О том, что власти торопятся завершить до нового года создание Специальной экономической зоны «Павлодар», известно давно. Спешка вызвана политическими соображениями: кабмин хочет успеть протащить льготный налоговый режим для инвесторов до создания Единого экономического пространства, в котором принятие односторонних преференций будет затруднено. Соответственно, экологию и право граждан на участие в принятии экологически значимых решений принесли в жертву политике.
По немецкому образцу, но в нашем исполнении
Несмотря на предусмотренную законом процедуру публичного обсуждения крупных инвестиционных проектов, власти постарались сделать все, чтобы выхолостить взятые на себя в рамках Орхусской конвенции («О доступе к информации и участию общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды») обязательства. Павлодарские чиновники в этом деле большие профессионалы: куцее объявление мелким шрифтом в государственной газете, данное не за 20 дней, как положено, а за 10, и полное отсутствие внятной информации по предварительной ОВОС помогли минимизировать общественное участие в мероприятии.
В небольшом закутке в Управлении предпринимательства и промышленности собрались полтора десятка студентов, два вузовских преподавателя, пара представителей АО «Каустик» и КЭЗ и группа чиновников во главе с заместителем акима города Олегом Круком. Таким представительным собранием и обсуждали проект предварительной ОВОС к
В качестве перспективного образца для специальной экономической зоны был взят Химический парк в немецком городе Леверкузене, где действует 60 предприятий. Появится ли столь внушительный кластер в нашем городе, пока неизвестно, но чиновники очень надеются, что с помощью льготного налогового режима и упрощения административных разрешительных процедур инвесторов в химической отрасли у нас будет не меньше. Но это в очень далекой перспективе.
На данный же момент речь идет о десятке производств, по которым уже имеются потенциальные участники будущей СЭЗ, изъявившие готовность реализовать в Павлодаре свои проекты. На их основе и велась разработка ТЭО и, соответственно, определялась экологическая нагрузка.
Фосфор, хлор и другие
В базовый перечень вошло производство серной кислоты, поливинилхлорида суспензионного, твердых хлорпарафинов, треххлористого и пятисернистого фосфора, поликристаллического кремния и прочих химреагентов общим объемом не менее 340 тысяч тонн в год. Дополнительно к уже имеющимся промышленным выбросам ежегодно в атмосферу будет выбрасываться 516 тонн вредных веществ, в числе которых диоксид и оксид азота, ацетилен, хлористый и фтористый водород, бензопирен, пыль кремния, хлор, сероводород, кислота азотная, дихлорэтан. Всего 28 наименований. Из них 11 относятся к первому и второму классу, то есть считаются чрезвычайно и высокоопасными.
Весь этот ядовитый коктейль опасных производств намечено разместить на территории бывшего химзавода с использованием имеющейся там инфраструктуры и накопителя промстоков Былкылдак. В непосредственной близости к границам
Обо всем этом власти могли рассказать павлодарцам нормальным языком, дав возможность для широкого экспертного обсуждения на нормальной диалоговой площадке. Но они этого не сделали. Потому что,
Пикантность ситуации еще и в том, что одним из ключевых базовых проектов планируемой СЭЗ весь этот год руководство области называло проект производства того самого цианида натрия, который не на шутку переполошил население всего Прииртышья. В самый последний момент данный проект был удален из инвестпрограммы, но в СЭЗ и без цианидов хватает опасных производств. К тому же, речь идет о режиме благоприятствования для инвесторов, и значит, ничто не помешает реанимировать проект с цианидами в любое время. Как только появится соответствующее желание и деньги — площадка для смертельно опасного завода уже готова. И чтобы в преддверии выборов в парламент и маслихаты лишний раз не кошмарить избирателей, слушания изначально были чиновникам не нужны.
Хорошо, что кластеры не летают
Формального отношения к происходящему никто особо не скрывал, и с регламентом особо не церемонились. Когда избранный председателем слушаний замакима города Олег Крук ушел прямо с середины презентации предОВОС, его преемника переизбрать забыли, и бразды модератора самовольно взял на себя заместитель начальника Управления предпринимательства и промышленности Мырзажан Усенов. Который, в свою очередь, запомнился тем, что, апеллируя к регламенту, постоянно перебивал правозащитника Юрия Павленко (он оказался единственным оппонентом предложенного проекта создания СЭЗ) и требовал «не устраивать дискуссию».
Кстати, все полтора часа, что длилось мероприятие, одинокому активисту, а вместе с ним и журналистам напоминали, что слушания затеяны не для полемики. Что шуметь и протестовать — бесполезно. Это хорошо понимал и представитель разработчика ТЭО (ООО «Гипросинтез», Волгоград) Владимир Бочевских, который, отрабатывая контракт, прочитал свой доклад с графиками и таблицами сухим техническим языком, не сильно беспокоясь о том, поймет его публика или нет. Пробежавшись беглым взглядом по карте рассеивания химических веществ, он заверил всех, что на границах
- Таким образом, предлагаемый набор производств не приведет к загрязнению атмосферного воздуха и не ухудшит его качества, — безапелляционно заявил представитель ООО «Гипросинтез».
Правозащитник Павленко попытался оспорить это заявление и поднял вопрос о перспективных рисках, связанных с аварийной ситуацией. Владимир Бочевских делать подобные предположения категорически отказался. И, чтобы показать несостоятельность самой мысли о возможных авариях, провел параллели с авиаперевозками — мол, самолеты теоретически тоже могут упасть, однако людей это не останавливает. Так что применительно к проекту создания химического кластера в Павлодаре вроде как заранее не стоит зацикливаться на техногенных катастрофах.
Слушать и не возражать
Когда Павленко напомнил, что речь идет о чрезвычайно опасных производствах, в которых уже по проекту предусматривается выброс в атмосферу вредных химических веществ, его стали обрывать на полуслове. Чиновники принялись хором отчитывать оппонента за то, что тот слишком много «долдонит» и «балаболит». Тот в ответ громко заявил, что город к созданию СЭЗ не готов, и потребовал отправить соответствующую телеграмму президенту. Началась словесная перепалка — адепты химической отрасли пытались заткнуть одинокого общественника.
- Вот когда сюда придут инвесторы с проектами заводов, вот тогда и проявляйте свою активность. А сегодня не надо, — увещевал правозащитника
В финале вышла и вовсе неприглядная история. Замначальника Управления предпринимательства и промышленности, пытаясь как можно скорее закончить «слушания», неожиданно предложил проголосовать по вопросу создания СЭЗ. И тут случилось нечто удивительное. Приведенные в качестве массовки студенты прониклись не речами организаторов, а позицией их единственного оппонента.
За СЭЗ проголосовало 7 человек, против — 13. Но несмотря на это замначальника управления предпринимательства и промышленности громко объявил изумленным участникам, что большинством голосов проект принимается. Попытку Павленко оспорить подобные толкования итогов голосования, ссылки на Орхусскую конвенцию и угрозу привлечь к уголовной ответственности за фальсификацию документов чиновника не напугали.
- Все, что вы говорите, это ваше личное мнение. Не устраивайте здесь бардак, — крикнул измученный
Семью голосами против тринадцати «избранная» общественность дала согласие от имени всех жителей города Павлодара на создание в районе бывшего химического завода СЭЗ с перспективой строительства в ней десятков опасных предприятий. Возражения не принимаются.
Чистых технологий нам никто не даст
Высказать свое мнение о слушаниях, о СЭЗ и общественном участии в решении экологических вопросов в целом я предложил председателю Экофорума неправительственных организаций Казахстана, руководителю общественной организации «Эком» Светлане Могилюк.
- Светлана Владимировна, с точки зрения соблюдения формальностей, какими были слушания 21 ноября? Что вы думаете о них?
- Изначально можно говорить о нарушении законодательства. Если мы говорим об общественных слушаниях — так, как их рассматривает Орхусская конвенция, — то это хорошее и адекватное информирование всей заинтересованной общественности. То есть, прежде всего, из прилегающих жилых районов — химгородков, Лесозавода и села Павлодарское. Должны быть соответствующие публикации в СМИ, объявления. У нас же власти, как всегда, пошли самым примитивным путем, разместив всего за 10 дней до слушаний соответствующее сообщение в газете. Хотя по правилам срок оповещения должен быть не менее чем за 20 дней. Мне позвонили по поводу слушаний за три дня до их проведения, но я была на выезде и высказала свое возмущение, указав на нарушение закона. Это была профанация и издевательство над процедурой общественного участия.
- Каковы ваши претензии к проекту СЭЗ?
- Мы подготовили от общественного объединения «Эком» свои замечания. Их суть в следующем. Когда нам говорят, что СЭЗ — средство от безработицы, то это не так. Химические производства самые нетрудоемкие. В них достаточно нескольких операторов. Кроме того, прежде чем говорить о создании СЭЗ, необходимо создать зеленый защитный пояс вокруг Павлодара. Кроме того, мы потребовали исключить из перечня потенциальных участников СЭЗ ТОО «
- Организаторы слушаний говорили о планируемых выбросах в атмосферу 28 веществ и уверяли, что они не скажутся на окружающей среде. При этом ссылались на данные о фоновых загрязнениях двух устаревших постов наблюдения «Казгидромета», которые отслеживают содержание в воздухе всего лишь 9 веществ.
- Мы уже который раз повторяем: мониторинг в Павлодаре очень слабый и реальной картины не отражает. Это признают все и на всех уровнях. Об этом открыто говорит министр охраны окружающей среды Нургали Ашим. Следовательно, о какой начальной информации здесь можно говорить? Прежде чем принимать решение о СЭЗ, необходимо сделать хорошую оценку состояния окружающей среды. Неоднократно поднимался вопрос создания сводного тома предельно допустимых выбросов (ПДВ), на который наши депутаты все никак не могут найти деньги. При том, что в бюджет поступают огромные платежи за эмиссии от природопользователей. На мой взгляд, это делается умышленно. Никому не хочется знать реальную картину, чтобы можно было и дальше наращивать производства.
- В прошлом году этот же вопрос по сводному тому ПДВ я задавал руководству Иртышского департамента экологии. Чиновники мне объяснили, что разработка такого документа слишком сложна, потому что в случае перерегистрации или ликвидации хотя бы одного предприятия, изменения технологии или объемов производства придется все составлять заново.
- Есть очень хорошее решение этого вопроса. Во всех продвинутых странах используют Регистр выбросов и переноса загрязнителей. Этот инструмент как раз разработан в поддержку Орхусской конвенции. Он содержит электронную базу данных о выбросах и загрязнителях, которую можно постоянно обновлять. И потом, сводный том ПДВ ведь тоже можно разработать как электронную систему, а не как книжку, как у нас привыкли. Если еще нельзя создать национальный РВПЗ, то надо пока создать региональный регистр. Это вполне реально, и существуют соответствующие технологии. Так что возможности есть, и все, что мы слышим, это отговорки.
- Насколько дорого сегодня обеспечить нормальный мониторинг и разработать РВПЗ?
- Недавно я побывала в
- Сторонники СЭЗ успокаивают павлодарцев, говоря о том, что пока речь идет лишь об ожидаемых проектах, а не конкретных инвестиционных программах. Дескать, когда инвесторы придут, тогда каждое производство также пройдет через горнило слушаний и будет обставлено экологическими требованиями.
- В этой связи возникает два опасения.
- Насколько серьезно можно воспринимать планы организаторов СЭЗ размещать в Павлодаре исключительно безопасные химические производства?
- Однозначно наукоемкие производства к нам не придут. У нас нет большого потенциала научных разработок, которые бы можно было реализовать на базе СЭЗ. Приобрести современную чистую технологию — это очень дорогое удовольствие. И нам будут скидывать наиболее грязные производства. Как в другие страны третьего мира. Это глобальная тенденция, и надо быть реалистом. Надо понимать, что никто нам сюда не привезет чистые современные технологии, которые с успехом можно развивать у себя в Германии, создавая рабочие места. Нам скинут те технологии, которые там неугодны. По поводу которых европейские активисты выходят на массовые акции протеста. Там общественность выйдет на улицу, ударит кулаком по столу — и грязное производство закроют. А к нам его привезут. И если уж говорить о европейских подходах, то те же самые цианиды, которые нам сюда пытались внедрить, в Европейском Союзе вообще запрещены. И производство, и использование.
- Решение по СЭЗ принято. Что теперь?
- Надо добиваться того, чтоб общественное участие было не формальным, а реальным. Сейчас в Павлодаре создается Орхусский центр, который будет работать на постоянной основе. Надо жестче подходить к выбору планируемых для СЭЗ предприятий. Чтобы не появилось того же завода по производству цианида натрия. И, конечно же, надо развивать общественный интерес к экологической проблематике.
- Наши граждане интересуются проблемами защиты окружающей среды, но только у себя дома, лежа на диване. По новостям показывают многотысячные акции протеста
- У нас очень мало
- Вы упомянули общественный совет при акиме ВКО, который занимается и вопросами экологии. При акиме Павлодарской области также действует координационный совет по взаимодействию с НПО, в котором есть экологическая комиссия.
- Летом мы создали эту комиссию, потом в сентябре состоялся областной форум НПО, и Бакытжан Сагинтаев громко с трибуны пообещал, что ближайшее заседание совета по работе с НПО будет посвящено вопросам экологии. Оно до сих пор не состоялось. Более того, не проработаны вопросы статуса данного совета и процедура его работы. Вопрос остался на месте.
Read More:
Всемером решили за всех павлодарцев