По словам главы МИД Туркменистана Рашида Мередова, «в рамках визита запланировано участие президентов Туркменистана и Республики Казахстан в церемонии ввода в эксплуатациютуркмено-казахстанского участка транснациональной железной дороги «Север-Юг»(международная железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран)».
Со своей стороны глава АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» Аскар Мамин ранее сообщал прессе, что открытие «участка железной дороги Узень (Казахстан) — государственная граница с Туркменистаном» состоится 11 мая в присутствии первых лиц государств, а «сразу после торжественного открытия этой дороги из Казахстана в Туркменистан отправятся первые составы с зерном». Правда, пока только в Туркменистан…
Напомним, что меморандум о строительстве железной дороги Узень (Казахстан) — Гызылгая-Берекет-Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран) был подписан весной 2007 года в Тегеране на встрече глав трех прикаспийских государств: Ирана, Туркменистана и Казахстана. Весь маршрут имеет протяженность 934,5 км, из которых казахский участок составляет 130 км, туркменский — 722,5 км, иранский — 82 км.
По согласованным планам, международный транспортный коридор «Север-Юг» должен был полноценно заработать в декабре 2012 года. Однако в сентябре прошлого года президент Бердымухамедов аннулировал контракт с иранской компанией «Pars Energy» на строительство туркменского участка международной железной дороги «Север-Юг».
И хотя он при этом заверил партнеров, что туркменская сторона в срок выполнит обязательства по строительству своего участка железнодорожного пути, этого не произошло. В результате в январе этого года в отставку был отправлен заместитель председателя правительства Туркменистана по транспорту и связи Розымырат Сейиткулыев, который поплатился своей должностью за срыв введения в строй дороги Казахстан-Туркменистан-Иран.
Только в марте президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил на брифинге, что «мы завершили строительство 500-километрового участка железной дороги от станции Берекет в Туркменистане до границы с Казахстаном, являющегося частью трансконтинентального транспортного коридора «Север-Юг» протяженностью свыше 700 километров. Вдоль этой трассы имеются линии электропередачи, системы связи и другие необходимые коммуникации, полностью соответствующие международным стандартам».
Впрочем, радоваться пока рано. Железнодорожная магистраль даже с введением в стройказахстанско-туркменского участка будет весьма «куцей» до момента появления железнодорожного коридора, ведущего к Ирану. Потому что только с введением в строй иранского участка железнодорожная система выйдет к Персидскому заливу, а с другой стороны появится путь через Казахстан в Европу и Китай. И только тогда у аграриев республики появится возможность не ждать открытия российских и украинских портов, а отправлять зерно на мировой рынок.
Кстати, кроме зерна Казахстан планирует транспортировку своей нефти по железной дороге «Казахстан-Туркменистан-Иран». Во всяком случае, об этом ранее заявлял гендиректор АО «КазТрансОйл» Каиргельды Кабылдин. По его словам, «такой маршрут может быть организован и, скорее всего, он появится. Хотя, как известно, сейчас в отношении Ирана действуют санкции Евросоюза и США из-за его ядерной программы, и, наверно, этот риск Казахстаном также будет учитываться».
Но вот что касается даты запуска участка Туркменистан-Иран, то пока она доподлинно неизвестна. Ранее посол Ирана в Астане, Горбан Сейфи неопределенно говорил о «начале лета текущего года». Так что подождем начала лета, когда транснациональный проект откроет странам Европы и Азии выход в Центральную Азию и к Персидскому заливу.
Аналогичная возможность появится и для транзита грузов из государств Южной и Юго-ВосточнойАзии, с берегов Индийского океана в страны Северной и Восточной Европы — через Иран, Туркменистан, Казахстан и Россию.
Оригинал статьи —