В субботу в Жанаозене взрывом газа почти полностью было разрушено кафе «Парус», где обычно обедают местные полицейские. Происшествие породило массу слухов: одни считают, что это диверсия, и таким образом народ мстит полицейским за декабрьский расстрел, другие — что причина в обычной халатности.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Взрыв в кафе-баре «Парус» произошел около девяти утра. Пострадало три человека: администратор кафе и двое посетителей.
Говорят, это полицейские: зашли утром выпить пива, хотя хозяева кафе утверждают, что не знают, кто их клиенты. Работница кафе сейчас находится в городской больнице: у нее обгорели лицо и руки — 26% поверхности тела покрыто ожогами. Посетителям повезло меньше: один находится в реанимации жанаозенской больницы, другого увезли в Актаускую областную больницу.
Взрыв в «Парусе» привлек много внимания не только из-за пострадавших. Сейчас Жанаозен находится почти на военном положении. Вечером в городе вырубают иллюминацию, а погруженные во тьму улицы патрулируют омоновцы. Судя по всему, здесь введен негласный комендантский час: после 21.00 мужчинам на улицу лучше не выходить. «Только если с девушкой, но обязательно нужно брать документы, — рассказывают жанаозенцы. — Вчера знакомая с мужем вышла на улицу, так мужа заставили поднять руки, обыскали, проверили документы…». Люди не совсем понимают, чем объяснить такие меры, ведь со дня декабрьских событий прошло более восьми месяцев.
А тут еще вдребезги разнесло кафе (по официальной версии причина в утечке газа), в котором обедали работники местной полиции.
Расположено оно в сотне метров от печально известного ГУВД Жанаозена, городской прокуратуры и уголовного суда.
Версии как всегда самые разные — от «мстят полицейским» и «началась партизанская война» до «халатность газовиков».
Нам удалось побывать на месте события уже в воскресенье. Жанаозен буквально плавился от жары и задыхался от пыли: городской термометр показывал +45, а пыльная буря заволокла весь город. Поэтому на пустынных улица можно было увидеть только наряды военных и редких прохожих.
Кафе «Парус» находится почти на окраине города, и тут с утра уже кипела работа: полным ходом шел разбор здания — после взрыва от общего зала кафе почти ничего не осталось, вышибло даже часть кирпичной стены, а работники городских коммунальных служб и филиала АО «КазТрансАймак» раскапывали газовую траншею — искали причину утечки газа.
Взрыв произошел на улице, уверена хозяйка кафе Алия Муканова. Она тоже была в это время тут — в жилых комнатах, пристроенных к задней части здания кафе. Из ее рассказа выяснилось: Камбит пришла на работу в 8.00 утра, проверила, как обычно, помещение (постоянные посетители кафе обычно курят), включила кондиционеры. Минут через тридцать в кафе зашли двое мужчин, попросили пива и спички — прикурить сигарету. Женщина принесла спички и пошла на кухню, а через пару секунд произошел хлопок. Запаха газа, открывая кафе, она не почувствовала.
- Они все сразу выбежали на улицу, — рассказала хозяйка кафе. — Одного мужчину отвезли в больницу, другого на машине довезли туда, потом «скорая» отвезла Камбит — она получила ожоги, — говорит Алия Муканова.
Хозяйка «Паруса» уверена: виной всему старый газовый колодец и неизвестные люди, которые за два дня до взрыва спускались внутрь. К тому же рядом с кафе завершается строительство сауны.
- Возможно, владельцы сауны решили пустить газ. Наверное, заявку подали, а газовики решили открыть заглушку старого газового колодца, — предположила Алия. — Этот колодец, насколько я знаю, даже на балансе уже не стоит. Там всегда стояла заглушка. Два дня назад я была в Актау, и администратор мне звонила: кто-то в колодце копается. Потом произошел взрыв. Сотрудники ЧС приехали со своими приборами и сразу сказали: у вас тут газ, но вы не причем. У меня кухня, трубы, котельная — все цело. Камбит даже газовую плиту включить не успела. Взорвались основной и ВИП залы…
Специалисты ЧС объяснили Алие: газ собирался на улице, через дверь проникал внутрь здания, скапливался в углах. Почему администратор не почувствовала запаха газа, да еще в таком количестве, что скопление привело к взрыву, никто не знает.
Хозяйка «Паруса» свое кафе, понятно не застраховала и заявление на возмещение ущерба писать не собирается.
- А кто будет возмещать? Мне советуют провести независимую экспертизу, но, думаю, сами ЧСники во всем разберутся, — говорит Алия. — Возможно, утечка была под землей, поэтому они траншею и выкопали.
Администратор и повар кафе 48-летняя Камбит Лесбаева сейчас находится во втором хирургическом отделении Жанаозенской больницы. Лицо обожжено, руки в бинтах, капельница… В палате невыносимая духота. У больничной кровати родственники.
- Я услышала хлопок, только успела обернуться и крикнуть: «Что вы там делаете?». Потом поняла, что у меня горят лицо и руки, — рассказала Камбит. — За два дня до этого к газовому колодцу приезжали трое мужчин на новом уазике. На нем было написано название какой-то охранной организации. Один из них был в синей спецовке. На ней не было написано, откуда он, из какой организации. Я вышла, стала ругаться: что им там нужно, в колодце этом? Они ответили, что просто проверяют.
- Ее машину — она стояла около входа в кафе, буквально разнесло, значит, на улице рвануло, — присоединилась к разговору одна из женщин, ухаживающих за Камбит. — Там огромные вмятины. Лобовое и заднее стекло — вдребезги…
Вернувшись к разрушенному кафе, мы решили зайти в строящуюся рядом сауну. Хозяев на территории не оказалось. Внутри шел ремонт. На временной кухне газовый баллон и старая плита.
Газовые трубы внутри до конца не смонтированы. Снаружи — та же картина. Рядом с территорией сауны сидели работники «КазТрансАймака».
- Создана комиссия. Сейчас выясняют, отчего взрыв произошел, — сообщили рабочие. — А начальство вы не найдете. Выходные же…
Они рассказали, что на этот объект — старый колодец — «вроде никто из наших не выезжал».
- Эта линия закрыта давно. Подземные газопровод идет вот к этому зданию, — газовики показали на полуразрушенное здание бывшей туберкулезной больницы. — Больница закрылась, а на газопровод поставили заглушку — он не функционировал.
- А эта линия подсоединена к основному газопроводу?
- Конечно, просто на этом отрезке заглушка была, — уточнили рабочие.
Комментарии в ГУВД, сотрудники которого были постоянными посетителями кафе «Парус», нам давать не стали.
- Приходите завтра, сейчас никого нет. Досаханов (начальник ГУВД) дома, а его заместитель только что вышел, — ответил дежурный.
У местных жителей мы узнали, что взрывы «от газа» последнее время в Жанаоезене не редкость. В прошлом году сгорела почти дотла частная клиника предпринимателя Жалымбетова. Она расположена в том же районе, почти рядом с кафе «Парус».
- Жанаозен раньше был самым спокойным городом. Все началось года четыре назад. Какие-то непонятные взрывы, разборки. Первый такой случай в первом микрорайоне произошел — там мебельный салон сгорел дотла. Говорили, тоже из-за утечки газа. Потом пошло, поехало…, — рассказала одна из жительниц Жанаозена.
Официально причиной взрыва в кафе «Парус» названа утечка газа. По какой причине она произошла, сейчас выясняется. Но вот станет ли известно, кто те люди, которые привезли к опечатанному колодцу человека в синей униформе, еще вопрос.
Read the article:
В Жанаозене взорвали полицейских