Так вот, смею всех уверить, что ничего сенсационного господин Рогов не сказал. Ибо во всех странах мира на территории, где введено чрезвычайное положение и действует комендантский час, выборы и референдумы не проводятся. И логика тут железная: какие могут быть выборы (референдумы) и подведение итогов голосования членами избиркомов, если вечером они должны сидеть дома и пить чай, а не бегать по городу с протоколами в вышестоящие комиссии. Поэтому Игорь Рогов абсолютно прав в том, что «свободное волеизъявление граждан на выборах» может быть «реализовано только в обстановке стабильной общественной безопасности и правопорядка».
Другими словами, выборы под дулами автоматов — это моветон, их не признают нигде в мире. Даже наблюдатели от СНГ скривят физиономии, когда их попросят парламентские выборы 2012 года назвать свободными, честными и прозрачными. Так что КС лишь констатировал очевидную истину о том, что закон «О чрезвычайном положении» запрещает проведение выборов в условиях и в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Каков же выход из создавшегося положения? Видятся несколько вариантов. Например, в понедельник, 9 января, президент Нурсултан Назарбаев издает указ о приостановлении режима ЧП и, соответственно, комендантского часа на территории города Жанаозена на один день — 15 января. (Или на два дня — 15 и 16 января.) После чего выборы могут считаться состоявшимися.
Второй вариант. Президент Нурсултан Назарбаев не издает указа, и, соответственно, выборы в Жанаозене 15 января не проводятся. Например, их перенесут на пятое февраля. В этом случае Центризбирком не станет подводить окончательных итогов выборов, объявлять победителей и так далее.
Все зависли и все ждут. Потому что в ст. 51 Конституции РК записано, что «избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». (Про девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана промолчим, пусть себе избираются, хотя это, конечно, противоречит международной практике.) Подчеркиваю — на основе ВСЕОБЩЕГО избирательного права. То есть если выборы в Жанаозене не проводить, то идет прямое нарушение конституционных прав граждан.
Конечно, по большому счету они уже нарушены, потому что агитации — открытой и свободной — там проводить было нельзя, но этот факт — скорее, для отчета ОБСЕ. А вот лишить граждан страны права голосовать и при этом объявить, что нижняя палата избрана в ходе всеобщих выборов, все равно что расписаться в нелегитимном избрании парламентариев. Поэтому такого, конечно, не будет — не дураки же сидят в Администрации президента и Центризбиркоме!
И наконец, третий вариант. Президент Нурсултан Назарбаев, ознакомившись с решением Конституционного Совета, принимает решение о переносе выборов в Мажилис на более поздний срок по всей стране. Как это будет выглядеть юридически, честно говоря, не знаю, потому как возникает слишком много тонкостей — с какого момента опять разрешить агитацию, нужно ли повторно проводить съезды, предоставлять новые документы в ЦИК…
И еще об одном нюансе. Если объявить 15 января свободным днем от всяческих запретов на территории Мангистауской области, то там окажутся сотни журналистов, наблюдателей, общественников, оппозиционеров, блогеров, правозащитников и так далее. То есть Жанаозен будет открыт, проехать туда сможет любой желающий. Представляете, какие репутационные риски принесет это решение для властей?!
Вот такая непростая задачка нарисовалась для елбасы…
Read More:
Выборы в Жанаозене – быть или не быть?