Двадцать лет назад концертные залы мог усыплять только экстрасенс Кашпировский. Сегодня талантом гипнотического внушения может похвастать любой казахстанский аким. Раз в год руководители областных, городских и районных администраций обязаны проводить сеансы массовой релаксации – отчетные встречи с подвластным населением. Вчера этот ритуал совершил павлодарский градоначальник Оразгельды Каиргельдинов.
Автор: Александр БАРАНОВ
Отчетные встречи руководителей исполнительной власти на местах задумывались как суррогат демократии. Народу, лишенному возможности выбирать акимов и депутатов, в качестве утешения раз в год предоставляют возможность лицезреть власть имущих и послушать очередной доклад об успехах социально-экономического развития родного города или района. Но подобное общение мудрых верхов с благодарными и послушными низами в отечественной политической культуре превратилось в оригинальный жанр зрелищного искусства. Содержание, как в опере или оперетте, дело второе и даже третье. На первом плане — форма.
По шаблону
Итоговую отчетную встречу павлодарского мэра, прошедшую 28 февраля в городском дворце культуры, нужно рассматривать только в формальном контексте. Никакой нормальной содержательной части у нее не было изначально. Ну как можно за отведенные 40 минут рассказать о социальной и экономической жизни большого города? Никак. Точно так же невозможно в строго лимитированные 40 минут интерактивного общения с залом понять, чего же хотят горожане.
Тем более что горожан в зале ГДК практически не было. Вернее, их был минимум. Собранные со всего города и его окрестных сел ветераны госслужбы и действующие чиновники всех мастей заняли первую половину зала, а во второй расселись представители этнокультурных центров и бюджетники. Были, конечно, нежданные граждане, но мало. И экспромты их были невыразительны.
Либретто выступления было построено по традиционной схеме. Сначала преамбула с набором обязательных идеологических постулатов (о 20-летии независимости, Зимних азиатских играх, досрочных президентских и парламентских выборах, на которых «казахстанцы продемонстрировали активную гражданскую позицию»), а потом нарезка из социально-экономических свершений.
Скажу как есть
Все 40 минут, отведенные для доклада, аким рапортовал о чем-то абстрактном. О растущем грузообороте и пассажирообороте, о росте розничной торговли и промышленного производства. Об уровне жизни тоже говорил. Оказывается, продукты в минувшем году практически не дорожали. Рост цен на них составил какие-то 0,4 процента, на промтовары чуть больше — 4,7. Круче всего подорожали услуги — на 7,3 процента.
Но в целом, как уверил Оразгельды Алигазинович, жизнь ничуть не стала хуже. Месячный прожиточный минимум в Павлодаре составил 13763 тенге. Из них на продукты у усредненного статистикой обывателя ушло 8 277 тенге, а остальные — на покупку промышленных изделий и оплату услуг. Глядя на холеное лицо докладчика, я попытался мысленно представить себе его самого, живущего на прожиточный минимум. Не получилось.
Тем временем г‑н Каиргельдинов углубился в сферу благоустройства, которая чуть ли не каждый год потрясает павлодарцев нескромностью финансовых трат и буйством дизайнерских решений. Быстро пробежавшись по зеленым насаждениям (высажено 800 саженцев) и цветникам (их общая площадь составила 115 тыс. кв.м), градоначальник свернул на асфальтовые дороги и тротуары, фонари уличного освещения и светофорные переходы.
На огромном телеэкране, выставленном на сцене ГДК, мелькали кадры, демонстрировавшие самое неоднозначное и дорогостоящее дизайнерское решение прошлого года — уложенные брусчаткой трамвайные пути, «окаймленные» цветочными горшками (в это вбухали сотни миллионов тенге). В общем, кто не верит, что жизнь стала краше, тому либо к окулисту, либо к лору.
Впрочем, в этом году красота проймет до мозгов и без помощи врачей: в связи с предстоящим форумом приграничного сотрудничества с участием президентов Казахстана и России расходы на благоустройство возрастут в полтора раза.
Потом как-то все смешалось в кучу, и залу поведали о развивающемся народном творчестве, внутриполитической стабильности, строительстве жилья и даже укреплении библиотечного фонда. На тридцатой минуте повествования о прекрасной жизни немощные старики, пригнанные для массовки, стали впадать в сон и ронять седые головы на грудь. Сеанс релаксации удался.
По истечении 40 отведенных минут доклад закончился, и зал зааплодировал. Затем быстро и скомканно провели интерактив с залом. В нем запомнился лишь сидевший в президиуме секретарь гормаслихата Михаил Желнов, который периодически обрывал выступающих.
- Уважаемый, ваш вопрос понятен, — веско чеканил депутат и, лишив слова одну часть зала, тут же давал отмашку другой: — Женщина с третьего микрофона — давай.
Мы и они — параллельные миры
Если навскидку вспомнить тематику публикаций в павлодарских СМИ и сравнить ее с докладом градоначальника, легко увидеть: павлодарцы и чиновники весь 2011 год жили в непересекающихся мирах. В одном мире горожане возмущались бездумностью трат на ландшафтный дизайн, на цветочное декорирование улиц и площадей (флористика была страстью бывшего губернатора Бакытжана Сагинтаева, ушедшего месяц назад в правительство). А в другом — акимат рапортует о низких темпах инфляции и уверяет, что в Павлодаре можно прожить на 13763 тенге в месяц.
Народ удивляется, почему до сих пор не начато расселение из ветхого жилья, почему не построен поселок ИЖС в Кенжеколе и кардиохирургический центр, а Оразгельды Алигазинович в ответ читает по бумажке о каком-то жилом доме для ветеранов, построенном бог знает где. Что это за дом, никто толком не видел, не знает, зато все знают помпезное здание областной прокуратуры, выстроенное в рекордные сроки в живописном месте на берегу Иртыша.
Когда аким говорит о внушительном экономическом росте и открытии новых производств, ему хочется напомнить о позорной практике закулисных публичных слушаний по оценке экологических последствий этих проектов. И вообще пожаловаться на ухудшающуюся экологическую обстановку и преступную безучастность чиновников и нуротановских депутатов.
В Павлодаре, в котором живут люди, монополисты одной рукой дерут тарифы, а другой строят дорогие коммерческие объекты. В городе чиновников жители весь год кружат в хороводах и празднуют Азиаду, победу Нурсултана Назарбаева и «Нур Отана» на досрочных выборах, День Астаны и юбилей независимости. Горожане и бизнесмены стонут от коррупции, а у Оразгельды Каиргельдинова голова болит о развитии народного творчества и укреплении внутриполитической стабильности.
В общем, практическая значимость прошедшей отчетной встречи заключается лишь в том, что тысяча чиновников и бюджетников (столько было зарегистрировано участников) прогуляли первую половину дня. И учитывая, что зарплату они получат в полном объеме, расслаблялась вся эта тусовка во главе с акимом за счет простых горожан, живущих в совершенно другой социально-экономической действительности.
See the article here:
В Павлодаре жить уже краше, лучше, веселее