего я должен полагаться на заявления официоза, который абсолютно не внушает доверия?
Пока не будет прямых доказательств причастности забастовщиков к мародерству и поджогам, я оставляю за собой право считать, что их инспирировали спецслужбы, желая тем самым очернить бастующих нефтяников.
А чем, собственно говоря, эта версия хуже той, которую мне подсовывают власти? Нет доказательств? Так и у них нет.
При этом меня абсолютно не устроят доказательства в виде признательных показаний тех, кого полицейские мордовали в подвалах. Я прекрасно знаю, как выбиваются такие показания. Наши костоломы за полдня могут заставить любого сознаться в том, что тот убил Джона Кеннеди или подстроил аварию принцессе Диане. Так что «чистосердечное признание» у нас в Казахстане еще ни о чем не говорит.
Во-вторых, любые погромы и мародерство — по определению следствие плохой работы правоохранительных органов. Мародеры появляются там, где наступает безвластие, где полицейские теряют контроль над городом.
В сытой Америке после урагана «Катрина» точно так же бесчинствовали мародеры, но там был ураган, парализовавший деятельность властей мегаполиса. А какое стихийное бедствие позволило появиться мародерам в Жанаозене? Кто спровоцировал беспорядки и почему это вылилось в погромы?
Ответ очевиден — бездарные либо провокационные действия властей, приведшие к столкновению забастовщиков с полицией и, как следствие, к кровопролитию и безвластию в городе. Грош цена власти, которая, собираясь разогнать забастовщиков, не позаботилась о безопасности города. Это же не ураган, не стихия, это вещи предсказуемые и, можно даже сказать, очевидные.
Я уж не говорю о провокаторах, которых кто-то же подготовил и направил. Хотя сегодня нет никаких прямых доказательств, не исключено, что, как только власть поменяется, мы узнаем многое из того, что сегодня скрыто пеленой служебной тайны. Но это под большим вопросом, а вот то, что мы получили благодаря небольшому фрагменту снятого на мобильный телефон 16 декабря видео, уже сегодня дает нам право судить о тех, кто сегодня правит в Казахстане.
Согласитесь, что, случись подобное в любой мало-мальски цивилизованной стране, правительство на другой день ушло бы в отставку, руководители силовых ведомств, причастных к событиям, оказались бы фигурантами большого и очень предвзятого парламентского расследования, а президент вынужден был бы не пропадать с телеэкранов, оправдываясь перед возмущенными соотечественниками. Я уже не говорю, что в стране прошли бы многотысячные митинги протеста, на которых больше всех досталось бы полицейским.
В нашей стране все по-другому. У нас во всем виноваты те, в кого стреляли. Их таскают на допросы, их держат в подвалах, выбивая нужные показания. Более того, в рамках этих событий хотят расправиться с лидерами оппозиционной партии, фабрикуя против них обвинение в разжигании социальной розни. О чем это говорит? О том, что ложь, клевета, подлог, насилие и жестокость стали нормой жизни наших властей.
Людям свойственно верить тому, что они видят собственными глазами. С этой веры, собственно говоря, и начинается прозрение, в том числе и гражданское. И чем больше будет прозревших, а это объективный процесс, идущий параллельно научно-техническому прогрессу (та же всеобщая телефонизация), тем труднее будет идеологам власти оправдывать существование режима, потерявшего нравственные ориентиры.
Источник: Газета “Голос Республики” №6 (228) от 17 февраля 2012 года
View the original here:
ГАЗЕТА — Верьте глазам своим!