Три дня назад в Кыргызстане при загадочных обстоятельствах исчез президент сети лицеев «Сапат» Орхан Инанды. В Бишкеке десятки людей выходят на митинги с требованием найти руководителя организации. Президент «поручил» МВД создать следственную группу для поисков пропавшего. Почему исчезновение кыргызского гражданина турецкого происхождения вызвало резонанс? Имеет ли Анкара отношение к его исчезновению?
ЗАГАДОЧНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
3 июня десятки людей собрались перед резиденцией президента Кыргызстана с требованием найти Орхана Инанды. Такие же акции прошли перед посольством Турции 1 и 2 июня. Участники акции говорят, что за исчезновением президента сети кыргызско-турецких лицеев «Сапат» могут стоять спецслужбы Анкары.
Орхан Инанды, живущий в Кыргызстане с 1995 года, пропал вечером 31 мая. Его машину нашли на следующее утро. Двери машины были открыты, ценные вещи на месте.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров поручил министерству внутренних дел и Государственному комитету национальной безопасности (ГКНБ) усилить поиски. В «Сапате» объявили о вознаграждении за информацию о местонахождении Инанды.
Сын Инанды, Юсуф Косе, говорит, что его отец в последний раз выходил на связь с ним 31 мая в 18 часов. С тех пор его судьба неизвестна. Полиция Кыргызстана возбудила уголовное дело по статье «Похищение человека».
Адвокат Зоотбек Кудайбергенов говорит, что получил неподтвержденную информацию о том, что Инанды силой удерживают в Бишкеке.
«По нашей неподтвержденной информации, применяют силу и удерживают его. Авто нашли у одного кафе в Октябрьском районе. Ценные вещи были на месте. Это говорит о том, что не было цели обокрасть. Если бы это был грабеж, то ценные вещи забрали бы», — сказал он.
ГКНБ же заявил, что спецслужбы еще в 2019 году получили информацию о намерениях отдельных членов организованной преступной группировки похитить Инанды с целью получить выкуп.
Инанды был проинформирован об угрозе похищения, ему рекомендовали привлечь личную охрану и принять меры предосторожности, сообщили в ГКНБ.
По словам родственников, после этого Инанды действительно нанял охранников, но в тот вечер он был один.
1 июня Рейхан Инанды, жена президента сети лицеев «Сапат», обратилась к властям Кыргызстана через социальную сеть.
«Я хочу лишь, чтобы муж в здравии вернулся к нам. Я прошу власти Кыргызстана оказать содействие в его поисках. Из турецких СМИ наверняка всем известно, что если его депортируют из страны, то его жизнь будет подвергнута опасности. Я боюсь за его безопасность. Я верю в справедливость и дружелюбие кыргызского народа. Надеюсь, что моего мужа не депортируют», — говорит на видеозаписи Рейхан Инанды.
Кыргызская служба Азаттыка сообщает, что Орхан Инанды получил кыргызское гражданство в 2012 году, но неясно, отказался ли он от турецкого гражданства. Он руководит «Сапатом» с 2001 года.
КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ СОБЫТИЯМ ИМЕЮТ ТУРЕЦКИЕ ВЛАСТИ? ФАКТЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Директор «Сапата» Нурлан Кудайбердиев связал похищение Орхана Инанды с политической обстановкой в Турции, предположив, что за этим делом «могут стоять турецкие власти».
«У этого человека не было врагов. Турция в связи с политическими событиями похищает своих граждан в разных странах. У нас такие предположения, потому что Орхан Инанды ни с кем не конфликтовал, он дипломатичный человек», — заявил Кудайбердиев.
В 2019 году Анкара потребовала от властей Кыргызстана экстрадиции двух сотрудников сети «Сапат» — Синана Йылмаза и Санжара Абдулхакима. Генеральная прокуратура Кыргызстана одобрила их выдачу. Дело вызвало общественный резонанс, Первомайский районный суд Бишкека отменил решение прокуратуры, посчитав его незаконным, а запрашиваемые лица не были выданы Турции.
«Сапат» работает в Кыргызстане с 1992 года. Изначально организация называлась «Себат». Сейчас в сеть входят 16 лицеев, международный университет «Ала-Тоо», международная школа UWIS и четыре начальные школы. В заведениях обучаются более 10 тысяч школьников и студентов, работает 995 преподавателей из Кыргызстана, 131 — из Турции и 52 — из других стран.
Анкара связывает школы «Сапат» с турецким богословом Фетхуллахом Гюленом, который живет в Соединенных Штатах. Гюлен считается одним из основателей сети турецких лицеев в Центральной Азии. Однако сами лицеи отрицают причастность Гюлена к деятельности учебных заведений. Стоит отметить, что в начале 1990‑х годов, когда в Центральной Азии начали открываться турецкие лицеи, Гюлен и нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган были соратниками. В конце 1990‑х между ними случился разлад, и богослов уехал за границу, став главным оппонентом Эрдогана.
В 2016 году в Турции была предпринята попытка военного переворота, и официальная Анкара объявила Гюлена его организатором, а основанное им движение «Хизмет» — террористической организацией. Гюлен отверг эти обвинения. При попытке путча погибло 250 человек. В Турции начались массовые аресты людей, которых власти называли связанными с Гюленом. Многие из них преподавали в учебных заведениях в Турции и других странах.
После этих событий Турция потребовала от Кыргызстана закрыть турецкие лицеи. Однако бывший тогда президентом Кыргызстана Алмазбек Атамбаев отказался выполнить это требование, заявив, что лицеи не представляют угрозы. За этим последовал дипломатический конфликт между двумя странами. Тем не менее в 2017 году «Себат» был перерегистрирован и переименован в «Сапат», а в состав его учредителей вошло министерство образования Кыргызстана.
Во время визита в Кыргызстан в 2018 году Эрдоган снова поднял вопрос о школах «Сапат» и предложил вместо них открыть альтернативные школы, которыми будет заниматься турецкий фонд «Маариф». В мае 2021 года в министерстве образования Кыргызстана сообщили, что в новом учебном году в Бишкеке откроется первая школа фонда «Маариф» на 61 класс.
Как пишет кыргызский сайт Kaktus.Media, турецкие СМИ обвиняют Инанды в том, что он защищает интересы основанного Гюленом движения «Хизмет». Кыргызстан не предпринял никаких действий против Инанды в связи с обвинениями. Сам Инанды ранее говорил, что в Кыргызстане занимается исключительно вопросами образования.
В марте этого года министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на встрече с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым заявил, что «организация FETO представляет угрозу для Кыргызстана». Под FETO Анкара подразумевает «Хизмет», которую причислила к разряду «террористических организаций».
Кыргызский политолог Адиль Турдыкулов говорит, что Анкара постоянно напоминает кыргызским властям о Гюлене.
«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает образовательную систему, основанную Фетхуллахом Гюленом, террористической. Поэтому на людей, относящихся к этой системе, оказывается давление не только в Турции, но и в других странах. И на руководство стран, в которых свободно живут люди, имеющие отношение к Гюлену, Турция оказывает давление. Мы знаем, что такое давление, пусть и не открыто, оказывалось и на Садыра Жапарова. Если Турция вывезла Орхана Инанды и кыргызская спецслужба имеет к этому отношение, то это очень большая ошибка. Это вызывает сомнения в национальной безопасности, это можно назвать предательством», — комментирует он.
Другой кыргызский политолог, Эсен Омурканов, придерживается мнения, что Инанды вывезли турецкие спецслужбы.
«Власти Турции теряют рейтинги, партия Эрдогана раскололась на три части, а оппозиционные партии набирают силу. При поддержке всего в 30 процентов он пытается привлечь внимание на себя, организовывая подобные шоу. Из Кении похитили 30-летнего учителя, что в Турции превратили в шоу. Им было нужно сделать то же самое с похищением Орхана Инанды», — полагает он.
Бывший посол Кыргызстана в Турции Мамбетжунус Абылов говорит, что в исчезновении Инанды нет никакой политической подоплеки.
«Тут большой поток денег. Возникает мысль, что это дело провернули те, кто хорошо владеет информацией. Возможно, они заинтересованы в деньгах или в его месте. Экономика в Кыргызстане слабая, а организованные преступные группировки никуда не делись. Возможно, хотят потребовать выкуп. Я не думаю, что эта история испортит отношения между Кыргызстаном и Турцией», — говорит экс-посол.
В 1992 году в Казахстане тоже была открыта сеть турецких лицеев. После переезда Гюлена в Соединенные Штаты, когда его назвали противником турецкого правительства, Анкара просила Казахстан закрыть турецкие лицеи. После попытки военного переворота в 2016 году давление усилилось. Казахстанско-турецкие лицеи не закрылись, но были переименованы в лицеи «Білім-инновация». В 2017 году группа турецких учителей заявила, что власти Казахстана не продлевают им визы и они вынуждены вернуться в Турцию, но по возвращении могут быть привлечены к суду.
По данным сайта «Білім-Инновация», в фонд входят 27 государственных лицеев «Білім-Инновация», три частных лицея, две международные школы и два колледжа. Изначально доля турецких преподавателей в заведениях составляла 90 процентов, сейчас иностранцев — 11 процентов.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»