Таможенный союз, похоже, решил идти своим, отличным от Европейского Cоюза, путем. Если в ЕС зазывали сплошь респектабельных буржуинов и страны, пытавшиеся походить на них, то в разной степени авторитарные режимы с постсоветского пространства становятся центром притяжения подзабытых уже было социалистических стран.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Во вторник на вьетнамско-казахстанском бизнес-форуме президент Социалистической Республики Вьетнам Чыонгу Тан Шангу напомнил о высказанном на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) намерении создать зону свободной торговли с Казахстаном, Россией и Белоруссией. В ответ хлебосольный казахстанский премьер, отказавшийся от своего обыкновения щеголять знанием английского по бумажке и выступавший на интернациональном русском, отреагировал одобрительной тирадой:
- Вы упомянули о развитии зоны свободной торговли между ТС и Вьетнамом, правительство Казахстана поддерживает это предложение, и после внесения соответствующих договоренностей это вступит в силу.
Тирада была достаточно забавной: во-первых, премьер-министр Казахстана говорил, получается, даже не за Нурсултана Назарбаева, а за президентов сразу трех стран — участников ТС. А во-вторых, возникали вопросы о ценности Таможенного союза, коль скоро его участники так рады возможному вливанию в их ряды Социалистической Республики Вьетнам, а не какого-нибудь флагмана капиталистического труда.
Возьмем количеством
Видимо, после долгих попыток затащить туда незалежную и самостийную решили создавать зоны свободной торговли с кем придется, здраво рассудив, что когда интеграция не блещет качеством, можно придать ей веса количеством. А потому президент Вьетнама был обречен на доброжелательность:
- Уважаемый господин президент, ваш визит во главе представительной вьетнамской делегации является, на мой взгляд, важным событием… — промурлыкал казахстанский премьер, но потом озадаченно уставился на вьетнамца, то снимавшего, то надевавшего наушники.
- Есть перевод? — наконец дошла до Масимова возможная причина манипуляций Тан Шанга с проводами.
- Есть, есть, — заверили из зала.
Убедившись, что дело не в технике, глава казахстанского правительства попытался начать свою речь прямо с того места, на котором закончил, но, выбросив важность визита для Вьетнама, выдал «…так и для Казахстана». Вышло эффектно с точки зрения того, кто в ком больше нуждается.
- Подписанные вами документы, ваши встречи с руководством страны, парламента открывают большие перспективы для нашего взаимовыгодного сотрудничества, — продолжал лить дипломатический елей на душу вьетнамского президента казахстанский премьер. — Мы сегодня отметили во время нашей с вами встречи, что достигнута договоренность об установлении прямого воздушного сообщения, я думаю, это один из важных факторов, который поможет стимулировать развитие как бизнеса между нашими странами, так и туризма.
Далее выяснилось, что в торгово-экономических отношениях между двумя странами есть «очень значительный потенциал, реализация которого позволит выйти нам на совершенно новый уровень взаимовыгодного сотрудничества».
- Мы предлагаем вьетнамским бизнесменам расширить свое присутствие в Казахстане, я думаю, что и у казахстанских бизнесменов появится интерес по инвестированию в вашу страну, — заявил премьер. — Я думаю, есть сектора, в которых очень много открывается новых возможностей развития: в туристической, в банковской, в нефтегазовой, телекоммуникационной сферах и в других у вьетнамских предприятий есть очень много хороших наработок, чтобы полнее входить в рынки на территории как Казахстана, так и всего Таможенного союза.
Накормим и оденем 9 миллиардов
При инвестировании вьетнамских компаний на территории Казахстана открывается достаточно большой рынок по всему Таможенному союзу, в том числе на территории Российской Федерации и Белоруссии, добавил премьер.
- Мы сегодня обсуждали результаты форума АТЭС, там говорилось, что до 2050 года население мира увеличится до 9 миллиардов человек, поэтому развитие продовольственной безопасности является одним из важнейших факторов дальнейшего развития, — напомнил Масимов. — Думаю, что сотрудничество между нашими странами в области сельского хозяйства с учетом большой территории Казахстана, где можно выращивать очень много сельскохозяйственной продукции, в том числе с привлечением вьетнамских компаний, — потенциально это очень большие возможности для нашего совместного развития.
Окончательно впечатление от того, что руководство Казахстана видит в юго-восточной стране чуть ли не источник диверсификации, возникло после подписания меморандума о взаимопонимании по развитию легкой промышленности между национальным агентством по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, компаниями Viet Vuong Trading, KUSTO Group и ЗАО «Фирма «Формика», согласно которому в Казахстане будет создан ряд СП по производству одежды и обуви.
- Мы хотели бы с казахстанскими и дальше с российскими партнерами открыть индустриальную зону легкой промышленности в Казахстане, рассчитывая продвигать продукцию не только в Казахстане, но и в России и в Белоруссии, что выгодно с точки зрения логистики и налогообложения, — прокомментировал подписанный документ журналистам управляющий партнер Viet Vuong Trading Трин Хи. — Мы надеемся, что Вьетнам, так же, как Россия и Казахстан, скоро войдет во Всемирную торговую организацию, и тогда производства в Казахстане станут хорошими воротами для продвижения в Европу.
Правда, с дислокацией первенца вьетнамского легкопромышленного похода на Европу стороны пока не определились.
- Мы рассчитываем на свободную экономическую зону, например, в Шымкенте либо вблизи с границей с Россией. Но первым, наверное, Шымкент будет, — сказал Хи. — Сегодня мы рассматриваем производство демисезонной продукции и текстильных изделий, потому что в дальнейшем мы можем рассчитывать на производство здесь и в Узбекистане хлопка. Обувная промышленность — тоже хорошее направление, которое мы рассматриваем, возможно, в Костанае развивать, но там требуется кожа для переработки.
Именем елбасы…
Возвращаясь же к мантрам Масимова, стоит отметить интерес казахстанского премьера к опыту Вьетнама по созданию специальных экономических зон, потому что «Вьетнам очень динамично развивается в последние годы, и нам было бы интересно перенять некоторый опыт».
- Я думаю, ваш визит, ваши встречи дадут реальные возможности увидеть новые инвестиционные перспективы. Есть такая вьетнамская мудрость: «Если отправился в путь, не возвращайся с полдороги», — сорвал аплодисменты гостей Масимов.
Правда, на этом пути, как выяснилось благодаря президенту Вьетнама Чыонгу Тан Шангу, существуют некоторые рытвины и ухабы: помимо упомянутого отсутствия прямого авиасообщения, это еще и отсутствие посольства Казахстана в Ханое.
- Остаются многие трудности продвижения торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, например, сложности при транспортировке товаров. У нас по-прежнему не существует прямой авиалинии, сейчас есть трудности с получением визы в Казахстан, поскольку у вас нет посольства во Вьетнаме, — несколько остудил пыл премьера гость.
Но тут же, памятуя, видимо, о кратчайших сроках исполнения любого повеления елбасы, решил сослаться на последнего:
- Я с господином Назарбаевым обсудил все эти вопросы, и мы договорились о мерах по их решению: скорейшем открытии прямого авиарейса, также открытии посольства Казахстана во Вьетнаме и создании СП на вашей территории, — подчеркнул Тан Шанг. — С юридической точки зрения мы заключили ряд важных соглашений — об избежании двойного налогообложения, защите и поощрении инвестиций, о сотрудничестве в сфере образования, туризма, авиации.
Однако затем вьетнамский лидер подчеркнул, что «несмотря на положительные изменения торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, достигнутый результат по-прежнему остается весьма скромным и не соответствует ожиданиям лидеров двух стран». Судя по настрою участников встречи, такому положению скоро придет конец: свои к своим тянутся даже через большое расстояние…
View article:
Вьетнам стремится на рынки ТС