Карагандинские власти озвучили итоги расследования причин обрушения жилого дома в микрорайоне «Бесоба». Их много, но все можно отнести к тому, что называют «человеческий фактор»: безответственность и халатность как застройщика, так и чиновников. Городские власти пришли к выводу, что сносить нужно все объекты в «Бесобе».
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Напомним, 1 апреля дом №7 в жилом комплексе Караганды «Бесоба» начал трещать по швам. Образовалась трещина, жильцов из него выпроводили, аким Караганды Бауржан Абдишев ввел на объекте режим чрезвычайного положения, началось расследование причин. Однако 6 апреля вторая секция дома №7 рухнула.
По факту обрушения была создана рабочая комиссия, результаты работы которой городские власти обещали озвучить сначала 20 апреля, потом 26, и так каждый раз сроки переносились. В последний раз комиссия обязалась дать заключение 15 мая — и дала.
Утром 15 мая пресс-служба акима города опубликовала на официальном сайте «Акт расследования причин возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории жилого комплекса «Бесоба». Оказалось, что акт действительно был составлен 26 апреля, когда и собирались представить результаты расследования общественности, но решились обнародовать акт только три недели спустя. Почему?
Что скрывали власти?
Итак, комиссия установила, что основные причины возникновения ЧС появились «на начальном этапе подготовки и строительства объекта в 2005—2006 гг.; отсутствие достоверных инженерно-геологических данных, привлечение к проектированию проектной организации без наличия соответствующей лицензии; некачественное выполнение строительства нулевого цикла».
Есть в документе любопытный момент: специалисты института КазМИИР, проводившие обследование грунтов и объектов после ЧС, еще в середине апреля заключили, что «в зоне возможного риска находятся все жилые дома» в «Бесобе». Всего в элитном микрорайоне 3 заселенные новостройки, еще две стоят недостроенными. Все они находятся «в одинаковых инженерно-геологических условиях», то есть под фундаментом этих зданий те же набухающие грунты, особенности которых не учла проектирующая строительство домов организация.
Видимо, именно из-за этого пункта, который говорил о наличии угрозы для жизни «бесобинцев», власти и скрывали старательно акт. По всей видимости, не хотели сеять панику среди населения. Вместо правды чиновники заверили жильцов домов в «Бесобе», что в ближайшее время специалисты укрепят фундаменты и конструкции. Однако страховочные мероприятия провели только в устоявшей первой секции злополучного дома №7.
Нарушение на нарушении, нарушением погоняет
Далее, как следует из официального акта, проектирующая фирма, по указке которой применялся ленточно-столбчатый тип фундамента для песчаной основы вместо свай для глинистой, не имела права делать проектно-сметную документацию для строительства жилых объектов, так как не имела лицензии. При разработке ПСД специалисты руководствовались техническим отчетом другой субподрядной организации, которая не удосужилась провести лабораторные испытания грунта. Хотя при допросе директор фирмы утверждал, что отправлял образцы в лабораторию, но там его показания не подтвердили. Между прочим, на проект заказчиком было выделено 10 миллионов тенге подрядчику. Тот в свою очередь нанял субподрядчика за 6,5 миллионов тенге. Судьба остальных средств неизвестна.
Не имела лицензии и организация, которая должна была провести инженерно-геологические исследования грунта в лабораторных условиях. Частная экспертная организация, утвердившая проект строительства, дала заключение вообще без рассмотрения рабочего проекта! Сам рабочий проект при этом даже не был разработан.
Допустили халатность и строители, которые при вскрытии грунта обнаружили глину вместо песка. По идее, ответственное лицо, контролирующее ход возведения жилого комплекса, должно было поставить в известность проектировавшую объект организацию, чтобы были проведены корректировки. Но и этого сделано не было.
Кроме этого при строительстве тоже были отклонения от проекта, строители допустили низкую прочность бетона, жесткость зданий получилась недостаточной, несущая способность каркаса — неудовлетворительной. Что уж тут говорить о позабытых ливневках, которые должны были спасти подвалы домов от талых вод…
Словом, как следует из заключения комиссии, главной причиной возникновения ЧС стало халатное отношение практически всех, кто имел отношение к строительству, к выполнению своих обязанностей. Кстати, хозяевами стройки в разное время были разные компании, последним — ТОО «СервисПромСнаб». Но до этой фирмы обследование грунта, обращение в организации, не имеющие лицензий, и т.д. осуществляли прежние владельцы.
Члены комиссии порекомендовали департаменту государственного архитектурно-строительного контроля выйти с предложением в Агентство по делам строительства и ЖКХ по совершенствованию законодательства, ужесточающего требования к подрядным организациям.
Специалисты подчеркнули также отсутствие плановых проверок со стороны ГАСКа в период с 2005 по 2009 год. Кроме того, контролирующее ведомство не стало проверять наличие лицензий у проектной организации, доверившись представленным данным ТОО «СервисПромСнаб». Вслед за ним члены государственной приемочной комиссии не удосужились проверить достоверность всех разрешительных документов.
Может, члены комиссии и ГАСКа закрыли глаза на нарушения за определенную сумму? Среди многих карагандинцев бытует мнение, что дом погубила коррупция. Как бы там ни было, но такое просто безобразное отношение к своим обязанностям на всех ступенях строительства и принятия в эксплуатацию жилого объекта привело к печальным последствиям.
Жилой комплекс снесут, жилье придется ждать
Акт заключения комиссии вечером 15 мая озвучили жителям «Бесобы». Чего и стоило ожидать, три жилых дома (№5, 6, 7) и два недостроенных (№3, 4) признаны аварийными. Под ними тот же набухающий грунт, нет ливневок, защиты фундамента. А заказчик строительства допустил те же нарушения, что при строительстве рухнувшего дома.
Впрочем, как заверил заместитель начальника департамента по ЧС Карагандинской области Мурат Катпанов, установленные специалистами «маячки» на трещинах в домах не разъехались. Но сколько простоят дома в таком состоянии — вопрос открытый.
- Все дома соответствуют категории аварийного состояния, но сегодня угрозы проживанию в них нет, они могут год простоять, могут два, — успокоил «бесобинцев» аким Караганды Бауржан Абдишев. — На страховочные мероприятия для трех домов требуется практически миллиард тенге. Даже если мы изыщем деньги, проведем укрепительные мероприятия, никто не дает гарантии, что дома будут стоять. Поэтому я инициировал перед акимом области и правительством вопрос — лучше попросить из резерва правительства средства и на этом месте поставить новые дома.
Карагандинцы приняли нерадостную новость в гробовом молчании. Многие знали о перспективах, кто-то был удивлен, однако криков возмущения не было. Понятное дело — после ЧС никто не хочет жить в аварийном доме, спрос на покупку квартир в «Бесобе» вообще исчез. Поэтому идею администрации города приняли молча, решив, что лучше выселиться, чем потом искать в завалах трупы родных.
В планах чиновников снести весь жилой комплекс. И застроить его заново. Другой такой объемной площадки с подведенной инфраструктурой в городе нет. В ближайшие дни этот вопрос будет обсуждаться на уровне правительства. Специально в столицу выедет аким Карагандинской области Абельгази Кусаинов.
На снос и застройку новых объектов потребуется почти два миллиарда тенге. Если вопрос с финансированием решится положительно, то в ближайшее время жильцам «Бесобы» придется съезжать.
- Да, это займет не год и не полтора, а как минимум два, но все будет на договорных обязательствах с жильцами, — продолжил аким. — Кому негде жить, будем размещать. Вышли с инициативой в область и правительство, чтобы разрешить жить им в Майкудуке (окраина Караганды) в домах, построенных по программе занятости-2020.
А еще власти обещают, что пока дома будут строиться, банки заморозят выплаты по ипотечным кредитам.
Что же касается собственников квартир рухнувшей секции дома №7, то всего 15 человек согласились подписать договор цессии. Им власть обещает предоставить квартиры в начале лета в доме №35 по проспекту Шахтеров, который строится по государственной программе ипотечного жилья. 30 мая он будет сдан в эксплуатацию, почти 10 дней уйдет на регистрацию объекта в департаменте юстиции и перевод его в коммунальную собственность города. Только после этих процедур они получат ключи от новых квартир.
- Кто не будет заключать договор — их право, они будут ждать, пока нам не выделят деньги из резерва правительства на строительство. Других вариантов нет, сегодня нет механизма, чтобы государство из собственных средств возмещало частные квартиры. В идеале вы должны судиться с застройщиком, но мы не можем оставить жителей города в беде, поэтому нашли лазейку — договор уступки права. Больше законных вариантов нет, — заключил градоначальник.
Достраивать дома №3 и 4 нет смысла по тем же причинам, по каким решено снести весь микрорайон. Но пока вопрос о них не стоит, стройка заморожена, директор строительной фирмы сбежал. Однако в перспективе, после согласования с дольщиками строительства, и эти дома снесут. Речь идет о 129 дольщиках, которые финансировали строительство. 56 из них являются жителями Караганды. Остальные проживают в других городах, одна жительница Южного Казахстана заплатила аж за 17 квартир! Но, по словам градоначальника, каждый получит только по одной квартире.
Круг виновных ширится
Тем временем управление специальной прокуратуры Карагандинской области проводит следственно-оперативные мероприятия. 64 человека официально признаны потерпевшими. В течение двух-трех месяцев обещают закончить расследование. Пока официально предъявлены обвинения трем лицам, но, по словам начальника управления специальной прокуратуры Мухамедкарима Бектурсынова, круг подозреваемых может расшириться до 20—25 человек.
- Круг подозреваемых получается довольно-таки обширный. В рамках первого уголовного дела принято решение о возбуждении уголовных дел в отношении застройщиков, проектировщиков, в данный момент решается вопрос в отношении должностных лиц, осуществлявших государственный строительный контроль. Это буквально все, что я могу, не раскрывая тайны следствия, предать гласности, — сказал жителям прокурор.
Тайна следствия, к сожалению, не позволяет и назвать фамилии чиновников, замешанных в этом деле. По всей вероятности, они слишком уж громкие — как-никак подписи на акте государственной приемочной комиссии ставили первые руководители ответственных органов. Достоверно известно лишь, что в качестве подозреваемого проходит и бывший заместитель акима Караганды (ныне аким Сарани) Виктор Иванов, который в 2009 году был председателем комиссии.
Многих «бесобинцев» интересовал вполне резонный вопрос: наложен ли арест на недвижимость членов государственной приемочной комиссии и представителей ГАСКа, в том числе и на имущество Виктора Иванова? Это важно, потому как если их вина будет установлена, то в гражданском порядке можно будет потребовать возмещения ущерба с чиновников. Прокурор в ответ пробурчал нечто невнятное, вроде «приняты меры по возможной конфискации имущества», но утвердительно на вопрос, арестована ли недвижимость г‑на Иванова, так и не ответил. Значит, у подозреваемых есть время переписать все свое имущество на третьих лиц…
Visit link:
В Караганде намерены снести «Бесобу»